Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 709
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Задачи:
1. Расширить представление о семейном досуге, поддержать летнее, веселое настроение.
2. Продолжать развивать пространственное воображение, учить складывать бумагу в различных направлениях.
Содержание: «Жила-была бабочка. Летала она от цветка к цветку и радовалась начинающему лету. Вдруг, увидела она необычный цветок. От каждого дуновения ветерка цветок переворачивался. Вот какие чудеса!»
Задание:сложить из бумаги бабочку и (или) вертушку.
Материал:двусторонняя бумага разного цвета 20х20, клей, полоски плотного картона, проволока, обрезки цветной бумаги, блестки и т. д.
Литературный ряд:Е. Трутнева «Если в небе ходят грозы».
Музыкальный ряд: А. Вивальди, концерт «Лето».
Зрительный ряд: А. Рылов «Зеленый шум», И. Шишкин «Уголок заросшего сада».
Календарно-тематический план
по изобразительной деятельности и художественному труду
для детей старшего дошкольного возраста
Раздел I. «В гостях у красавицы Осени»
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» - 8 часов
Занятие 1. «Урожай у нас хорош» - 2 часа (коллективная работа)
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о дружной семье, о бережном отношении друг к другу, умение радоваться самым простым событиям в жизни семьи.
2. Закрепить умение рисовать предметы круглой и овальной формы, передавать характерные особенности предмета.
Содержание: «Собрались муж с женой на ярмарку...»
Задание:рассмотреть овощи, нарисовать любой овощ (по желанию), передавая его характерные особенности, вырезать изображение по контуру, наклеить на общий лист с изображением телеги.
Материал:гуашь, кисть № 9, ножницы, лист ватмана с изображением телеги или большой корзины.
Литературный ряд:загадки об овощах.
Музыкальный ряд:детская песенка А.Филиппенко «Урожайная».
Зрительный ряд:корзина с овощами.
Занятие 2. «Золотая осень» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей представления о красоте родного края, очарования тихой русской природы.
Дать представление понятиям «краски земли», «теплые цвета».
Учить рисовать щетинной художественной кистью.
Содержание:«Выбежала девочка в поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали над лесом...»
Задание: рассмотреть и сравнить иллюстрации к сказке Лосева и А. Савченко. Какой пейзаж изобразили эти художники, какие краски использовали? Какой пейзаж мог быть на твоей картине.
Материал:гуашь, щетинная кисть № 20.
Литературный ряд:Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», Э.Федоровская «Осень на опушке краски раз водила».
Зрительный ряд:И.Левитан «Тихая обитель», Остроухов «Золотая осень», иллюстрации Лосева, А.Савченко к сказке «Гуси-лебеди».
Музыкальный ряд:П.Чайковский «Осенняя песня».
Занятие 3. «Гуси-лебеди» - 2 часа
Задачи:
1. Учить конструктивному мышлению, необычному подходу к обычным средствам выразительности.
2. Закрепить умение складывать бумагу в определенной последовательности.
Содержание:«Летят гуси-лебеди над полями, над лесами...»
Задание: смоделировать из бумаги (в стиле бумажной пластики) лебедя, повторяя за воспитателей все этапы работы.
Материал:газета, белая бумага (офисная), клей ПВА, готовые детали клюва из красной бумаги.
Музыкальный ряд:А.Сен-Санс «Лебедь».
Зрительный ряд:иллюстрации к сказке, с изображением лебедей художников А. Савченко, М. Петрова.
Пластический ряд: подвижная игра с готовыми фигурами птиц «Гуси-гуси».
Занятие 4. «Печка-матушка» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей доброе отношение к дому, домашнему очагу, дружелюбное отношение друг к другу.
2. Дать детям представление, что печка в доме - это и тепло, и уют, и спокойствие.
3. Закрепить у детей умение конструировать из бросового материала.
Содержание: «Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала и увидела - стоит в поле печка».
Задание: подобрать для печки коробки разных размеров, склеить их, обклеить белой бумагой, добавить характерные детали: заслонку, блюдо с пирогами, кота около трубы и т. д.
Материал:коробки из-под чая разных размеров, белая бумага (офисная), фломастеры, готовые детали.
Литературный ряд:загадки о печке.
Музыкальный ряд:русские народные мелодии.
Зрительный ряд: книги о русском быте.
Занятие 5. «Яблонька» - 1 час
Задачи:
1. Объяснить детям, почему в народе говорят: «Красивая яблоня под окном - значит в доме дружная семья».
2. Дать представление о кроне яблони, ее особенностях, чем она отличается от других деревьев.
3. Познакомить детей с приемами работы акварелью.
Содержание: «Видит Машенька - стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились...»
Задание:смочить бумагу кистью, акварелью нарисовать крону яблони.
Материал:бумага для акварели А4, акварель, кисть №9.
Литературный ряд:П. Мумин «Яблоко».
Музыкальный ряд:русские народные мелодии.
Зрительный ряд: муляжи яблок, иллюстрации к сказке А.Савченко.
Занятие 6. «Молочная река - кисельные берега» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать представление детей об уважительном отношении к труду, почитании старших.
2. Познакомить с новым материалом изобразительной деятельности - пастелью.
Содержание:«...течет молочная река - кисельные берега».
Задание: оборвать широкую полоску бумаги по кругу, приклеить к листу ватмана волнистой полосой, берега оформить с помощью пастели.
Материал: офисная бумага, клей, пастель, ватман А3.
Литературный ряд:С. Есенин «С добрым утром».
Музыкальный ряд:М. Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой».
Зрительный ряд:И. Левитан «Тихая обитель».
Занятие 7. «Чудо-игрушки» - 2 часа
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о семейных ценностях.
2. Познакомить детей с народным промыслом - Дымковская игрушка. Особенностями узора дымковских мастеров.
Содержание: «Тут скоро отец с матерью вернулись из города, подарки и гостинцы привезли».
Задание: слепить по образцу дымковскую лошадку, загрунтовать, расписать кругами различной величины и цвета, сохраняя ритм узора и традиции дымковской росписи.
Материал: глина, водоэмульсионная краска
Литературный ряд:В. Верестов «Посадили игрушку на полку».
Зрительный ряд: дымковская игрушка.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Занятие 1. «Избушка кота и петуха» - 1 час
Задачи:
1. В дружной семье и дело спорится. Дом, семья - опора любого человека.
Закрепить навыки работы с бумагой.
Содержание: «Жили-были в лесной избушке Кот да Петух, дружно жили, весело...»
Задание:разделить лист бумаги на равные полоски. С помощью карандаша сделать из них столбики - «бревнышки».
Материал: офисная бумага, ватман А3, клей ПВА, ножницы.
Литературный ряд:пословицы и поговорки о доме, загадки об избе.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени».
Зрительный ряд: макет деревенской избы.
Занятие 2. «Ставенки резные, окна расписные» - 2 часа
Задачи:
1. Прививать детям заботливое отношение к своему дому.
Учить вырезать ажурную полоску из бумаги сложенную несколько раз пополам.
Содержание: «И был их дом красивый, нарядный, потому что Кот и Петух любили свой дом».
Задание:украсить домик, который сделали на прошлом занятии, из полосок бумаги того цвета, которые больше всего нравятся. Сложить бумагу пополам, затем ещё раз и ещё раз. На линии сгиба вырезать геометрические фигуры, повернуть заготовку, там где нет линий сгиба, вырезать зубчики. Развернуть полоску. Укрась дом подзорами, наличниками, полотенцем.
Материал:полоски бумаги 3х20 разного цвета, ножницы, клей-карандаш, готовый домик.
Литературный ряд: С.Маршак «Кошкин дом» (отрывок).
Музыкальный ряд:русские народные наигрыши, игровая песенка «Ай-ду-ду».
Зрительный ряд: иллюстрации предметов русского быта, макет избы.
Занятие 3. «Домашняя утварь» - 2 часа
Задачи:
1. Прививать детям эстетику быта, любовь к родному дому, традициям русского дома.
2. Познакомить детей с особенностями хохломского узора, разнообразием домашней утвари.
3. Учить рисовать стилизованные изображения растений.
Содержание: «Остался Петушок домовничать. Кашу сварил, на стол накрыл. Сидит Кота дожидается...»