Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 771
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Баян - наиболее распространенный инструмент группы гармоник. Краткая история его создания. Происхождение названия инструмента. Гармоника - «прабабушка» баяна. Отличие баянов от гармоник. Основной прием звукоизвлечения и регистровая система. Зависимость силы звука от работы мехом.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Пение детских песен в сопровождении баяна.
2. Упражнения в игре на шумовых музыкальных инструментах (трещотках, бубнах, погремушках) в сопровождении баяна.
3. Подвижные игры («Ремешок», «Пирог») и серия заданий на воспроизведение элементов русского народного танца в сопровождении баяна.
Произвольная импровизация на баяне, гармонике.
Тема 7. Аккордеон (2 часа)
Происхождение названия инструмента. Сравнительный анализ аккордеона с «братом»-баяном и «прабабушкой»-гармоникой. Особенности конструкции и peгистровая система аккордеона. Зависимость силы звука oт работы мехом. Современное использование аккордеона (в домашнем музицировании и на концертной эстраде - в ансамблях и оркестрах).
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Пение детских песен и подвижные игры в сопровождении аккордеона.
Музыкальные загадки «Чей голос?» (определение аккордеона на слух).
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Трещотки, деревянные ложки. Краткая история возникновения и эволюции. «Дрова», «полено», коробочка и их изготовление в домашних условиях. Применение народных ударных инструментов в составах русских народных оркестров.
В этом же разделе рассматриваются ударные инструменты симфонического оркестра: литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый барабан.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Упражнения в игре на ударных инструментах (ложках, трещотках, бубнах).
2. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение на слух балалайки-примы) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
3. «Лесные музыканты», «Ярмарочные картинки» - музыкальные инсценировки с ударными инструментами.
Тема 9. Гусли (2 часа)
«О чем рассказали гусли?» - фрагменты былин «Садко», о легендарном киевском сказителе и музыканте Бояне. Краткая история-версия о возникновении инструмента. Виды гуслей: клавишные, щипковые, звончатые. Родственные струнные инструменты: цимбалы, цитры и арфа. Общий принцип устройства и соответствие количеству струн.
Различия в настройке, размерах и приемах игры. Основные приемы игры на клавишных, щипковых и звончатых гуслях. Современный круг использования инструмента.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1..Упражнения в игре на цитрах при помощи медиатора (основными приемами - глиссандо и выщипывание струн).
2. Музыкальная викторина «Чей голос?» (Польшина А. "Инструменты русского народного оркестра»).
Произвольная импровизация на цитрах.
Тема 10. Домра малая (2 часа)
Краткая история создания инструмента. Домра - самый популярный инструмент скоморохов. Роль искусства скоморохов на Руси. Воссоздание В.В. Андреевым русской домры. Конструкция и строй домры малой. Использование медиатора (современного варианта древнего плектрома - косточки или перышка). Трех- и четырехструнные домры. Общность строя и конструкции четырехструнной домры с мандолиной и скрипкой. Основные приемы игры: при помощи медиатора (тремоло, отдельные удары), без применения медиатора (пиццикато).
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Упражнения в игре на домре малой основными приемами (при помощи медиатора - отдельными ударами и без медиатора - пиццикато).
2. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение на слух домры малой) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
3. «Маленькая сказка» - упражнение по карточкам (изучение строя домры малой).
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Полный состав группы трехструнных домр. Сравнительный анализ конструкции, строя и функций домры малой и домр -альта, -баса и -контрабаса (выявление аналогий и различий). Солирующая и аккомпанирующая функции домры-альта. Функция гармонического фундамента домр -баса и -контрабаса. Различия тембров в группе домр. Основные приемы игры: отдельные удары, пиццикато, тремоло.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Упражнения в игре на домре -альте основными приемами (простым ударом и пиццикато).
2. «Маленькая сказка» - упражнение по карточкам (изучение строя инструментов).
3. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение домры малой, домр -баса, -контрабаса и группы домр на слух).
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Рожок, свирель, жалейка, брелка, кувычки и их «предки». Традиционные «детские» инструменты: свирельки, жалейки, свистульки, продольные флейты, «ягодные дудки» и возможности их изготовления из «подручного материала» растительного и животного происхождения.
Рожок с «братьями» - использование в русском народном оркестре группы из трех или четырех рожков.
Народная флейта-свирель. Возможность использования сказки «Подарок Буренки» (автор С.А. Ермолова) при изучении жалейки. Жалейка и брелка - «сестрички-близнецы». Кувычки (кугиклы) - набор деревянных дудок.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Упражнения в игре на народных духовых инструментах (свирель).
2. Музыкальные загадки «Чей голос?» (различение на слух рожка, свирели и жалейки).
Музыкальная инсценировка по книге «Лесные музыканты».
Тема 13. Гитара (2 часа)
Происхождение названия инструмента. Краткая история возникновения и эволюции. Появление гитары в России. Популярность «русской» - семиструнной и «испанской» - шестиструнной гитары. Солирующая и аккомпанирующая функции гитары. Строй гитары (проведение аналогий с домрой малой). Современный круг использования гитары (от бытового музицирования до концертной эстрады).
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Пение детских песен в сопровождении гитары и задание на различение солирующей и аккомпанирующей функций гитары.
2. Упражнения в игре на гитаре основными приемами (удар и выщипывание струн).
3. «Маленькая сказка» - упражнения по карточкам (изучение строя гитары).
4. «Чей голос?»- музыкальные загадки.
5. Произвольная импровизация на гитаре (короткие музыкальные «зарисовки» о героях книги «Лесные музыканты»).
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Происхождение названия. Состав первых оркестров и ансамблей скоморохов: гусли, домры, гудки, волынки, дудки, бубны. Функции ансамблей и оркестров скоморохов. Современные ансамбли русских народных инструментов: «Терем-квартет», «Сказ», фольк-группа «Ярмарок» (различия составов). Дуэт, трио, квартет.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Серия заданий «Сколько нас поет?» (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
2. Игра в ансамбле домр, балалаек, ударных и шумовых инструментов.
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Происхождение названия. Прообразы первых оркестров русских народных инструментов - скоморошьи ансамбли и военная музыка.
Состав военных оркестров: сурны, фуяры (флейты), рога, трубы, накры, литавры, барабаны. Различие задач военных оркестров и скоморошьих ансамблей. Инструментальная музыка при царских дворах (оркестр Петра I). «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль В. В. Андреева) - основа первого оркестра русских народных инструментов. Значение оркестра Андреева. Современные оркестры русских народных инструментов: «Русские узоры», оркестр им. Осипова.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Серия заданий «Сколько нас поет?» (ансамблевое и оркестровое звучание) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
2. Игра в шумовом оркестре.
3. Музыкальная инсценировка (заключительная сцена в «Ярмарочных картинках») - игра в шумовом оркестре.
Т.В. Галицына
«Рисуем сказку»
Календарно-тематический план
по изобразительной деятельности и художественному труду
для детей младшего дошкольного возраста
Раздел I. «В гостях у красавицы Осени»
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 8 часов
Занятие 1. «Яичко простое и золотое»
Задачи:
1. Формировать у детей представление о дружной семье, о бережном отношении друг к другу, умение радоваться самым простым событиям в жизни семьи.
2. Учить передавать приблизительно правильную форму предмета округлой, овальной формы.
3. Познакомить детей с понятием «теплые цвета».
Содержание: «Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое...»
Задание:нарисовать простое яичко белой краской, а золотое - краской «теплого цвета» (по выбору).
Материал:гуашь белого цвета, теплого цвета (желтая, охра, оранжевая, красная), тонированная бумага в форме гнезда.
Литературный ряд:загадки о курице, цыплятах; пословицы и поговорки о доме, семье.
Музыкальный ряд:шумы: птичий двор, русская народная мелодия.