Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 1025

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

К 5 - 6 годам ребенок должен:

Знать:

- основные виды искусств – народном, классическом;

- иметь представление о народной классической музыке;

- и различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель);

- произведения композиторов М.Глинки, П.Чайковского, А.Лядова и др., предусмотренные программным курсом;

- произведение по мелодии, по вступлению;

- вышеперечисленные инструменты, а также различие между ансамблем и оркестром русских народных инструментов.

Уметь:

- различать звуки высокие - низкие (в пределах квинты);

- петь без напряжения, плавно, легким звуком в сопровождении музыкального инструмента и без него ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой, самостоятельно меняя движения;

- выполнять танцевальные движения:поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей стопе на месте, с продвижением вперед и кружении;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов не подражая друг другу;

- на металлофоне мелодии по одному и небольшими группами;

- простейшие детские и русские народные песни (в пределах кварты по одному и в ансамбле)

- различать звучание скрипки и виолончели.

К 6-7 годам ребенок должен:

Знать:

- диатонический звукоряд в пределах октавы;

- названия музыкальных инструментов русского народного оркестра, а так же способы звукоизвлечения при игре на них и их тембральные характеристики.

Уметь:

- иметь представление о звукоряде, о темпе, ритме и т.д.;

- выразительно, правильно интонировать детские и русские народные песни в пределах октавы с сопровождением и без него;

- узнавать 5-6 программных произведений русских и зарубежных композиторов;

- различать музыкальные произведения разного жанра и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;

- ритмично и выразительно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;

- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.


- элементарными навыками игры на детских и русских народных инструментах;

- исполнять соло и в ансамбле простые мелодии в пределах октавы (вокальные и инструментальные партии);

- по одному и в ансамбле на различных музыкальных инструментах несложные песни, мелодии (металлофон, кастаньеты);

- русские народные и детские песни (в пределах сексты) на металлофоне.

Программное содержание и тематический план

Младший дошкольный возраст

I раздел

«В гостях у красавицы осени»

Тема 1. Голоса осеннего леса

Материал для слушания:

- потешки, пестушки;

- звукопись: голоса животных и птиц (кукушки);

- Е. Тиличеева «Кукушка», Д. Кабалевский «Артистка»;

Материал для пения:

- русская народная песня «Сорока-сорока»;

- М. Раухвергер «Птичка»;

Элементарное музицирование:

- упражнения для развития тембрового слуха.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Зайчата» под музыку А. Жилинского, «Птички» под музыку А. Серова.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная мелодия «Две тетери»;

- Е. Тиличеева «Птицы и птенчики».


Тема 2. Лесное эхо

Материал для слушания:

- С. Майкапар «Эхо в горах».

Материал для пения:

- попевки на темы лесного эха «Ау»;

- русская народная песня «Куда летишь кукушечка» в обработке В. Агафонникова.

Элементарное музицирование:

- «Эхо» имитационное музицирование на элементарных музыкальных инструментах: ложки, бубен, трещотки...

Музыкально-пластические импровизации:

- «Веселое эхо» повтор движений в кругу под музыку Е. Тиличеевой.

Музыкально-игровая деятельность:

- Е. Тиличеева «Птицы и птенчики».

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Русская народная сказка «Репка»

Материал для слушания:

- русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде» в обработке Н.А.Римского-Корсакова, русская народная мелодия «Ах, ты береза»;

- Т. Попатенко «Репка».

Материал для пения:

- русская народная приговорка «Матушка репка»;

- русская народная припевка «Украл котик клубочек».

Элементарное музицирование:

- знакомство с клавиатурой: нахождение звуков разной высоты на фортепиано и других музыкальных инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- свободная пляска персонажей сказки «Репка» под фонограмму русской народной мелодии.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная песня «Репка» в обработке М. Иорданского.

Тема 4. Осень листьями шуршит

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Материал для слушания:

- Т. Ломова «Листики летят».

Материал для пения:

- осенние заклички;

- колыбельные попевки «Петушок», «У кота Воркота»;

- Г. Вихорева «Осень».

Элементарное музицирование:

- игра на свистульках.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Кружатся осенние листочки».

Музыкально-игровая деятельность:

- М. Раухвергер «Гуляем и пляшем».

Тема 5. Капли осеннего дождя

Материал для слушания:


- звукопись: живой дождь;

- заклички дождя;

- Б. Антюфеев «Дождик».

Материал для пения:

- осенние заклички дождя (речетатив);

- Н. Шереметьева «Громко-тихо», Е. Тиличеева «Дождик».

Элементарное музицирование:

- ритмическое упражнение «Осенний дождик» на треугольнике (на одной длительности).

Музыкально-пластические импровизации:

- «Дождик» под медитативную музыку.

Музыкально-игровая деятельность:

- А. Филиппенко «Прогулка и дождик».

Тема 6. Ходит ветер у ворот

Русская народная сказка «Колобок»

Материал для слушания:

- медитативная музыка;

- русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка Агафонникова;

- русская народная песня «Колобок», обработка Е.Тиличеевой.

Материал для пения:

- пестушка «Мешу, мешу тесто»;

- музыкальные скороговорки «Печет печка», «Хорош пирожок».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Каравай»;

- игра на ударных и шумовых инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- свободная пляска персонажей сказки «Колобок» под русскую народную музыку.

Музыкально-игровая деятельность:

- русская народная игра «Каравай».

II раздел

«В гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Материал для слушания:

- П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;

- М.Красев «Снежинки».

Материал для пения:

- В. Петрова «К нам Снегурочка пришла»;

- А.Филиппенко «К деткам елочка пришла»;

- М.Раухвергер «Снег».

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Материал для пения:

- В. Карасева «Зима»;

- А. Филиппенко «Дед Мороз»;

- А. Филиппенко «Веселый музыкант».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Как на тоненький ледок»,

- пение с игрой на шумовых и ударных инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:


- «Зайчик», «Медведь», «Петух и лиса» под музыку О.Юдахиной.

Музыкально-игровая деятельность:

- Т. Попатенко «Заяц и медведь».

Тема 3. Свищут по лесам метели

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Материал для слушания:

- медитативная музыка: метель;

- русская народная песня «Метелица», обработка Т.Смирновой;

- М.Красев «Заинька»;

- колыбельная «Баю, баю Ленюшку».

Материал для пения:

- О.Берндт «Наша елка»;

- М.Красев «Елочка»;

- В.Антонова «Зайчики».

Элементарное музицирование:

- русская народная песня «Метелица» с аккомпанементом на ударно-шумовых инструментах.

Музыкально-пластические импровизации:

- «Вьюга» под медитативную музыку.

Музыкально-игровая деятельность:

- Г. Финоровский «Зайчики и лисичка».