Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 695

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

«Путешествие на Лосиный остров»

Итоговое занятие по экологии для детей 6-7 лет

Цель занятия: диагностика знаний детей по теме “Лес - сообщество растений и животных”.

Задачи:

1. Познакомить детей с национальными природными парками на примере “Лосиного острова”.

2. Выявить уровень знаний детей о строении, о грибах и их связи с деревьями, о видах деревьев, об основных законах природы, определяющих взаимосвязи животного и растительного мира, о птицах (перелётных и зимующих, узнавании их по голосам).

3. Изготовить плакат об охране окружающей среды к Дню Земли.

Материалы и оборудование:

1. Ширмы “Растительный мир”, “Деревья”.

2. Корзинка с муляжами грибов.

3. Карточки с изображением птиц.

4. Иллюстрации с изображением лося, волка, лисы, зайца, белки, кабана, лягушки, крота с загадками о них.

5. Карточки к теме “Пищевые цепочки”.

6. Плакаты “Правила поведения в природе”.

7. Запись “Голоса птиц”.

8. Карта Москвы и Московской области для охотников и рыболовов.

9. Лист ватмана.

10. Цветные и простые карандаши.

11. 1/2 альбомного листа белой бумаги на каждого ребёнка.

12. Доски для аппликации, клей, ножницы.

13. Трафареты для плакатов.

14. Фломастеры.

15. Диагностическая карта прилагается к конспекту.

Ход занятия:

Сегодня у нас необычное занятие, потому что сегодня необычный день и даже месяц. Сегодня 22 апреля, люди всего мира отмечают День Земли. Это важные события и послужат основой для нашего урока. И начнём мы его с рассматривания карты. Для нас с вами, людей, которые хотят научиться беречь природу, эта карта называется “Карта г. Москвы и Московской области для охотников и рыболовов”, она интересна тем, что помогает увидеть, какие животные находятся рядом с нами, в наших лесах, реках, озёрах.

По ходу беседы рассматриваем карту.

Дети сидят кружком на ковре, в центре находится карта.

А ещё, эта карта показывает места, где охота, рыбная ловля и другая деятельность человека запрещены. Эти места выделены на карте красным цветом (рассматриваем).Особое внимание я хочу обратить на одно из этих мест, посмотрите, оно находится прямо в самой Москве, как островок среди огромного города. Это национальный природный парк “Лосиный остров”.


Воспитатель объясняет, что обозначают слова “национальный”, “природный парк”, название “Лосиный остров”, рассказывает об уникальности этого места: 250-летний сосновый бор, дубрава с вековыми дубами, 200 видов редких растений и животных и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто же следит за порядком и сохранностью природы на Лосином острове? Люди какой профессии берегут его? (Лесники).

Лесники. Люди не только знающие, любящие природу, но и очень мужественные, смелые, сильные. Давайте представим, что в лесное хозяйство Лосиного острова требуются новые лесники. По этому поводу объявляется конкурс для определения достойных этой профессии людей. Хотите в нём поучаствовать?

Конкурс “Лесники”.

I этап.

Основные требования: поднимать руку, не начинать ответ со слов “потому что”.

Вопросы:

1. Что в лесу самое главное? (Растения)

2. Что мы называем растениями? (Деревья, кустарники, травы, растения)

3. Как вы узнаете дерево? (У дерева есть ствол, сильный, крепкий)

4. Как вы узнаете кустарник? (У кустарника много стволов, растущих рядом)

5. Чем отличается травянистое растение от дерева и кустарника? (Нет ствола, есть стебель)

6. Назовите части дерева. (Корни, ствол, крона)

А теперь будем заселять наш лес. Вот корзинка с грибами.

Задание: назовите грибы и поставьте их к дереву, под которым они растут. (Подосиновик - осина, сыроежка - ель и т.д.)

Назовите деревья, под которыми не оказалось грибов. (Клён, ясень, липа, ольха, лиственница).

Замечательный лес. Давайте покажем, какой он.

Физминутка “Вырастают леса”

Вырастают леса,

Всему городу краса!

Деревья в них качаются,

Макушками встречаются.

Под деревьями - кусты,

Под кустами - травка,

В травке прячутся цветы,

Можешь спрятаться и ты!

Что-то тихо в нашем лесу. Надо его оживить.

Звучит запись “Голоса птиц”

Голоса каких птиц вы услышали? (Соловья, дятла, журавля, кукушки).Какие ещё птицы живут в нашем лесу, поможет узнать игра “Птица - ты, птица - я”. Вставайте в круг. Первый раз вы просто называете птицу на вашей карточке, а во второй раз называете и определяете перелётных и зимующих птиц.


Не только птицы, но и другие животные есть на Лосином острове. О них нам расскажут загадки, которые вы должны отгадать. Отвечать можно хором.

Воспитатель читает загадки о лосе, кабане, волке, медведе, лисе, белке, зайце, лягушке, кроте, выставляет при правильном ответе иллюстрацию на фланелеграф).

Почему именно эти животные, а не жирафы, слоны, обезьяны, живут в нашем лесу. Почему не растут пальмы, бананы? (Дети называют, раскрывают первый закон природы: все растения, все животные могут жить только в тех местах, к которым они приспособлены, где они чувствуют себя как дома).

Где дом у лягушки? (Пруд)

Где дом у крота? (Подземелье)

Где дом у саксаула? (Пустыня)

А кто из вас вспомнит ещё один важный закон природы?

В природе ни растения, ни животные не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.

Покажите, как же связаны между собой наши растения и животные.

Дети выкладывают на фланелеграфе пищевые цепочки,

объясняют взаимосвязь.

Что главное (какое звено самое главное) в пищевых цепочках? Растения.


IIэтап.

Начинаем второй этап. Садитесь ко мне поближе и послушайте, что я расскажу. 28 лет назад около американского города Санта-Барбара произошла авария - разлилась нефть. Огромное количество нефти расползлось по поверхности и берегу океана. Пострадали многие морские животные, особенно птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление, и 22 апреля 1970 года тысячи людей вышли на улицы городов с требованиями принять законы о защите природы. Они сажали деревья, убирали мусор, очищали берега рек, пели песни, воспевающие красоту природы. Многие поняли: каждый человек способен внести свой вклад в защиту природы. Так “родился” День Земли. Со временем этот праздник объединил жителей многих стран. Стали отмечать День Земли и в России.

Как мы с вами проведём этот день, что доброго и полезного сможем сделать для нашей планеты?

Ответы детей: убирать мусор на участке, беречь игрушки, сажать деревья и т.д.

А я предлагаю сделать плакаты с обращением к людям беречь природу. Как будем работать:

1. Обведём трафареты с изображением различных предметов и объектов природы.

2. Раскрасим эти изображения.

3. Вырежем.

4. Наклеим на лист ватмана.

Во время работы подумайте, что бы вы хотели сказать людям нашим плакатом.

Дети выполняют задание.

Подошёл к концу наш конкурс. Мне очень понравилось, как вы работали (можно назвать поименно самых активных детей),и я думаю, что лесники, работающие на Лосином острове, были бы очень довольны вашими знаниями и отношением к природе. Плакат повесьте в группе, пусть с ним познакомятся другие дети и взрослые.

Е.Ангелина, И.Лавренкова

Сказка ложь - да в ней намек...”

Досуговое занятие для детей 5-7 лет

по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальное оформление, песня “У моей России” Г. Струве

(или «В мире много сказок» В.Шаинского)

Здравствуйте! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Мыпобываем с нимив городе мастеров, в царстве русской музыки, в деревне “Скоморошино”, в белокаменных соборах и церквях. А начнем мы наше путешествие в “Стране чудес и русских народных сказок”. А вы хотите отправиться в такое путешествие? Закройте глаза.


Медитативная музыка. Лес.

Посмотрите, в какую это сказку мы сегодня попали? Вон стоит простая русская изба, в поле печка пышет жаром, раскинула ветки яблоня, вся румяными яблочками увешена, журчит молочная река - кисельные берега. (Ответы детей: сказка “Гуси-Лебеди”.)

Вспомните, с чего начинается сказка? (Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюша.).Давайте заглянем к ним на огонек.(Дети подходят к макету избы).Что за музыка звучит из окошка? Как вы думаете, как живут в этом доме? (Весело, дружно).А вы узнали, какой музыкальный инструмент играет?(Балалайка).Ноги сами просятся в пляс, хочется помочь балалаечнику. Поможем? Берите эти звонкие вещицы.(Дети разбирают музыкальные инструменты)Знаете, как они называются? Ложки, колотушка, жалейка, рубель, бубен и др. Все, что есть под рукой запоет и зазвучит в нашем народном ансамбле.

Русская народная песня “Ой, вы, сени...”.

Здорово у нас получилось, вам понравилось? Весело жилось ребятишкам с матушкой и батюшкой. Большая, крепкая, дружная семья. “Где любовь да совет, там и горя нет” - гласит народная мудрость. Много было детишек в семье, старшие заботились о младших, вечерами сестренки баюкали малыша все по очереди, пока не уснет.

Садитесь в кружок. А вы знаете какие-нибудь колыбельные? (Педагог запевает и передает куклу-скрутку от ребенка к ребенку, дети поют колыбельную.)Тише, тише, не разбудите Ванюшу...

Что же дальше-то в сказке было? (прилетели Гуси-Лебеди) Как Гуси-Лебеди шипят?(выполняем дыхательное упражнение) Ну-ка громче. Ой, как страшно! А где же Ванечка? (Гуси-Лебеди унесли) Придется нам отправляться на поиски. Нельзя братика в беде оставить.

Вспомните сказку, кто первым повстречался на пути Машеньке?(Печка).

Дети подходят к макету печи.

Печка, матушка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? Не слышит. Помогите мне. (Говорятхором).Молчит. Скажите, что сделать, чтобы печка ожила?(Дров нарубить, огонь растопить).Вот и ожила наша печка. Загорелся в ней живой огонь. У огня долгой и холодной зимой согреешься. Огонь в печи - хозяюшке верный помощник. Да не только хозяйке. И народному мастеру тоже помог: металл плавить, железо ковать и глину превратить в прочную удобную посуду. Посмотрите, что у нашей печки мастеру огонь помог сделать?(Кочерга, ухват, подкова, чашка, горшок, кашу в горшке и др.). Она работящих людей любит. Трудолюбие в нашем народе почиталось особо. Сколько есть пословиц о труде и трудолюбии. Я начну, а вы продолжайте.