Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 767
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Содержание:«Поехали дед с бабой и внучкой на ярмарку ... и привезли оттуда для Жучки, кошки и мышки подарки – дымковские игрушки.
Задание:слепить дымковскую птичку, загрунтовать водоэмульсионной краской, освоить и закрепить элементы дымковкского узора сначала на бумаге, затем на расписать фигурку птички.
Материал:глина, водоэмульсионная краска, темперная краска, кисти №3, №5.
Литературный ряд: В. Берестов «Посадили игрушку на полку».
Музыкальный ряд: народные наигрыши.
Зрительный ряд: дымковские игрушки.
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Занятие 1. «Ложка точеная, ручка золоченая»
Задачи:
1. Формировать представление детей о дружной семье, взаимовыручке в семье.
2. Познакомить детей с элементами хохломской росписи, расположением элементов узора в круге.
3. Обратить внимание детей на настроении, которое она несет хохломская роспись.
Содержание: «Жили-были в избушке около леса Жихарка, Кот и Петух. Кот и Петух уходили дрова рубить, а Жихарка оставался домовничать... Вот ждет Жихарка Кота и Петуха к обеду, ложки раскладывает: «Эта ложка Котова, эта ложка Петуха, а эта ложка точеная, ручка золоченая, это Жихаркина ложка».
Задание:украсить готовую форму ложки характерными деталями хохломской росписи.
Материал: вырезанные из картона формы деревянной ложки с желтой ручкой и черным черпаком, готовые элементы рябиновой ветки, клей-карандаш
Литературный ряд: Загадки об осени, приметы осени, А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад».
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд: хохломскые изделия.
Занятие 2. «Деревянные мисочки»
Задачи:
1. Формировать представление детей о добрых отношениях в семье между всеми ее членами.
Закрепить представление об элементах хохломской росписи.
3. Учить примакивать всей кистью и концом кисти для получения круглых и овальных отпечатков.
Содержание: «Грустно Жихарке сидеть одному, ждать кота и Петуха. Решил он украсить деревянные мисочки веселым узором...».
Задание:нарисовать кисть рябины по мотивам хохломской росписи.
Материал:лист бумаги в форме миски, гуашь, кисть № 5.
Литературный ряд: загадки и рябине, О. Высотская «Улетели птицы разные...»
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Осенняя песня».
Зрительный ряд: А. Головин «Осень», хохломскые изделия .
Задание 3. «Рубашечка для Жихарки»
Задачи:
1. Формировать у детей представление о дружбе, дружелюбии, о заботливом отношении друг к другу.
2. Учить составлять геометрический узор из треугольников на полосе.
Содержание: «... Продали Кот и Петух дрова, да решили порадовать своего Жихарку. Купили подарок - рубашечку, ладную, с узорами.
Задание:украсить готовую форму рубашки геометрическим рисунком по отчерченной полосе (по подолу, по краям рукавов, по вороту).
Материал:гуашь, кисть № 5.
Литературный ряд:потешка «Кошка в лукошке рубашечку шьет...»
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд: тесьма с разным рисунком, иллюстрации к потешкам Ю. Васнецова, Н. Кацпаржак.
Занятие 4. «Прибежал к ним как-то в гости ежик…»
Задачи:
Формировать ценность семейных отношений.
2. Познакомить с основами гостеприимства «В доброй семье добрым гостям рады».
3. Закрепить умение рисовать предметы круглой формы, передавая характерные детали.
Содержание: «Удивился Жихарка: «Кто-то в огороде шуршит. Кто бы это мог быть? Никого не видно!» Оказалось это ежик прибежал... в гости. И был этот ежик вот такой...»
Задание:нарисовать овал коричневого цвета (туловище ежика), заострить с одной стороны (носик). Дополнить глазками-бусинками, иголками-черточками, используя черный и белый цвет.
Материал:акварель, цветная бумага желтого цвета А4, кисть № 5.
Литературный ряд: загадки про ежика, С. Маршак «Тихая сказка».
Музыкальный ряд: детская песенка «Про ежика».
Зрительный ряд: иллюстрации Н. Устинова.
Занятие 5. «Осенний букет»
Задачи:
Формировать у детей оптимистический взгляд на окружающий мир.
Формировать умение подмечать сходство цветового пятна с
каким-либо предметом, развивать творческое воображение.
Содержание:«Вышел Жихарка в осенний лес. Ох, и красота-то какая! Дух захватывает. Набрал целый букет из листьев и побежал домой, решил Коту и Петуху сюрприз сделать. Сложил Жихарка из листочков изображения зверушек, рыбок и птичек. Хорошо получилось!».
Задание:аппликация из осенних листьев, сложить из высушенных листьев фигурки зверушек, рыбок, птиц (по замыслу).
Материал: высушенные листья, альбомный лист.
Литературный ряд: А. Барто «Осень листья рассыпает...»
Музыкальный ряд: детская песенка «Падают, падают листья...»
Зрительный ряд: картинки зверей, птиц, рыб.
Занятие 6. «Украсим домик Жихарки, Кота и Петуха»
Задачи:
1. Формировать ценность созидательного труда, чести крестьянского быта. «Красна изба углами, а человек делами».
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Развивать творческое воображение, поощрять оригинальный замысел.
Содержание:«До чего же домик красивый у друзей! - рассказывал ежик ежихе о домике Жихарки, Кота и Петуха. - Ставни резные, крыша в кружевах, на крыльце подзоры.» «Ах, как посмотреть-то хочется на чудо такое!» - воскликнула ежиха.
Задание:украсить домик деревянными кружевами.
Материал: лист бумаги в форме домика, готовые формы подзоров, ставень, полотенышка.
Музыкальный ряд:русские народные мелодии.
Зрительный ряд:К. Тер-Захарян, иллюстрации к русские народным сказкам; фотографические иллюстрации изб, ставень.
Занятие 7. «Полотенце для Жихарки»
Задачи:
1. Дать представление детям о крестьянском быте, убранстве дома, уюте, эстетике дома.
Закрепить умение составлять узор из геометрических фигур на полосе
3. Учить детей разрезать квадрат по диагонали, чтоб получился треугольник
Содержание: «Любили Кот и Петух свой дом украшать - и глаз радуется и сердцу веселей. Изба в деревянных кружевах, посуда золотой Хохломой горит. Захотели они и полотенце для Жихарки украсить узорами, чтоб на нем и небо, и горы, и цветы были...»
Задание:составить узор на полосе из квадратов и треугольников.
Материал: полоска бумаги (полотенце), квадраты бумаги разного цвета (3х3), клей-карандаш
Литературный ряд: потешка «Аленка-маленка»
Музыкальный ряд: народная плясовая музыка
Зрительный ряд: мотивы народной вышивки
Занятие 8. «Портрет Жихарки»
Задачи:
1. Продолжать формировать представление детей о добрых традициях в семье
2. Учит изображать лицо человека, стараться гармонично соотносить части лица в рисунке, передавать выражение лица - приветливое, улыбающееся
Содержание:«Жихарка провожает Кота и Петуха в лес за дровами, машет им в окошко, улыбается»
Задание: нарисовать по словесной инструкции воспитателя Жихарку в окошке. Он провожает Кота и Петуха с добрыми пожеланиями, улыбается, машет рукой
Материал:масляная пастель, готовые формы домика с окошком А3
Литературный ряд:Г. Гладков «Может мама или папа...»
Зрительный ряд: В. Серов «Мика Морозов», К. Тер-Захарян иллюстрации к русским народным сказкам