Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Пластические зарисовки «Дикие животные зимой»: трусливый заяц, голодный волк, хитрая лиса, хлопотливая белка.
Игра-загадка «Как зимуете, друзья?».
Творческое задание: «Сложи снежинку» (мозаика).
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Цель: формировать у детей художественно-поэтическое представление о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, развивать чувство восхищения и радости от встречи с красотой и энергией весенней природы, удивления от событий, происходящих в природе в это время года, желание понять причину этих событий, их взаимосвязь.
Задачи:
1. Формировать потребность и умение видеть и чувствовать красоту весенней природы.
2. Дать конкретные представления о характерных явлениях весенней природы.
3. Формировать способность устанавливать связи между некоторыми природными явлениями.
4. Формировать потребность и умение наблюдать за птицами.
5. Познакомить детей с первоцветами.
6. Воспитывать потребность бережного отношения к объектам живой природы.
Содержание:
Изменения в неживой природе: солнце, воздух, земля, вода. Природа «просыпается». Красота событий, динамика.
Голоса весенней природы. Жизнь леса. Растения: деревья, кусты, трава. Растение – живой организм. Условия жизни растений.
Встреча птиц. Дикие животные весной. Первоцветы. Насекомые. Почему надо беречь природу.
Весна в пословицах и поговорках. Труд человека весной.
Художественное слово:
Пословицы и поговорки о весне.
Заклички солнца, птиц.
Стихи о весне
Загадки о весенних явлениях погоды.
Сказка С. Николаевой «Путешествие колобка».
Музыкальный ряд: шумы: журчание ручья, дождь, гроза, голоса птиц.
Пластический ряд:звуковые и пластические импровизации: тает снег, звенит капель, журчит ручей.
Игры-упражнения на произвольное внимание «Веселые потехи сосулек», «По первым проталинам».
Игра-упражнение «Птичий базар» - стая птиц прилетела к кормушке, птицы ворчат на мороз, птицы радуются солнцу и т. д.
Подвижная игра«Веселые ручьи».
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Цель:формировать у детей представление о щедрости лета, дарящего людям все богатство природы, развивать потребность разумного использования этих даров, желание беречь природу.
Задачи:
1. Дать детям начальные представления о природоохранной деятельности, познакомить с правилами общения с природой.
2. Помочь детям увидеть красоту добрых поступков, желание
совершать их самим.
3. Продолжать развивать интерес детей к наблюдению природных объектов, явлений.
4. Совершенствовать способность видеть, чувствовать красоту окружающего мира.
Содержание:
Наступление лета. Красота, богатство красок, событий этого сезона. Солнце, воздух, вода, земля «приглашают в гости».
Правила общения с природой. Добрые и недобрые поступки. Их итог. Что нам больше нравится. Народная мудрость о роли природы в жизни людей, об отношениях с природой. Какими будут наши встречи с природой.
Художественное слово:
Д. Биссет «Добрая дорога».
Пословицы и поговорки о лете, природе, деятельности людей.
Стихотворение Т. Собакина «Если я сорву цветок…».
Музыкальный ряд:шумы леса, голоса птиц.
Пластический ряд:пластический этюд-фантазия «Вырос чудо-цветок на поляне».
Пластическая игра-загадка «Что вы видели в лесу?»
Игра с закличкой«Радуга, появись!»
Тематический план и содержание занятий
Старший дошкольный возраст
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Цель:формировать у детей осознание целостности мира и места человека в нем, углублять процесс самопознания через взаимодействие с природой.
Задачи:
1. Формировать представления детей о своем организме, интерес к нему.
2. Познакомить детей с доступным пониманием строения органов чувств.
3. Дать представление о различии и сходстве в мире природы.
4. Познакомить с органами чувств животных и растений.
5. Формировать понятия «неживая» и «живая» природа.
6. Воспитывать желание заботиться о своем организме, беречь окружающий мир.
7. Воспитывать чувство единства с природой, радости и непреходящего удивления от общения с ней. Расширять представления детей об окружающем мире.
8. Дать представление о планете Земля как общем доме для всего, что на ней находится.
9. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в отношении к окружающему миру, желание гуманных, созидающих действий.
Содержание:
Целостное представление о природе. Три ее составляющих: «неживая» природа, мир растений, мир животных. Место и роль человека. Красота мира.
Органы чувств – средства познания, наши добрые друзья. Органы чувств как общие жизненные признаки человека и представителей «живой» природы (растений и животных). Правила гигиены и бережного отношения к своему здоровью.
Устройство дома: пол, крыша, освещение, водопровод, вентиляция. «Устройство» нашей планеты. Мир «неживой» природы, выполняющий роль основных элементов настоящего дома.
Материки и океаны. Страны. Наша Родина. Кто мы. Наши соседи по планете. Планета Земля – наш общий дом. Правила общежития. Красота мира и красота добрых поступков, отношений.
Художественное слово:
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
Стихи: О. Трошенкова«Пять друзей», «Это – поле, это – лес…»,
Л.Савчук «Наша планета Земля», Я. Абидов «Земля».
Сказка Э. Маклеррена «Гора, полюбившая птицу».
Пластический ряд: театральные игры-этюды «Дворник и листья», «Девочка и букет». Групповые этюды из волшебных рук. Конкурс на самое интересное пластическое решение, яркий художественный образ, оригинальное название своего букета.
«Веселая перекличка имен». Разноцветье среди нас.
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Цель:совершенствовать у детей поэтическое представление об осени как времени «засыпания» природы, подготовки ее к долгому зимнему «сну», доброй хозяюшке, наводящей порядок в природе для ее будущего пробуждения.
Задачи:
1. Совершенствовать у детей умение видеть красоту осенней природы.
2. Углублять представления детей о сезонных изменениях в неживой природе, жизни растений и животных.
3. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи между происходящими явлениями и событиями.
4. Помочь понять последовательность природных явлений, их взаимосвязь.
5. Расширять представления детей об осени как щедрой хозяюшке.
6. Продолжать знакомство детей с народными традициями в отношениях людей с природой.
7. Воспитывать интерес и уважение к труду людей, его результатам, потребность участия в добрых делах.
Содержание:
Динамика и последовательность природных изменений осенью, их особенная красота. Солнце, воздух, земля, вода – помощники осени. («Остывание» солнца. Остывание воздуха, земли, воды).
Куда и почему улетают птицы. «Хозяйственные дела» обитателей леса, подготовка к зиме. Как природа заботится о животных и человеке: семена, плоды, ягоды, грибы.
Как человек заботится о природе осенью. «Зиновий-синичник» - праздник встречи зимующих птиц.
Труд людей. Хлеб – всему голова. Праздники овощей на Руси.
Художественное слово:
Г. Скребицкий. «Четыре художника. Осень».
Э. Киселева «Мороз и Осень».
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
Сказки О. Трошенковой «Синичка», «Почему улетают птицы».
Русская народная сказка «Война грибов с ягодами».
Пословицы и поговорки об осени, земле, хлеб.
Приметы осени.
Загадки об овощах, грибах, ягодах;
Стихи.
Музыкальный ряд: шумы: звуки осеннего леса.
Зрительный ряд:
И. Левитан «Осень», «Золотая осень», «Осенний пейзаж»,
«Поздняя осень».
И. Шишкин «Полдень».