Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 725
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
«Хозяйка сегодня грозна - не к добру!»
Почувствовал Пёс и полез в конуру.
«Подальше, мой милый, держись от собак»,-
Сказал – себе Кот и махнул на чердак.
«Коты – это скверно, пора уходить!» -
Подумала Мышь и сквозь щелочку – фить!
«Ой, мышка! Спасите меня! Караул!» -
Вскричала Хозяйка и влезла на стул. Г. Кружков
Русская народная сказка «Колобок»
Варианты вопросов по сказке:
а) Каким одним словом можно назвать персонажей сказки, которых колобок встретил по дороге? (Звери, дикие животные.)
б) Кто больше заяц или волк? дед или медведь? колобок или заяц?
в) Поставь героев по росту. Можно ориентироваться на картинки, а можно на жизненный опыт. Эти варианты можно сравнить. Для этого специально подобрать «игрушки-зверюшки», которые не соответствуют действительности. Например: большой заяц - маленький медведь и т.п.
г) Какая была дорога у колобка прямая или кривая?
д) Обсудить портреты-аппликации героев, созданных из геометрических фигур:
- Сколько кругов (овалов) использовали для изготовления колобка? медведя? зайца? лисы?
- Какого цвета круги (овалы) использовали для изготовления колобка? зайца? лисы? медведя? волка?
- Какого размера?
- Предложить собрать своего «зверя».
е) По картинке, изображающей дорогу, выяснить, как двигался колобок, используя при этом понятия налево, направо, прямо.
Варианты игровых упражнений:
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
Используя иллюстративный материал, разобрать ситуации:
а). Дорожка была только вокруг дома. Что тогда могло бы случиться с колобком?
б). Если бы хитрая лиса никогда бы не встретилась колобку на дороге, то путешествие его стало бы кругосветным.
2). «Кругосветное путешествие».
Итак, ситуация: у лисы заболели зубы, и она не смогла встретиться с колобком. В данном случае можно ввести новых героев сказки. Колобок может оказаться в соседней деревне и встретить там домашних животных, или он оказался на берегу реки и познакомился с обитателями воды и т. д. Искусственно создаваемые ситуации помогут детям познакомиться с представителями живой и неживой природы.
3). «Сказка та же, герои другие...»
Итак, скажем, все звери делом заняты, и некогда им слушать песенку Колобка. Дорога его может идти прямо и налево. Встретил ежа с яблоками, а он занят заготовками на зиму. Прямо и направо - встретил медведя, который играет на барабане, а он и не слышит песенку Колобка. Прямо и налево - лису с мухоморами, которая лекарство будет готовить из них для своих лисят и т.д. И он уходит в другую сказку. Здесь надо рассказать ту же сказку, но с другими героями, используя демонстративный материал и знания детей по теме "Ориентирование в пространстве".
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
Можно попросить детей выразить своё отношение к сказке, нарисовав: - нового колобка;
- новых героев;
- дорогу, по которой катился колобок;
- обозначить героев сказки геометрическими фигурами, на которые они похожи или по форме, или по характеру.
5). Игра «Загадай героя сказки».
Водящий загадывает какого-либо героя. Играющие задают ведущему вопросы, на которые можно ответить: "да" или "нет", о том, какой это герой; выясняют его отличительные признаки, отгадывают задуманного персонажа сказки.
Например: Этот герой добрый? рыжего цвета? и т.п. Нельзя задавать прямой вопрос: "Это - волк?"
6). «Загадка».
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок)
7). «Дразнилка».
Эник-беник – колобок,
Жарена капуста,
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно».
8). « Стихи».
Сел медведь на бревнышко,
Стал глядеть на солнышко.
Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть!
М. Дружинина
Прошла лисица под кустом
И обожгла траву хвостом.
Огонь по веточкам полез,
И запылал осенний лес.
Л. Яковлев
Русская народная сказка «Курочка Ряба» -3 часа.
Варианты вопросов по сказке:
1). Сказка с хорошим концом или нет?
2). Сколько персонажей сказки? (вариантов ответов много).
3). Зачем деду нужно было разбивать такое красивое яйцо?
4). Почему он заплакал? Почему заплакала баба? Они ведь сами били это яйцо.
5). Кто главный герой этой сказки? Курочка? Почему?
6). Что сделал бы дед с бабой, если бы они разбили это яйцо?
7). Мышка помогла деду с бабой, когда разбила им яйцо?
8) Чем отличается простое яйцо от золотого? Чем они похожи?
По иллюстрации:
1). Где стоит дед? (Справа - слева)
2). Где стоит баба?
3). Где находится разбитое яйцо? ( Между ними)
4). Где они живут? ( В городе, в деревне?)
5). Они молодые?
6). Разводят ли кур в городской квартире?
7). Каких ещё ты знаешь домашних животных?
8). Какие признаки дома говорят о том, что он деревенский? городской?
9). Как называются некоторые предметы в избе? (Коромысло, сито, ушат)
10). Используются ли они в городе?
11). Куда побежала мышка? (Направо, налево)
12). Где стоит курочка?
13). Где расположено окно в избе? (над столом)
Варианты игровых упражнений:
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
По предложенным схемам сложить фигурки. См. рисунок 1.
2). «Вместе прочитаем сказку».
В моей книжке исчезла половина букв, так что мне придётся произносить лишь часть слов, которая осталась. "- Жи… - бы. . . де... и ба. . . "
3). Игра «Колумбово яйцо» (головоломка).
Разбилось яичко на мелкие кусочки (показ "Колумбова яйца" в разрезанном виде). Вспомнить, какое было яичко раньше, и предложить сложить кусочки вместе (у каждого ребёнка есть "осколки" от "волшебного яйца"). Яйцо можно сложить по схеме или самостоятельно по памяти. Затем, из тех же частей сложить Курочку Рябу, которая снесла это яичко, деда, бабу, петушка (по схеме, по контуру, по памяти). (См. специальное пособие для игры «Колумбово яйцо»)
4). Игра «Чего не стало?»
Пересчитать детали "Колумбова яйца", рассмотреть и запомнить форму каждой части. Для играющих или водящего (группы водящих) убрать незаметно одну (две) части. Играющие или водящий должен угадать, каких частей не стало, описав их или нарисовав.
5). «Поход на птичий двор».
Игра с группой детей, с иллюстративным и демонстрационным материалом. Представить себе домашних птиц, которые могут гулять на дворе (утки, куры, гуси, индюки и т.д.). Как они разговаривают? Какие у них дети? Водящий в пантомиме будет изображать какую-нибудь птицу, а остальные отгадывают. Потом кто-нибудь в центре может изображать ту или иную птицу, а все повторяют это.
6). «Загадки».
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки.
- Кто это? (Цыплёнок)
У матери двадцать деток.
Все детки - однолетки.
(Курица с цыплятами)
7). «Весёлые задачи».
Три цыплёнка стоят,
На скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
Все ли здесь цыплята, детки,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи.
Сколько их всего скажи? (9)
Вышла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было там цыпляток. (10)
Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А сколько осталось животных? А если ещё два цыплёнка побегут пить воду? Сколько цыплят останется около курицы?
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
Варианты вопросов по сказке:
1). Каким одним словом можно назвать всех сказочных персонажей? (Лесные звери, животные)
2). Какая по счёту пришла в теремок мышка? лягушка? заяц? лиса? волк? медведь?
3). Какая по счёту лиса? заяц? медведь? и т.д.
4). Кто пришёл за волком? за мышкой? за зайцем? и т.д.
5). Кто пришёл перед волком? перед медведем? перед мышкой?
6). Кто пришёл между мышкой и зайцем? между волком и зайцем? между зайцем и волком?
7). Какие у зверей прозвища? (мышка-Норушка, лягушка-Квакушка, зайчик- Побегайчик, лисичка-Сестричка, волчок - Серый бочок, мишка Косолапый)
8). Почему у зверей такие клички? О чём они говорят?
9). Могли бы звери в лесу построить каменный дом? Почему?
Варианты игровых упражнений: