Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 719
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Литературный ряд:загадка про Снегурочку, Т. Шорыгина «Где Снегурочка живет?»
Музыкальный ряд:Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (лейтмотив).
Зрительный ряд:В. Васнецов «Снегурочка», кукла Снегурочка.
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей доброе отношение к родителям, умение ценить родительскую заботу.
Дать представление о красоте и разнообразии узора на платках.
3. Учить детей располагать узор в квадрате. Дать первичное понятие о закономерности узора на квадрате и ритме узора.
Содержание:«Обрадовались дед с бабой Снегурочке. Повели ее в избу, нарядили в красивый платочек».
Задание:выложить из готовых форм узор на квадрате, соблюдая
закономерности и ритм задуманного узора.
Материал:квадрат тонированной бумаги холодных цветов 20х20, готовые формы листьев, цветов разных размеров белого цвета.
Литературный ряд:Н. Френкель «На стекле морозный иней».
Музыкальный ряд: П.И .Чайковский «Зимние грезы»,Iчасть (фрагмент).
Зрительный ряд:различные платки (оренбургские и павлово-посадские).
6. «Снеговик» - 1 час
Задачи:
1. Закрепить с детьми знания о зимних забавах и поддерживать добрые дружеские отношения между детьми.
2. Закрепить умение рисовать предметы округлой формы, дополняя характерными деталями.
3. Закрепить представление о пропорциях.
Содержание:«Позвали Снегурочку подружки гулять. Стали они в снежки играть, снеговиков катать. Слепили большого снеговика и давай вокруг него хоровод водить».
Задание:нарисовать на тонированном листе бумаги снеговика, соблюдая пропорции.
Материал: тонированный лист бумаги голубого или синего цвета А 4, пастель белого, розового, голубого цвета.
Литературный ряд:Т. Шорыгина «Снеговик», О. Высотская «Снежный кролик», загадка про снеговика.
Музыкальный ряд: Н. Вересокина «Игра в снежки».
Зрительный ряд:открытки с изображением снеговика.
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
1. «Заюшкина избушка» -2 часа
Задачи:
Формировать у детей бережное отношение к своему дому.
2. Закрепить умение рисовать предметы, состоящие из двух частей - геометрических фигур.
3. Дать понятие «теплые цвета», «холодные цвета».
Содержание:«Жили-были в лесу Лиса и Заяц. Решили построить они себе по избе. Заяц построил лубяную избушку, а лиса - ледяную...»
Задание:нарисовать избушку зайца «теплыми» цветами, а избушку Лисы «холодными».
Материал:гуашь, ватман А 3, кисть №7.
Литературный ряд:пословицы и поговорки о доме.
Музыкальный ряд: народная мелодия «Ах, вы, сени, мои сени».
Зрительный ряд:иллюстрации Ю. Васнецова к сказке «Заюшкина избушка».
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
Задачи:
1. Объяснить детям значение русских народных поговорок «Теплые лучи и лед топят», «Доброе слово и кошке приятно».
2. Дать представление о красоте и изменчивости природы.
3. Закрепить у детей умение рисовать кистью, смешивая краски.
Содержание: «Вышел зайка на крыльцо солнечным лучам порадоваться. Ах, как солнышко пригревает! Свесились с крыши сосульки. Залюбовался заяц, как солнечный лучик сквозь сосульку проходит да радужными искрами рассыпается...»
Задание: нарисовать сосульки, смешивая краски, показать их прозрачность и красоту.
Материал: акварель, бумага для акварели А 3, кисть № 9.
Литературный ряд:И. Демьянов «Под самым карнизом».
Музыкальный ряд:П.И. Чайковский «Подснежник».
Зрительный ряд:стеклянные подвески для люстры, похожие на сосульки, кусочки льда.
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение к работе народных мастеров. Народные умелицы расписали шаль, вложили в нее часть своей души, потому то в ней так тепло и уютно.
2. Закрепить умение пользоваться ножницами, плавно срезать углы у квадратов по диагонали.
Содержание:«Растаяла у лисы избушка, попросилась она к зайцу, зашла в избу, укуталась в теплую шаль...»
Задание:украсить шаль для Лисы готовыми формами цветов, и листьев (треугольники, вырезанные из квадратов).
Материал: готовые формы цветов, квадраты бумаги разных оттенков зеленого цвета 2х2, 3х3, 5х5, клей, ножницы, тонированный ватман.
Литературный ряд:
Мы украсим наш платочек
И наклеим на листочек -
Цветики веселые, листики зеленые.
И еще прибавим к ним,
То добро, что здесь храним.
Т. Галицына
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.
Зрительный ряд: павло - посадские платки и шали.
«Сидит зайчик на пенечке и плачет…» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей добрые отношения к слабым, беззащитным, желание помочь им, защитить.
2. Учить детей передавать выразительными средствами (деталями) простых движений животного, его настроения.
3. Закрепить умение пользоваться кистью и красками.
Содержание: «… да и выгнала лиса зайца. Сидит зайчик на пенечке и плачет, печалится».
Задание:нарисовать зайчика на пенечке, передать простые движения животного, его настроение (мордочка опущена вниз, уши свесились, лапки опущены и т. д.).
Материал:гуашь, кисть № 9, № 5.
Литературный ряд:потешки «Ой, ты, Заинька, не плачь...», «Не плачь, не плачь...»
Музыкальный ряд: М. Таривердиев «Воспоминание о Венеции» (отрывок).
Зрительный ряд: иллюстрации Ю. Васнецова к сказке.
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей понимание того, что добро всегда побеждает зло, зло будет наказано.
2. Продолжать учить детей передавать в рисунке простые движения животных и птиц.
3. Закрепить умение пользоваться кистью и красками.
Содержание: «… не смог выручить зайца ни медведь, ни волк. Кто же ему помог?»
Задание:нарисовать петушка, передать простые движения (петушок идет по дорожке).
Материал:гуашь, кисть № 9, № 5.
Литературный ряд:загадки о петушке, потешка «Петушок, петушок...».
Музыкальный ряд: Г. Свиридов «Военный марш».
Зрительный ряд: иллюстрации Ю. Васнецова, Чарушина к сказке.
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о добрых, заботливых отношениях в семье.
2. Закрепить умение пользоваться ножницами, разрезать небольшой прямоугольник на две равные части.
Содержание: «Очень захотел дедушка порадовать бабушку. Думал, думал, да и придумал - сделал соломенного бычка...».
Задание:сделать аппликацию бычка из готовых форм, дополнить самостоятельно вырезанными деталями (ножки, ушки, глазки, хвост).
Материал:готовые полоски желтой бумаги 0,5х10, готовая форма головы бычка, две коричневые полоски бумаги 2х6, ножницы, клей-карандаш.
Литературный ряд:А.Л. Барто «Бычок».
Музыкальный ряд: русская народная песня «Пойду ль я, выйду я».
Пластический ряд: пластическая зарисовка «Шагающий бычок».
2. «Ромашки» - 1 час
Задачи:
Формировать у детей заботливое отношение к друзьям.
2. Дать представление о красоте и многообразии природы, учить детей видеть эту красоту в простом.
3. Закрепить основные приемы рисования кистью, умение пользоваться кистью и красками.
Содержание: «Вышла бабушка с бычком на лужок, а там... Красота-то какая!»
Задание:ромашковая поляна.
Материал:тонированная бумага, гуашь, кисть № 9.
Литературный ряд:загадки о ромашке.
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.
3. «Бабочки» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей заботливое отношение к природе, умение любоваться и удивляться ее красоте.
2. Учить основам бумажной пластики.
Содержание: «Бегает бычок по лугу, забавляется. Увидел бабочек, удивляется: «Что за чудо такое?».
Задание:
Материал:бумага двусторонняя 20х20, готовые геометрические фигуры для украшения.
Литературный ряд:загадки о бабочке, Г. Глушнев «Белыми крыльями машет капустница».
Музыкальный ряд: Э. Григ «Бабочка».
Зрительный ряд: изображение различных бабочек, мотыльков.
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей представление о добрых семейных традициях. Формировать ценность мамы - доброй, красивой женщине, заботливой хозяйке дома.
2. Продолжать осваивать бумажную пластику, пользование акварельным карандашом.
Содержание: «Бычок очень любил бабушку, за ее доброту и заботу. А кто любит и заботиться о вас больше всех? Конечно же мама. И как приятно видеть на мамином лице улыбку.»
Задание:открытка для мамы в праздничный день.
Материал:лист бумаги, акварельные карандаши.
Литературный ряд:Е. Благинина «Мама».
Музыкальный ряд: М. Таривердиев «Детство».
Зрительный ряд: репродукции картин В.Серебряковой.