Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 1090

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Фотоальбом «Времена года».

Пластический ряд:этюд-импровизация «В осеннем солнечном лесу». Превращаемся в деревья, кусты, цветы, болотные кочки.

Музыкально-пластическая импровизация «В царстве грибов»: крепкий гриб-боровик, красавчик подосиновик, симпатичная сыроежка, скромный опенок, задавака мухомор, глупая поганка. Конкурс словесных портретов «Ты чей, грибок, полезай в кузовок».

Массовый этюд «Золотые колосья пшеницы». Умение равномерно «распределить себя» в пространстве: «колосья растут» кругом, рядами, полукругом, вразнобой.

Игры: «Волшебный мешочек», «Чей сноп соберется быстрей», «По грибы, по ягоды».

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Цель: совершенствовать поэтическое представление детей о зиме, чувство восхищения и радости от встречи с красотой зимней природы (ощущение волшебства, чуда), формировать понимание событий, происходящих в природе в это время года, способность устанавливать их причину, взаимосвязь.

Задачи:

1. Обобщать и расширять представления детей о характерных явлениях зимней погоды, их сущности.

2. Совершенствовать представление детей о роли объектов «неживой» природы (солнца, воды, воздуха, почвы) в происходящих изменениях.

3. Формировать устойчивое представление о жизни животных и растений в зимний период.

4. Познакомить детей с растениями и животными, обитающими в разных районах нашей страны: на Севере, в горах, в пустыне, особенностями их жизни.

5. Продолжать знакомство детей с народными традициями, отражающими явления зимней природы.

6. Расширять представление детей о труде человека зимой, о природоохранной деятельности.

7. Воспитывать у детей потребность участия в добрых делах.

Содержание:

Зима в пословицах и поговорках. Образно-поэтическое представление людей о зиме, как холодной, строгой, неприступной красавице. Солнце, воздух, земля, вода – помощники зимы. «День рожденья» солнца.

Тепловые изменения воды. Роль снега в жизни природы. Обитатели леса. Их приспособленность к жизни зимой. Деревья нашего леса. Елка в жизни природы и человека.

Труд людей зимой. Процесс подготовки к новому урожаю - снегозадержание, ремонт техники, сохранение семян. Содержание домашних животных.


Растения и животные северных, горных, пустынных районов нашей страны: олень, осел, верблюд, саксаул.

Природоохранная деятельность людей, помощь лесу и его обитателям. Знакомство с профессией лесничего.

Художественное слово:

Н. Сладков «Разноцветная земля».

В. Бианки «Теремок», «Лесной календарь».

Сказки О. Трошенковой «Жила-была елочка», «Самое доброе дело».

Русская народная сказка «Лиса и заяц».

А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».

Пословицы и поговорки о зиме. Приметы зимы. Заклички солнца.

Загадки о животных.

Музыкальный ряд: шумы - голоса диких и домашних животных.

Зрительный ряд:

И. Шишкин «Зима», «На Севере диком…».

Фотоальбом «Времена года».

Пластический ряд: пластические этюды «падение снежинок на землю». Сочинение волшебных историй «Когда я летала по воздуху...», «Когда я жила в туче...», «Когда я села на нос...» и т. д.

Игра-упражнение «О чем нам поведала елочка?» Групповые «фантазии-сочинялки» - «Почему под Новый год в лесу происходят чудеса?», «О чем плакала елочка?», «Что рассказали новогодние игрушки» и т. д.

Сочинение закличек: снегу, чтобы валил гуще; метели, чтобы добрые песни пела; огню, чтоб не погас. Исполнение закличек сопровождается определенными движениями.

Игры:«Золотые ворота», «Зайцы и лиса».


Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Цель:совершенствовать образно – поэтическое представление детей о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, понимание красоты, ощущение динамики и энергии событий, происходящих в это время года, понимание их причин, взаимосвязи.

Задачи:

1. Помочь детям осознать чудо пробуждения природы, зарождения новой жизни

2. Формировать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природе.

3. Дать начальные представления о природных сообществах.

4. Формировать понимание зависимости деятельности людей от процессов, происходящих в природе, способность видеть закономерности.

5. Поддерживать интерес к народным традициям в познании природы.

6. Воспитывать желание участия в происходящих событиях.

Содержание:

Весна света. Весна воды. Весна травы. Солнце, вода, воздух, земля (почва) – помощники весны.

Пробуждение природы. Первые звуки и запахи весны. Первоцветы.

Встреча птиц. Природные «города» - лес, луг, водоем, и их жители. Кто дружит с деревом. «Чудо-дерево». Деревья и люди.

Труд людей весной. Природоохранная деятельность.

Художественное слово:

М. Ильина, Е. Сегал «Чудесная кладовая».

Ю. Дмитриев «Нарисовал художник лес».

М. Пришвин «Этажи леса».

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

Пословицы, поговорки о весне.

Зрительный ряд:

И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март».

А. Саврасов «Грачи прилетели».

Фотоальбом «Времена года».

Пластический ряд:пластические этюды на тему «Весенние забавы»: чистит перышки воробей в луже, греется на солнышке ворона, грач на вспаханном поле.

Упражнения на одновременное звучание и физическое действие «Песни и танцы апрельских ручьев». Игра-загадка «О чем поет ручей?»

Массовые этюды «прорастания из земли»: трава, цветы, кусты, деревья. Парные этюды «Волшебный лес» - один ребенок «выращивает» из зернышка (другого ребенка) чудесное растение.

Большой массовый этюд «Чудо-дерево». Все дети - одно дерево: ствол, ветви, листья. Дерево спит. С появлением солнца и первых дождевых капель оно просыпается, потягивается, раскрывает листочки, поднимает ветки к солнцу. И начинаются чудеса (индивидуальные этюды детей): зачирикал воробей, вспорхнула бабочка, заквакала лягушка, громко загудел шмель, пролетела стрекоза. Расцветает дерево.


Подвижные игры «Веселые ручьи», «Цапля и лягушки».

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Цель: совершенствовать художественно-поэтическое представление детей о красоте, богатстве и щедрости природы через образ лета-богатыря, для силы которого трудились все времена года с помощью солнца, воздуха, земли и воды.

Задачи:

1. Помочь детям понять цикличность происходящих в природе событий.

2. Дать детям представление о закономерности происходящих событий.

3. Дать представление о влиянии природных изменений на жизнь людей.

4. Совершенствовать образно-поэтическое представление о временах года как о глобальных моментах в жизни природы.

5. Воспитывать осознанную любовь к земле, благодарность, желание и необходимость, потребность беречь, защищать, помогать, разумно использовать плоды природы и труда людей.

Содержание:

Солнце, воздух, вода, земля – помощники четырех времен года. Зима – отдых, весна – пробуждение, рождение, обновление природы, лето – плодоношение, плододарение, осень – окончание этого процесса, подготовка природы к отдыху – зиме. Красота, сила и доброта происходящих в природе событий.

Участие человека. Красная книга. Природоохранная деятельность - красота добрых поступков.

Художественное слово:

Пословицы и поговорки о временах года.

Песенка-потешка «Солнышко, солнышко, золотое зернышко…».

Д. Биссет «Добрая дорога».

Зрительный ряд:

И. Шишкин «Рожь».

Фотоальбом «Времена года».

Пластический ряд:игра-путешествие «Отправляемся в лес». Композиционные построения: опушка леса, болото, цветочный луг, лесное озеро.

Игры: «Морская фигура», «Где мы были, мы не скажем!»


Календарь природы

СЕНТЯБРЬ - ЛИСТОПАД, РЕВУН

Все чаще начинает хмуриться небо, ветер принимается реветь. Подошел первый месяц осени: осень воздуха, осень леса. Исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на кустах и деревьях. Белка спешит насадить на сучки грибы: сушить себе впрок. Исчезают стрижи, потом ласточки: воздух пустеет.

В большие стаи собираются летовавшие у нас перелетные птицы и незаметно ночами отбывают в дальний путь. И прощальные голоса их громко звучат над ярким и пестрым месяцем сентябрем.

Наблюдения в природе

  1. Уменьшение светового дня.

  2. Понятие температуры воздуха (похолодание).

  3. Изменение в одежде людей.

  4. Холодные росы, туманы. Частые холодные дожди, их характеристика (мелкий - моросит, крупный - “льет как из ведра”;

  5. Цвет неба, движение и форма облаков (почему облака движутся), ветер.

  6. Первые заморозки.

  7. Изменения состояния растений: появление осенних красок в листве, траве.

  8. Последние цветы на клумбах в траве; созревание семян на растениях.

  9. Птицы. Поведение, голоса (синицы перебираются поближе к человеческому жилью, воробьи стайками перелетают с куста на куст, часто каркают вороны - к похолоданию.

11. Поведение насекомых в пасмурную и солнечную погоду.

12. Наблюдения, связанные с ведением календаря природы.

  1. Красота осени не зависит от перемены погоды, осенние запахи.

Практическая работа

1. Ведение календаря природы.

2. Перенести в группу цветущие растения с клумбы.

3. Собрать семена календулы, бархотцев, касмеи.

4. Подготовить цветы к земле.

  1. Собрать семена, листья деревьев для гербариев, дидактических игр.

Работа с родителями

1.Родительское собрание.

2. Анкетирование.

3. Окапывание деревьев и кустарников.

Пословицы и поговорки

  • Весна красна цветами, а осень снопами.

  • Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

  • Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди.

  • Осенью и воробьям пир.

  • Осень идет и дождь за собой ведет.

  • Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

  • Не будь в осень тороват, будешь к весне богат.

  • Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

  • Осень всех наградила, все загубила.

  • Осень - на дворе погод восемь

  • Холоден сентябрь - да сытен.