Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 717
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
5. «У самовара» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей представление о добрых семейных традициях. У самовара издавна собиралась вся семья, самовар и согреет и накормит.
2. Закреплять умение детей рисовать предметы округлой формы, дополнять художественный образ характерными деталями.
3. Закреплять понятие «теплые цвета».
Содержание: «Принесли звери деду с бабкой свои подарки. Довольные сели старики чай пить, поставили на стол большой самовар...»
Задание:нарисовать на середине листа круг, закрасить его круговыми движениями сверху вниз, повторяя контуры. Дополнить деталями (ножки, кран, подставка для чайника).
Материал:лист бумаги А 4, гуашь, кисть №9, №5.
Литературный ряд:потешка «У самовара», Д. Хармс «Самовар Иван Иваныч» (отрывок).
Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Россыпуха».
Зрительный ряд: самовар, иллюстрации к стихам Д. Хармса «Самовар Иван Иваныч».
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
1. «Машенька в сарафане» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей представление о добрых отношениях детей и родителей. Родители любят своих детей, радуются их успехам.
2. Дать представление о красоте и особенности народного костюма.
3. Закрепить умение рисовать фигуру человека в длинной одежде, Украшать рисунок характерными деталями.
4. Закреплять понятие «теплые цвета».
Содержание: «Жили-были дед да баба. И была у них внучка Машенька. Любили они ее без памяти, радовались ей, а она радовалась, что у нее есть бабушка и дедушка... И была Машенька вот такая хорошенькая...»
Задание:нарисовать девочку в длинном сарафане, соблюдая последовательность. Украсить сарафан самостоятельно несложными деталями, в соответствии с традициями русского народного костюма
Материал:лист бумаги А 4, масляная пастель.
Литературный ряд:потешки «Маша, Маша, Машенька», «Наша доченька в дому».
Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Барыня».
Зрительный ряд: кукла в длинном русском народном сарафане, иллюстрации И. Билибина к русским народным сказкам.
2. «Сундук для медведя» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей представление о том, что добрый хозяин старается украсить свой дом.
2. Дать представление о красоте и особенности Городецкой росписи, расположением деталей на прямоугольной форме.
3. Закрепить умение раскладывать детали на прямоугольном листе бумаги в соответствии с заданным узором.
Содержание: «Зашла Машенька в дом медведя и удивилась какие яркие цветы расцвели прямо в доме. Подошла поближе... оказались цветы нарисованы на большом сундуке».
Задание:разложить узор на листе бумаги из готовых деталей, в середине крупные детали, по краям и углам - мелкие.
Материал:тонированный лист бумаги А 4, круги разной величины - голубые, синие, розовые, красные; зеленые листочки разной величины.
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.
Зрительный ряд: изделия народного промысла Городец - разделочная доска, сундук, шкатулка.
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей представление о народном гостеприимстве. «Красна река берегами, а обед - пирогами».
2. Дать представление о весенних народных праздниках и обрядах.
3. Учить лепить фигурку птички приемом оттягивания и прищипывания.
Содержание: «Напекла Машенька пирожков для медведя. Медведь повеселел, подобрел...»
Задание:скатать из теста шарик, оттянуть головку, прищипнуть хвост, Украсить птичку при помощи стеки (хвост, крылья).
Материал:соленое тесто, стеки.
Литературный ряд:весенняя закличка «Ой, кулики-жаворонушки».
Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Полянка» (свирель).
Зрительный ряд: изделия из теста - жаворонки, кренделя.
«Подарок для медведя» - 1 час
Задачи:
1. Формировать у детей понимание того, что добрый человек старается оставить о себе добрую память.
2. Закрепить представление об особенностях Городецкой росписи, элементах, расположении деталей.
Содержание: «Очень хотелось Машеньке домой к бабушке с дедушкой, да только жалко медведя оставлять г грустном настроении. И придумала Машенька сделать медведю подарок. Нашла на полке деревянный туесок и расписала его нарядными цветами».
Задание:расписать туесок Городецкими розанами и листочками, следуя показу.
Материал:тонированная бумага, гуашь розовая, красная, синяя, голубая, зеленая, кисть № 9.
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.
Зрительный ряд: изделия Городецких мастеров.
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей представление, о том, что самое ценное, что есть у человека - это его друзья.
2. Продолжать учить рисовать животных в движении. Подводить к изображению несложного сюжета.
3. Закрепить основные приемы рисования кистью.
Содержание: «Убежал медведь из деревни. Идет по лесу один, грустный. И вдруг навстречу ему медведица...»
Задание:нарисовать по показу, идущих навстречу друг другу медведей. Обогатить образ деталями.
Материал:ватман А3, гуашь.
Литературный ряд:пословицы и поговорки о дружбе.
Музыкальный ряд: В. Шаинский «Дружба».
Зрительный ряд: иллюстрации Н. Устинова к сказке «Три медведя».
«На зеленом лугу» - 5 часов
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
Задачи:
1. Организовать семейную игру «Веселые лягушата», придумать вместе с детьми весеннюю сказку.
2. Продолжать учить складывать бумагу в определенной последовательности, придавая ей различные образы.
3. Развивать творческое и пространственное воображение.
Содержание: Давайте придумаем весеннюю сказку про лягушат. «Наступила весна. Теплое солнышко разбудило веселых лягушат. Сидят они на бугорочке квакают - солнышку радуются. Прилетели комарики и лягушата совсем развеселились, стали прыгать, играть...»
Задание:складывать квадрат бумаги в определенных направлениях, следуя показу. Оформить дополнительными деталями, обыграть получившуюся игрушку.
Материал:двусторонняя бумага квадратной формы 20х20, обрезки голубого, синего, фиолетового цвета.
Литературный ряд:загадки про лягушат.
Музыкальный ряд: детская песенка «Две лягушки».
Пластическая зарисовка: «грустные лягушата», «веселые лягушата».
Зрительный ряд: игрушки лягушат.
2. «Майское небо»
Задачи:
1. Продолжать формировать бережное и нежное отношение к маме.
2. Расширить представление детей об оттенках голубого, синего, о том как меняется цвет неба на рассвете, в полдень, на закате.
3. Развивать творческое воображение.
Содержание: Вот идем мы вместе с мамой утром в детский сад. Солнышко светит, а может быть его закрывают облака. Но нам все равно радостно и тепло, потому что рядом мама нежная и заботливая. Можно идти рядом с мамой, держать ее за руку и разглядывать небо.
Задание:на одной стороне половины листа изобразить добрый рассвет, на другой - добрый закат.
Материал:гуашь, широкая щетинная кисть.
Литературный ряд:О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка».
Зрительный ряд: фотографии неба в различном состоянии. Репродукции И.И. Левитан «Весна - большая вода», К.Ф. Юон «Купола и ласточки».
3. «Первые листочки» - 1 час
Задачи:
1. Продолжать формировать бережное и нежное отношение к маме. Познакомить с пословицей «При солнышке тепло, при матушке - добро.
2. Расширить представление детей об изобразительных средствах и способах изображения.
3. Развивать творческое воображение.
Содержание: «Пригрело солнышко и появились на веточке маленькие листочки. Веточка как мама заботится о них: питает, держит, качает на ветру, баюкает».
Задание:нарисовать ветку кистью, а маленькие листочки - пальчиком, придавая листьям различные оттенки зеленого цвета.
Материал:лист бумаги А 4. Гуашь, кисть № 5.
Литературный ряд:Н. Некрасов «Зеленый шум».
Музыкальный ряд: звуки природы - шум ветра, листвы, пение птиц.
Пластический ряд: пластический этюд «Шумит тростинка малая, шумит веселый клен...»
Зрительный ряд: А. Рылов «Зеленый шум».