Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 753

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Музыкально-пластические импровизации:

- музыкальная инсценировка сказки «Колобок».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Найди свой калач» и «Кострома»;

- музыкальная игра «Что колобок делает».

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Русская народная сказка «Два мороза»

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский, I симфония «Зимние грезы», I часть (фрагмент) ;

- Г.В. Свиридов «Романс»;

- А. Левитова «Летят снежинки».

Материал для пения:

- Р. Козловский «Елочная»;

- А. Островский «Хорошо, что снежок пошел»;

- М. Красев «Зимняя песенка»;

- Н. Елисеев «Первый снег».

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Материал для пения:

- русская народная песня «Ой ты зимушка, зима», обработка Л. Олифировой;

- Е. Тиличеева «Что нам нравится зимой»;

- Т. Попатенко «Будет горка во дворе»;

- Т. Бырченко «Снежок»;

- Н. Елисеев «Зима».

Элементарное музицирование:

- М. Красев «На льду», исполняет ансамбль: ксилофон, металлофон, коробочка, треугольник.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Конькобежцы» под музыку Л. Вальдтейфеля «Вальс».

Музыкально-игровая деятельность:

- И. Кишко «Дед Мороз и дети»;

- Н. Ладухин «Будь ловким».

Тема 3. Свищут по лесам метели

Материал для слушания:

- медитативная музыка: метель;

- П.И. Чайковский «У камелька»;

- П.И. Чайковский «Зимнее утро»;

- С. Прокофьев «Утро»;

- М. Минков «Песня Снежной королевы»;

- М. Минков «Танго Снежной королевы».

Материал для пения:

- А. Штерн «Наша елочка»;

- Е. Тиличеева «Метелица»;

- М. Старокадомский «Что за дерево такое»;

- Н. Шахина «Новогодняя песенка».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Метелица», исполняет ансамбль: металлофоны, ксилофоны и ударно-шумовые инструменты.

Музыкально-пластические импровизации:


- «В царстве Снежной королевы» под музыку М.Минкова.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская хороводная песня «Метелица».


Тема 4. Пришла Коляда

Материал для слушания:

- закличка «Зазимка»;

- колядка «Куледа, куледа».

Материал для пения:

- колядки «Приходила Коляда», «Овсень, овсень»;

- русская народная песня «По улице, да по широкой»;

- В. Герчик «К нам приходит Новый год»;

- А. Островский «Новогодняя хороводная»;

- Р. Козловский «Елочная».

Элементарное музицирование:

- святочная песня «Сею, вею, посеваю», исполняет ансамбль: металлофон, ксилофон, ударно-шумовые инструменты.

Музыкально-пластические импровизации:

- «На вечерке».

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Пошла коза по лесу».

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Материал для слушания:

- Рождественский тропарь;

- песня «Рождество»;

- А. Лядов «Забавная»;

- П. Синявский «Рождественская песенка».

Материал для пения:

- Рождественский тропарь;

- П.И. Чайковский «Рождество»;

- «Белый снег белешенький», авторы музыки и неизвестны.

Элементарное музицирование:

- святочные игры с пением «Обруч-круж», «Жмурка», исполняет ансамбль: ксилофон, бубен, треугольник, бубенцы, трещотка, рубель и металлофоны;

Музыкально-игровая деятельность:

- игровая песня «Прялица» обработка А. Абрамского;

- русская народная игра «Золотые ворота».

Тема 6. На тройке

Материал для слушания:

- звукопись: звон колокольцев, бубенцов;

- Н.А. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» (лейтмотив Деда Мороза, Снегурочки);

- В. Агафонников «Сани с колокольчиками»;

- Г. Свиридов «Тройка»;

- Б. Кравченко «Колокольчики».

Материал для пения:

- Л. Бекман «В лесу родилась елочка»;

- Т. Назарова-Метнер «Кто рассыпал колокольчики?»;

- А. Филиппенко «Саночки».

Элементарное музицирование:

- «Лучина» обрядовая песня, исполняет ансамбль на металлофонах и ксилофонах.

Музыкально-игровая деятельность:


- русская народная игра «Колокольцы-бубенцы».

Тема 7. Заискрился в поле снег

Материал для слушания:

- Р. Шуман «Зимой»;

- Ц. Кюи «Зима»;

- В. Иванников «Зимняя картинка»;

- Л. Бирнова «Снежный вальс».

Материал для пения:

- М. Красев «Зимняя песенка»;

- А. Филиппенко «Зимушка хрустальная».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени», исполняет ансамбль на металлофонах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Серебристые ветви деревьев» под музыку В.Иванникова, Л.Бирновой.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Гори, гори ясно», обработка Р.Рустамова.

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Материал для слушания:

- П.И. Чайковский «Камаринская»;

- И. Стравинский первая картина «Русская», четвертая картина «А снег тает, вода с крыш льется» из балета «Петрушка».

Материал для пения:

- масленичные песни «Едет, едет Масленица», «Ай вы, люди, Масленицу встречайте», «Прощай, Масленица -Пересмешница!»;

- русская народная песня «Зима проходит», обработка П. Чайковского.

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Ай да, Масленица-кривошейка», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Пробуждение леса».

Музыкально-игровая деятельность:

- хоровод «Царь за городом гуляет».


Тема 9. Подарим мамам песенки.

Материал для слушания:

- А. Гречанинов «Материнские ласки»;

- И. Хуторянский «Кукольный вальс».

Материал для пения:

- Е. Птичкин «Ты на свете лучше всех»;

- Е. Асеева «Мы сложили песенку»;

- О. Девочкина «У нас сегодня весело»;

- О. Девочкина «Бабушка».

Элементарное музицирование:

- «Солнечная капель» на металлофонах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Полька» с куклами;

- «Вальс» с подснежниками.

Музыкально-игровая деятельность:

- игра «Найди себе пару»;

- М. Кочурбина «Дети и куклы».

III раздел

«В гостях у красавицы весны»

Тема 1. Солнечные зайчики

Материал для слушания:

- русская народная мелодия «Весенняя закличка».

Материал для пения:

- заклички солнцу, птицам (мелодический рисунок);

- песенки-веснянки;

- Е. Тиличеева «Пришла весна»;

- В. Мурадели «Солнечный зайчик».

Элементарное музицирование:

- детская закличка «Приди солнышко»;

- украинская народная песня «Веснянка» (ксилофон, колокольцы, металлофон).

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная мелодия «Солнышко-ведрышко», обработка И. Арсеева.

Тема 2. Песенка капели.

Материал для слушания:

- А. Гречанинов «Радуга»;

- С. Майкапар «Весною».

Материал для пения:

- С. Соснин «Солнечная капель»;

- Ю. Абелев «Весенняя песенка»;

- Л. Левитова «Песня дождевых капель».

Элементарное музицирование:

- звуковая имитация капели на металлофоне, струнных и ударно-шумовых инструментах.

Музыкально-игровая деятельность:

- танец с цветами на музыку С. Соснина «Солнечная капель».

Тема 3. Ручеек-журчалочка.

Материал для слушания:

- звукопись: журчание ручья;

- Г. Свиридов «Дождик»;

- Э. Григ «Весной».

Материал для пения: