Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 772
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Задание:украсить плошечки хохломскыми рябинками.
Материал: готовые формы плошек различной величины тонированные желтым или черным цветом, гуашь, кисти №9 и №5.
Литературный ряд:загадки о рябине, потешка «Сорока, сорока...».
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд:изделия хохломского промысла.
Занятие 4. «Лиса - всему лесу краса» - 2 часа
Задачи:
1. Познакомить детей с народной мудростью «Красота не главное, главное - доброта».
2. Познакомить детей с навыками рисования акварельными карандашами.
Содержание: «Трень-брень, гусельки, золотые струнушки, еще дома ли Лиса-краса, еще дома ли Патрикеевна...?»
Задание:нарисовать лису, нарядить её в русский сарафан.
Материал:бумага для акварели, акварельные карандаши.
Литературный ряд:потешка «Лиса по лесу ходила...»
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам.
Занятие 5. «Кот домой, в лукошке Петушка несет..» - 2 часа
Задачи:
Формировать представление о настоящей дружбе.
Учить предавать в рисунке простые движения героев.
Содержание:«Не бросил Кот Петушка в беде, выручи его. Идут они домой веселые, песни поют».
Задание:заполнить лист первым и вторым планом. Стараться изобразить движение идущего Кота по показу преподавателя, для изображения второго плана применить уже имеющиеся знания.
Материал:гуашь, ватман А-3.
Литературный ряд: потешки «Петушок - петушок», «Как у нашего Кота».
Музыкальный ряд: русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» в исполнении оркестра народных инструментов.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказке разных авторов.
Занятие 6. «Сказка в гости к нам пришла» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать представление у детей о дружбе, взаимовыручки.
2. Учить детей моделировать из одной объемной формы, конуса, с помощью различных деталей разные образы.
Содержание: Давайте поиграем в сказку. Что же нам для этого нужно? Игрушки - герои сказки. Терпение и труд помогут им появиться.
Задание:сложить из плоского круга объемную форму - конус. «А теперь эти конусы превратятся в разных героев с помощью тех деталей, которые вы выберите для них».
Материал: два круга одного размера, один чуть меньше. Готовые детали героев сказки, клей ПВА, кисть для клея.
Литературный ряд: пословицы о дружбе.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд: куклы би-ба-бо, Петух, Кот, Лиса.
Занятие 7. «Настоящий театр». Декорации к сказке «Кот, Петух и Лиса» - 1 час
Задачи:
1. Дать детям представление о настоящем театре, познакомить с искусством художников-декораторов.
Закреплять умение заполнять лист бумаги первым и вторым планом, не оставляя белых пятен.
Складывать лист бумаги по намеченному контуру.
Содержание: В театре разыгрываются самые разные представления. Чтобы зрителю было легче воспринимать то, о чем рассказывают актеры театральный художник создает декорации, то художественное окружение, где происходят действия спектакля.
Задание:нарисовать первый и второй план лесной опушки, не оставляя белых пятен. Сложить готовый рисунок по контуру, нарисованному с другой стороны листа.
Материал:акварель, кисть №9.
Литературный ряд: сказка «Кот, Петух, Лиса».
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, макет декорации к спектаклю.
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Задание 1. «Коровушка-матушка» - 2 часа
Задачи:
1. Закрепить представления о настоящей и мнимой доброте.
Учить складывать бумагу, моделируя конкретное изображение
Продолжать учить детей вырезать по контру.
Содержание: «В одной семье жили-были мать, дочь и падчерица, тяжело жилось падчерице в семье мачехи, единственным другом добрым и ласковым у нее была Коровушка...»
Задание:сложить лист бумаги пополам, обвести шаблон простым карандашом, вырезать изображение по контуру. Согнуть некоторые детали по показу преподавателя. Украсить коровушку цветными карандашами, нарисовать детали.
Материал:лист ватмана А 4, шаблон с изображением коровы, ножницы, цветные карандаши.
Литературный ряд:потешки «Коровушка-бурёнушка», «Паслись коровушки около дубравушки».
Музыкальный ряд: шумы деревенского двора.
Зрительный ряд: иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам.
Занятие 2. «Портрет Хаврошечки» - 2 часа
Задачи:
Продолжать формировать представление о добре и зле.
Дать представление детям о жанре изобразительного искусства - портрет.
Учить рисовать лицо человека, придавая приветливые черты.
Закреплять представление об элементах русского народного костюма.
Содержание: «...хоть и работала Хаврошечка много - да вот чудо, только краше становилась. Видно и вправду говорят: «Работа красит человека».
Задание: по показу преподавателя нарисовать портрет Хаврошечки. Украсить изображение лентой, кокошником или платочком.
Материал: масленая пастель, бумага А 4.
Литературный ряд: пословицы о труде.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Пряха».
Зрительный ряд:И.Репин «Стрекоза», Маковский «Портрет девушки в русском костюме».
Здание 3. «Чудесные яблоки» - 2 часа
Задачи:
Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
2. Учить детей предавать с помощью красок оттенки теплых цветов, смешивать их в палитре.
3. Закреплять умение, плавно вести кисть изображая окружную форму яблок.
Содержание: «...Выросла в саду у Хаврошечки чудесная яблонька и яблоки на ней были необычные, все дивились и любовались ими...»
Задание: нарисовать портрет с яблоками, используя несколько оттенков теплого цвета, смешать краски на палитре.
Материал: гуашь , палитра, кисть № 9.
Литературный ряд: считалка «Катилось яблочко».
Музыкальный ряд: русская народная песня «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Задание 4. «Кокошник невесты» - 2 часа
Задачи:
Формировать представление о том, что доброта, хотя и не ждет вознаграждения, но всегда вознаграждается. Добро побеждает зло.
Учить выстраивать внутри фигурной формы симметричный узор из готовых форм.
Дать представление, что украшение одежды - это отражение той природы, которая окружает человека.
Содержание: «Небо прояснилось, взошло яркое солнце. В день венчания Хаврошечка была необыкновенно красива, на ней был наряд невесты и красивой кокошник».
Задание:по контуру вырезать кокошник, украсить его формами вырезанными из цветной бумаги, сохраняя симметрию.
Материал:лист ватмана А-3, с контурами различной конфигурации кокошника, готовы формы из цветной бумаги (растительный, геометрический орнамент).
Литературный ряд: «Росинка» К.Бальмонт, «В городе трав» В.Степанов.
Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Утро».
Зрительный ряд: лллюстрации с изображением праздничного русского народного костюма, Маковский «Обряжение невесты».
Задание 5. «Первый снег»
Задачи:
Формировать любовь к родному краю.
Учить изображать различное состояние природы.
Содержание:«Сыграли свадьбу веселую Хаврошечка и ее избранник. Все радовались за них. Жили они в мире, видели красоту и в листопаде, и в первом снеге».
Задание:вспомнить краски земли, оттенки коричневого цвета, смешивать краски в палитре. Изобразить ближний и дальний план, заполняя весь лист.
Материал: гуашь, кисть №20 щетина, лист ватмана А 3.
Литературный ряд: «Ноябрь» И. Мазин, «Осень» Е. Головин.
Музыкальный ряд: детская песенка «Падают, падают листья».
Зрительный ряд: «Плотина» С. Жуковский.
Задание 6. «Вот так терем»
Задачи:
1. Закреплять представление о семейных ценностях.
2. Формировать представление о разнообразии родной культуры.
Содержание:«Привез купец Хаврошечку в свой терем расписной доброй хозяйкой».
Задание:постараться в рисунке отразить стилистику русского терема.
Материал: гуашь, кисть №9, №3.
Литературный ряд: пословицы о доме.
Музыкальный ряд:русские народные мелодии.
Зрительный ряд:В.Васнецов «Сивка-Бурка», И.Билибин иллюстрации к различным русским народным сказкам с изображением терема.