Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 1011

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

Занятие 1. «Потерял дед рукавичку» - 1 час

Задачи:

1. Прививать детям доброе отношение друг к другу, умение делиться и уступать

2. Закрепить умение составлять узор из геометрических фигур в центре готовой формы

3. Закреплять умение разрезать небольшие квадраты по диагонали, чтобы получились треугольники

Содержание: «Шел как-то дед через лес домой, да обронил рукавицу...»

Задание:составить узор из квадратов и треугольников в центре рукавицы

Материал: готовая форма рукавицы, разноцветные квадраты (2,5х2,5), ножницы, клей-карандаш, лист ватмана А3

Литературный ряд: загадка о варежке

Музыкальный ряд: С. Прокофьев, симфония №7 (отрывок); русские народные мелодии

Зрительный ряд:вязанные рукавицы в различными узорами

Занятие 2. «Мышка-норушка» - 1 час

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о добрососедских отношениях.

2. Закрепить умение детей рисовать предметы округлой формы, передавать характерные черты животного через цвет и динамику

3. Закрепить умение детей пользоваться кистью, промывать кисть, промокать.

Содержание: «...лежит рукавичка в снегу, бежит мимо мышка-норушка. Обрадовалась такому теплому домику...»

Задание:нарисовать овальную форму, передать характерные детали мышки - ушки, носик, лапки, хвост

Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой

Литературный ряд: загадка о мышке, потешка-инсценировка «На ладошке у Тимошки».

Музыкальный ряд: С. Прокофьев, отрывок из симфонии №7

Зрительный ряд: мышка-игрушка, иллюстрации к сказке «Рукавичка».

Занятие 3. «Прыгал зайка по лесу...» - 1 час

Задачи:

1. Продолжать формировать добрые отношения между детьми, учить быть приветливыми.

2. Закреплять умение уточнять образ соответствующими деталями, пользоваться кистью и краской.

Содержание: «...бегал зайка по лесу, холодно. Где бы погреться? Вдруг, видит рукавичку, кто-то в ней сидит...»


Задание:см. занятие 2.

Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой и нарисованной мышкой.

Литературный ряд: потешка «Зайка белый, где ты бегал?», загадки.

Музыкальный ряд:С. Прокофьев, отрывок из симфонии №7

Зрительный ряд:иллюстрации к сказкам И. Чарушина, игрушка - зайчик.

  1. «Чудо-чудное, диво-дивное» - 1 час

Задачи:

1. Продолжать формировать добрые отношения между детьми, учить быть приветливыми.

  1. Закреплять умение уточнять образ соответствующими деталями.

3. Учить пользоваться кистью и краской, отработать прием «тычок».

Содержание: «Подбежала к рукавичке лиса, удивился рукавичке волк...»

Задание:см. занятие 2.

Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой и нарисованной мышкой и зайцем.

Литературный ряд: загадки о диких животных.

Музыкальный ряд:С. Прокофьев, отрывок из симфонии № 7.

Зрительный ряд:иллюстрации к сказкам И. Чарушина, игрушки би-ба-бо, плоскостной театр.

  1. «Ах, ты, мишенька-медведь!»

Задачи:

1. Продолжать формировать добрые отношения между детьми, учить быть приветливыми

  1. Закреплять умение уточнять образ соответствующими деталями

3. Учить пользоваться кистью и краской, отработать прием «тычок» и «плашмя»

Содержание: «...Живут в рукавичке мышка-норушка, зайчик, лиса и волк, дружно живут, весело им, не скучно... А медведь чуть всех не раздавил»

Задание:см. занятие 2

Материал:гуашь, кисть №5, ватман А3 с наклеенной посередине рукавичкой и нарисованной мышкой, зайцем, лисой и волком

Литературный ряд: загадки о диких животных

Музыкальный ряд:С. Прокофьев, отрывок из симфонии №7

Зрительный ряд:иллюстрации к сказкам И. Чарушина, игрушки би-ба-бо, плоскостной театр.


6. «Зимние деревья»

Задачи:

1. Прививать детям любовь к родной природе, умение любоваться ее тихой красотой.

2. Закреплять умение нарезать узкие полоски из бумаги, составлять из них изображение.

Содержание: «Лежит рукавичка-домик среди красивого зимнего леса. Вылезли звери из рукавички, любуются на белые кружевные деревья».

Задание: нарезать ровные полоски из прямоугольного листа белой бумаги, составить из них ствол дерева на голубом фоне и ветки, идущие от ствола.

Материал:прямоугольный лист бумаги размером 5х15, ножницы, клей-карандаш, цветная бумага А 4 синего или голубого цвета.

Литературный ряд:Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...»

Музыкальный ряд:П. Чайковский «Времена года».

Зрительный ряд: фотоиллюстрации зимнего леса.

7. «Зимняя сказка» - 1 час

Задачи:

1. Формировать бережное отношение к своим родным и близким. Уважительное отношение к семейным праздникам и традициям.

  1. Дать представление красоты зимней природы.

  2. Учить изображать крону дерева несложной формы.

Содержание:«Спохватился дед, что рукавичку потерял, пошел в лес обратно. Больно дороги были ему эти рукавички, ведь их бабушка вязала с любовью и нежностью. Впереди собака побежала, да своим громким лаем всех зверей перепугала... Пришел дед домой, принес в подарок внучке елочку. Пришел да рассказывает, какое чудо с его рукавичкой приключилось».

Задание:нарисовать елочку на листе бумаги.

Материал:акварель, щетинная кисть, лист бумаги А4 с нарисованным треугольником.

Литературный ряд: Р.А. Кудашева «Елка»

Гнуться ветки мохнатые

Вниз к головкам детей...

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, музыка из балета «Щелкунчик».

Зрительный ряд:фотоальбом с изображением зимнего леса, открытки.

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей представление о ценности семейных традиций.

2. Закрепить умение нарезать узкие полоски бумаги из прямоугольного листа.

Содержание:«Нарядил дед с внучкой елочки, сели у окошечка, радостные, веселые, а за окном снежинки кружатся, тихо падают на землю. Снегу не только люди радуются, но и зверюшки в лесу».


Задание:Открытка «Приглашение на праздник», составить из полосок белой бумаги фигуру снежинки.

Материал:полоски белой бумаги 10х5, ножницы, двусторонняя бумага голубого или синего цвета А 4, клей-карандаш.

Литературный ряд:К.Д. Бальмонт «Снежинка» (отрывок), загадки о снежинке.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, музыка из балета «Щелкунчик».

Пластический ряд: А.Л. Барто «Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы все в кружок, завертелись как снежок».

Зрительный ряд:рисунки снежинок, открытки с изображением снежинок, готовая аппликация «снежинки».

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей представление о ценности добрых семейных отношений. Ребенок - радость в семье.

2. Закрепить представление о жанре изобразительного искусства - портрете и умение изображать человеческое лицо, передавая характерные особенности.

3. Закрепить навыки рисования масляной пастелью.

Содержание:«Слепили дед с бабой снежную девочку».

Задание:нарисовать лицо Снегурочки масляной пастелью холодных тонов.

Материал:лист бумаги А 4, масляная пастель.

Литературный ряд:русская народная сказка «Девочка-Снегурочка»,

Е. Благинина «Аленушка».

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», песенка В. Петрова «К нам Снегурочка пришла.

Зрительный ряд:В. Васнецов «Снегурочка», иллюстрации к сказке, кукла-Снегурочка.


2. «Еловая ветка» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей представление о красоте родной природы, умению любоваться ей.

2. Закрепить навыки работы с ножницами.

Содержание:«Стоит Снегурочка во дворе возле елочки...Красота!»

Задание:нарезать на мелкие полоски прямоугольный лист бумаги по всей длине.

Материал:лист бумаги 15х4, ножницы, лист ватмана А4, с нанесенным контуром ветки.

Литературный ряд:Пл. Воронько «Елочка», И. Токмакова «Ели», загадка о елке.

Музыкальный ряд: А. Филиппенко «К детям елочка пришла».

Зрительный ряд:В. Васнецов «Снегурочка», ветка ели.

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей представление о бережном отношении к природе, умению видеть в повседневном радостные и красивые моменты.

  1. Закрепить навыки работы с бумагой способом обрывания.

Содержание:«...вокруг синички да снегири летают, песенки поют. Радостно Снегурочке!»

Задание:оборвать лист цветной бумаги на мелкие части, заполнить цветом готовые контуры птиц.

Материал:готовые контуры птиц - синичек и снегирей, лист бумаги желтого и красного цвета, клей-карандаш.

Литературный ряд:В. Витка «Синица», А. Барто «Снегирь», А. Прокофьев «Снегири».

Музыкальный ряд: В. Иванников «Зимняя картинка».

Пластический ряд: пластическая импровизация «Полетаем словно птицы».

Зрительный ряд:таблица с изображением птиц.

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей представление о том, появление ребенка в доме - большая радость.

  1. Дать первичное представление о пропорциях фигуры человека.

  2. Учить изображать фигуру человека в длинной одежде.

Содержание:«И вдруг... увидели бабка с дедом, что Снегурочка... ожила. Посмотрела она на них веселыми глазами и улыбнулась».

Задание:изобразить фигуру Снегурочки белой гуашью, дополнить характерными деталями.

Материал:тонированный лист бумаги голубого или синего цвета А 4, белая гуашь, кисть №3, № 5.