Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 693
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
Занятие 1. «Потерял дед рукавичку» - 1 час
Задачи:
1. Прививать детям доброе отношение друг к другу, умение делиться и уступать
2. Закрепить умение составлять узор из геометрических фигур в центре готовой формы
3. Закреплять умение разрезать небольшие квадраты по диагонали, чтобы получились треугольники
Содержание: «Шел как-то дед через лес домой, да обронил рукавицу...»
Задание:составить узор из квадратов и треугольников в центре рукавицы
Материал: готовая форма рукавицы, разноцветные квадраты (2,5х2,5), ножницы, клей-карандаш, лист ватмана А3
Литературный ряд: загадка о варежке
Музыкальный ряд: С. Прокофьев, симфония №7 (отрывок); русские народные мелодии
Зрительный ряд:вязанные рукавицы в различными узорами
Занятие 2. «Мышка-норушка» - 1 час
Задачи:
Формировать у детей представление о добрососедских отношениях.
2. Закрепить умение детей рисовать предметы округлой формы, передавать характерные черты животного через цвет и динамику
3. Закрепить умение детей пользоваться кистью, промывать кисть, промокать.
Содержание: «...лежит рукавичка в снегу, бежит мимо мышка-норушка. Обрадовалась такому теплому домику...»
Задание:нарисовать овальную форму, передать характерные детали мышки - ушки, носик, лапки, хвост
Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой
Литературный ряд: загадка о мышке, потешка-инсценировка «На ладошке у Тимошки».
Музыкальный ряд: С. Прокофьев, отрывок из симфонии №7
Зрительный ряд: мышка-игрушка, иллюстрации к сказке «Рукавичка».
Занятие 3. «Прыгал зайка по лесу...» - 1 час
Задачи:
1. Продолжать формировать добрые отношения между детьми, учить быть приветливыми.
2. Закреплять умение уточнять образ соответствующими деталями, пользоваться кистью и краской.
Содержание: «...бегал зайка по лесу, холодно. Где бы погреться? Вдруг, видит рукавичку, кто-то в ней сидит...»
Задание:см. занятие 2.
Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой и нарисованной мышкой.
Литературный ряд: потешка «Зайка белый, где ты бегал?», загадки.
Музыкальный ряд:С. Прокофьев, отрывок из симфонии №7
Зрительный ряд:иллюстрации к сказкам И. Чарушина, игрушка - зайчик.
«Чудо-чудное, диво-дивное» - 1 час
Задачи:
1. Продолжать формировать добрые отношения между детьми, учить быть приветливыми.
Закреплять умение уточнять образ соответствующими деталями.
3. Учить пользоваться кистью и краской, отработать прием «тычок».
Содержание: «Подбежала к рукавичке лиса, удивился рукавичке волк...»
Задание:см. занятие 2.
Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой и нарисованной мышкой и зайцем.
Литературный ряд: загадки о диких животных.
Музыкальный ряд:С. Прокофьев, отрывок из симфонии № 7.
Зрительный ряд:иллюстрации к сказкам И. Чарушина, игрушки би-ба-бо, плоскостной театр.
«Ах, ты, мишенька-медведь!»
Задачи:
1. Продолжать формировать добрые отношения между детьми, учить быть приветливыми
Закреплять умение уточнять образ соответствующими деталями
3. Учить пользоваться кистью и краской, отработать прием «тычок» и «плашмя»
Содержание: «...Живут в рукавичке мышка-норушка, зайчик, лиса и волк, дружно живут, весело им, не скучно... А медведь чуть всех не раздавил»
Задание:см. занятие 2
Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой и нарисованной мышкой, зайцем, лисой и волком
Литературный ряд: загадки о диких животных
Музыкальный ряд:С. Прокофьев, отрывок из симфонии №7
Зрительный ряд:иллюстрации к сказкам И. Чарушина, игрушки би-ба-бо, плоскостной театр.
6. «Зимние деревья»
Задачи:
1. Прививать детям любовь к родной природе, умение любоваться ее тихой красотой.
2. Закреплять умение нарезать узкие полоски из бумаги, составлять из них изображение.
Содержание: «Лежит рукавичка-домик среди красивого зимнего леса. Вылезли звери из рукавички, любуются на белые кружевные деревья».
Задание: нарезать ровные полоски из прямоугольного листа белой бумаги, составить из них ствол дерева на голубом фоне и ветки, идущие от ствола.
Материал:прямоугольный лист бумаги размером 5х15, ножницы, клей-карандаш, цветная бумага А 4 синего или голубого цвета.
Литературный ряд:Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...»
Музыкальный ряд:П. Чайковский «Времена года».
Зрительный ряд: фотоиллюстрации зимнего леса.
7. «Зимняя сказка» - 1 час
Задачи:
1. Формировать бережное отношение к своим родным и близким. Уважительное отношение к семейным праздникам и традициям.
Дать представление красоты зимней природы.
Учить изображать крону дерева несложной формы.
Содержание:«Спохватился дед, что рукавичку потерял, пошел в лес обратно. Больно дороги были ему эти рукавички, ведь их бабушка вязала с любовью и нежностью. Впереди собака побежала, да своим громким лаем всех зверей перепугала... Пришел дед домой, принес в подарок внучке елочку. Пришел да рассказывает, какое чудо с его рукавичкой приключилось».
Задание:нарисовать елочку на листе бумаги.
Материал:акварель, щетинная кисть, лист бумаги А4 с нарисованным треугольником.
Литературный ряд: Р.А. Кудашева «Елка»
Гнуться ветки мохнатые
Вниз к головкам детей...
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, музыка из балета «Щелкунчик».
Зрительный ряд:фотоальбом с изображением зимнего леса, открытки.
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о ценности семейных традиций.
2. Закрепить умение нарезать узкие полоски бумаги из прямоугольного листа.
Содержание:«Нарядил дед с внучкой елочки, сели у окошечка, радостные, веселые, а за окном снежинки кружатся, тихо падают на землю. Снегу не только люди радуются, но и зверюшки в лесу».
Задание:Открытка «Приглашение на праздник», составить из полосок белой бумаги фигуру снежинки.
Материал:полоски белой бумаги 10х5, ножницы, двусторонняя бумага голубого или синего цвета А 4, клей-карандаш.
Литературный ряд:К.Д. Бальмонт «Снежинка» (отрывок), загадки о снежинке.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, музыка из балета «Щелкунчик».
Пластический ряд: А.Л. Барто «Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы все в кружок, завертелись как снежок».
Зрительный ряд:рисунки снежинок, открытки с изображением снежинок, готовая аппликация «снежинки».
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о ценности добрых семейных отношений. Ребенок - радость в семье.
2. Закрепить представление о жанре изобразительного искусства - портрете и умение изображать человеческое лицо, передавая характерные особенности.
3. Закрепить навыки рисования масляной пастелью.
Содержание:«Слепили дед с бабой снежную девочку».
Задание:нарисовать лицо Снегурочки масляной пастелью холодных тонов.
Материал:лист бумаги А 4, масляная пастель.
Литературный ряд:русская народная сказка «Девочка-Снегурочка»,
Е. Благинина «Аленушка».
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», песенка В. Петрова «К нам Снегурочка пришла.
Зрительный ряд:В. Васнецов «Снегурочка», иллюстрации к сказке, кукла-Снегурочка.
2. «Еловая ветка» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей представление о красоте родной природы, умению любоваться ей.
2. Закрепить навыки работы с ножницами.
Содержание:«Стоит Снегурочка во дворе возле елочки...Красота!»
Задание:нарезать на мелкие полоски прямоугольный лист бумаги по всей длине.
Материал:лист бумаги 15х4, ножницы, лист ватмана А4, с нанесенным контуром ветки.
Литературный ряд:Пл. Воронько «Елочка», И. Токмакова «Ели», загадка о елке.
Музыкальный ряд: А. Филиппенко «К детям елочка пришла».
Зрительный ряд:В. Васнецов «Снегурочка», ветка ели.
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей представление о бережном отношении к природе, умению видеть в повседневном радостные и красивые моменты.
Закрепить навыки работы с бумагой способом обрывания.
Содержание:«...вокруг синички да снегири летают, песенки поют. Радостно Снегурочке!»
Задание:оборвать лист цветной бумаги на мелкие части, заполнить цветом готовые контуры птиц.
Материал:готовые контуры птиц - синичек и снегирей, лист бумаги желтого и красного цвета, клей-карандаш.
Литературный ряд:В. Витка «Синица», А. Барто «Снегирь», А. Прокофьев «Снегири».
Музыкальный ряд: В. Иванников «Зимняя картинка».
Пластический ряд: пластическая импровизация «Полетаем словно птицы».
Зрительный ряд:таблица с изображением птиц.
4. «Снегурочка ожила» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей представление о том, появление ребенка в доме - большая радость.
Дать первичное представление о пропорциях фигуры человека.
Учить изображать фигуру человека в длинной одежде.
Содержание:«И вдруг... увидели бабка с дедом, что Снегурочка... ожила. Посмотрела она на них веселыми глазами и улыбнулась».
Задание:изобразить фигуру Снегурочки белой гуашью, дополнить характерными деталями.
Материал:тонированный лист бумаги голубого или синего цвета А 4, белая гуашь, кисть №3, № 5.