Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 735

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Пластические зарисовки «Дикие животные зимой»: трусливый заяц, голодный волк, хитрая лиса, хлопотливая белка.

Игра-загадка «Как зимуете, друзья?».

Творческое задание: «Сложи снежинку» (мозаика).

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Цель: формировать у детей художественно-поэтическое представление о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, развивать чувство восхищения и радости от встречи с красотой и энергией весенней природы, удивления от событий, происходящих в природе в это время года, желание понять причину этих событий, их взаимосвязь.

Задачи:

1. Формировать потребность и умение видеть и чувствовать красоту весенней природы.

2. Дать конкретные представления о характерных явлениях весенней природы.

3. Формировать способность устанавливать связи между некоторыми природными явлениями.

4. Формировать потребность и умение наблюдать за птицами.

5. Познакомить детей с первоцветами.

6. Воспитывать потребность бережного отношения к объектам живой природы.

Содержание:

Изменения в неживой природе: солнце, воздух, земля, вода. Природа «просыпается». Красота событий, динамика.

Голоса весенней природы. Жизнь леса. Растения: деревья, кусты, трава. Растение – живой организм. Условия жизни растений.

Встреча птиц. Дикие животные весной. Первоцветы. Насекомые. Почему надо беречь природу.

Весна в пословицах и поговорках. Труд человека весной.

Художественное слово:

Пословицы и поговорки о весне.

Заклички солнца, птиц.

Стихи о весне

Загадки о весенних явлениях погоды.

Сказка С. Николаевой «Путешествие колобка».

Музыкальный ряд: шумы: журчание ручья, дождь, гроза, голоса птиц.

Пластический ряд:звуковые и пластические импровизации: тает снег, звенит капель, журчит ручей.

Игры-упражнения на произвольное внимание «Веселые потехи сосулек», «По первым проталинам».

Игра-упражнение «Птичий базар» - стая птиц прилетела к кормушке, птицы ворчат на мороз, птицы радуются солнцу и т. д.

Подвижная игра«Веселые ручьи».



Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Цель:формировать у детей представление о щедрости лета, дарящего людям все богатство природы, развивать потребность разумного использования этих даров, желание беречь природу.

Задачи:

1. Дать детям начальные представления о природоохранной деятельности, познакомить с правилами общения с природой.

2. Помочь детям увидеть красоту добрых поступков, желание

совершать их самим.

3. Продолжать развивать интерес детей к наблюдению природных объектов, явлений.

4. Совершенствовать способность видеть, чувствовать красоту окружающего мира.

Содержание:

Наступление лета. Красота, богатство красок, событий этого сезона. Солнце, воздух, вода, земля «приглашают в гости».

Правила общения с природой. Добрые и недобрые поступки. Их итог. Что нам больше нравится. Народная мудрость о роли природы в жизни людей, об отношениях с природой. Какими будут наши встречи с природой.

Художественное слово:

Д. Биссет «Добрая дорога».

Пословицы и поговорки о лете, природе, деятельности людей.

Стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок…».

Музыкальный ряд:шумы леса, голоса птиц.

Пластический ряд:пластический этюд-фантазия «Вырос чудо-цветок на поляне».

Пластическая игра-загадка «Что вы видели в лесу?»

Игра с закличкой«Радуга, появись!»

Тематический план и содержание занятий

Старший дошкольный возраст

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Цель:формировать у детей осознание целостности мира и места человека в нем, углублять процесс самопознания через взаимодействие с природой.

Задачи:

1. Формировать представления детей о своем организме, интерес к нему.

2. Познакомить детей с доступным пониманием строения органов чувств.

3. Дать представление о различии и сходстве в мире природы.

4. Познакомить с органами чувств животных и растений.

5. Формировать понятия «неживая» и «живая» природа.


6. Воспитывать желание заботиться о своем организме, беречь окружающий мир.

7. Воспитывать чувство единства с природой, радости и непреходящего удивления от общения с ней. Расширять представления детей об окружающем мире.

8. Дать представление о планете Земля как общем доме для всего, что на ней находится.

9. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в отношении к окружающему миру, желание гуманных, созидающих действий.

Содержание:

Целостное представление о природе. Три ее составляющих: «неживая» природа, мир растений, мир животных. Место и роль человека. Красота мира.

Органы чувств – средства познания, наши добрые друзья. Органы чувств как общие жизненные признаки человека и представителей «живой» природы (растений и животных). Правила гигиены и бережного отношения к своему здоровью.

Устройство дома: пол, крыша, освещение, водопровод, вентиляция. «Устройство» нашей планеты. Мир «неживой» природы, выполняющий роль основных элементов настоящего дома.

Материки и океаны. Страны. Наша Родина. Кто мы. Наши соседи по планете. Планета Земля – наш общий дом. Правила общежития. Красота мира и красота добрых поступков, отношений.

Художественное слово:

К.Д. Ушинский «Наше Отечество».

Стихи: О. Трошенкова«Пять друзей», «Это – поле, это – лес…»,

Л.Савчук «Наша планета Земля», Я. Абидов «Земля».

Сказка Э. Маклеррена «Гора, полюбившая птицу».

Пластический ряд: театральные игры-этюды «Дворник и листья», «Девочка и букет». Групповые этюды из волшебных рук. Конкурс на самое интересное пластическое решение, яркий художественный образ, оригинальное название своего букета.

«Веселая перекличка имен». Разноцветье среди нас.


Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Цель:совершенствовать у детей поэтическое представление об осени как времени «засыпания» природы, подготовки ее к долгому зимнему «сну», доброй хозяюшке, наводящей порядок в природе для ее будущего пробуждения.

Задачи:

1. Совершенствовать у детей умение видеть красоту осенней природы.

2. Углублять представления детей о сезонных изменениях в неживой природе, жизни растений и животных.

3. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи между происходящими явлениями и событиями.

4. Помочь понять последовательность природных явлений, их взаимосвязь.

5. Расширять представления детей об осени как щедрой хозяюшке.

6. Продолжать знакомство детей с народными традициями в отношениях людей с природой.

7. Воспитывать интерес и уважение к труду людей, его результатам, потребность участия в добрых делах.

Содержание:

Динамика и последовательность природных изменений осенью, их особенная красота. Солнце, воздух, земля, вода – помощники осени. («Остывание» солнца. Остывание воздуха, земли, воды).

Куда и почему улетают птицы. «Хозяйственные дела» обитателей леса, подготовка к зиме. Как природа заботится о животных и человеке: семена, плоды, ягоды, грибы.

Как человек заботится о природе осенью. «Зиновий-синичник» - праздник встречи зимующих птиц.

Труд людей. Хлеб – всему голова. Праздники овощей на Руси.

Художественное слово:

Г. Скребицкий. «Четыре художника. Осень».

Э. Киселева «Мороз и Осень».

А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Сказки О. Трошенковой «Синичка», «Почему улетают птицы».

Русская народная сказка «Война грибов с ягодами».

Пословицы и поговорки об осени, земле, хлеб.

Приметы осени.

Загадки об овощах, грибах, ягодах;

Стихи.

Музыкальный ряд: шумы: звуки осеннего леса.

Зрительный ряд:

И. Левитан «Осень», «Золотая осень», «Осенний пейзаж»,

«Поздняя осень».

И. Шишкин «Полдень».