Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 946

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Нам хозяин очень рад

Любит он гостей-ребят.

Вот он дом,

А вот кроватка.

Язычок спит

Сладко-сладко.

Давайте будем с ним играть,

Ему мы будем подражать.

Ну-ка, как там у ребят

Язычки в кроватках спят?

«Язычок спит»губы улыбаются в улыбке, язычок лежит не нижней губе.

Сначала идёт показ правильного выполнения упражнения, затем - его выполнение.

Пока ваши язычки будут спать, я спою им колыбельную песню:

«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенку спою,

Ты дремли, закрывши глазки, баюшки, баю.

Повернулся на бочок,

Ой, проснулся Язычок.

Стал выглядывать в окошко

Вперёд-назад,

Устал немножко.

А пока он отдыхает,

На кроваточке вздыхает,

Наши тоже язычки

В окошко выглянуть должны.

«Выглянул язычок» – вытянуть узкий язычок вперёд, не закрывая рта, убрать назад, не закрывая рта, продолжить упражнение ещё несколько раз.

Закончить упражнения можно пословицей:

«Взошло солнце красное, прощай, светел месяц»


2. Музыкальная стимуляция.

Чтобы нам не уставать,

В ладошки будем мы играть.

Вы ладошки подставляйте,

И за мною повторяйте.

Попевочка: Солнышко, солнышко, Где твои детки?

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

Ритм:ша шошо ша шошо

ша шошо ша ша

шошо шошо ша шошо

ша шошо ша ша

Вот и солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось,

Разбудить оно успело

Всех, кого уже ждёт дело

3. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите-ка, ребятки,

Кто встаёт ещё с кроватки?

Тут и пальчики проснулись,

Солнышку все улыбнулись.

«Утречко» – русская народная игра (показ педагога).

Утро настало, солнышко встало. - Ладони скрещены, пальцы растопырены,

образуя «солнышко с лучиками».

-Эй, братец Федя, разбуди соседей! - Кулак правой руки сжат, большой палец

совершает круговые движения, скользя по ладони левой руки.

-Вставай, Большак! - Большой и указательный пальцы правой

руки щёлкают по большому пальцу левой

руки.

-Вставай, Указка! - Щелчок по указательному пальцу.

-Вставай, Серёдка! - Щелчок по среднему пальцу.

-Вставай, Сиротка! - Щелчок по безымянному пальцу.

-И Крошка-Митрошка! - Щелчок по мизинцу.

-Привет, Ладошка! - Щелчок в центр ладони.

Все потянулись и проснулись. - Руки поднимаются вверх, пальцы

вытягиваются и быстро шевелятся.

Язычок пусть посидит

И на нас пусть поглядит.

Вместе с пальцами ребятки

Выполнят сейчас зарядку.

Дети выполняют упражнение

(при повторении игры руки меняются ролями).

2 комплекс упражнений


«Часики идут, песенку поют»

1. Артикуляционная гимнастика

Солнце красное встаёт

Язычок с собой зовёт.

Луч крадётся по часам:

«Много время. Смотри сам!»

Ходики идут «Тик-так»

Стрелки движутся вот так:

«Тик-так, тик-так, часики идут,

Тик-так, тик-так, песенку поют»

«Часы»– вытянуть узкий язычок и чётко, не спеша передвигать кончик язычка из одного уголка рта в другой, слева-направо)

Язычок встаёт с кроватки,

Быстро делает зарядку.

Язычку мы подражаем,

И за ним мы повторяем.

«В здоровом теле – здоровый дух».

«Гимнастика»– положить язычок на нижнюю губу и поднимать свой кончик вверх, опускать вниз, поворачивать вправо-влево.

Вправо – влево,

Вверх и вниз,

Лучше делай, не ленись!

2. Пальчиковая гимнастика

А вот и пальцы-братцы,

Есть им чем заняться.

Вы потихоньку посидите

И на них вы посмотрите…

«Маланья» - русская народная игра (показ педагога).

У Маланьи у старушки - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука

сверху.

Жили в маленькой избушке - Сложить руки углом, показать «избушку».

Семь сыновей, - Показать семь пальцев.

Все без бровей, - Очертить брови пальцами.

Вот с такими носами, - Показать нос двумя ладонями с

растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, - Очертить пальцами длинные «гусарские»

усы.

Вот с такими ушами, - Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такой головой, - Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! - Показать руками большую окладистую

бороду.

Они не пили, не ели. - Одной рукой поднести ко рту «чашку»,

другой «ложку».

На Маланью всё глядели, - Держа руки у глаз, похлопать пальцами,

как ресницами.


И всё делали вот так… - Дети показывают загаданное действие.

Будем с ручками играть?

За ними будем повторять?

Вы внимательными будьте,

Ничего не позабудьте – выполнение движений.

3. Музыкальная стимуляция.

Весело мы поиграли,

Язычок порадовали.

Стоя около окошка,

Он нам хлопает в ладошки.

Вторит ворон Язычку.

Он играет во трубу.

Песней солнце забавляет,

Утра доброго желает.

Попевочка: Ой, ребята, та-ра-ра! А на той горе дубок,

На горе стоит гора, А на дубе воронок.

Ритм: роророро роро ра

роророро роро ра

3 комплекс упражнений

«Водичка, водичка...»

1. Музыкальная стимуляция.

Солнце смотрит к нам в окошко.

Все проснулись, посмотри.

Пришло время умываться,

Ну а где же взять воды?

Попевочка: Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Ритм: ко ко ко ко

кака ко ко ко

кака ко кака ко

кака ко кака ко

2. Артикуляционная гимнастика.

Дрозд принёс в ведре водицы.

Язычку пора умыться.

Язычок наш умывается,

Чистит зубы, улыбается.

«Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок»

А вы ротики открыли?

За Язычком всё повторили?

- Как он умывается?

«Язычок умывается» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхней, то по нижней губе.

- Чистит зубы?

«Чистим зубки» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхним, то по нижним зубам.

- Улыбается?

«Улыбаемся» - губы растянуть в широкой улыбке.

3. Пальчиковая гимнастика.

Тише, тише, не шумите!

Потихоньку посидите.

Плачут пальцы наши.

Просят пальцы каши.

«У бабы Фроси» -

русская народная игра (с показом педагога)

У бабы Фроси - Выставить вперёд левую руку.

Пяток внучат - Растопырить пальцы правой руки.

Все каши просят, - Поднести руки рупором ко рту,


Все криком кричат. - Громко крикнуть: «А-а-а!»

Акулька в люльке, - По очереди сгибать пальцы правой руки к

ладони, начиная с мизинца.

Алёнка в пелёнке

Аринка на перинке,

Степан на печке,

Иван на крылечке. - Отвести большой палец в сторону.

Баба тесто месила, - Руки «месят» тесто.

Кашу варила, - Левая рука «помешивает кашу».

Молоко топила, - Руки «ставят кочергу в печь».

Внучат кормила. - Руки «раздают миски».

Как каши наелись, - Пальцы левой руки легко сгибаются, кланяясь

левой руке.

Молока напились,

Бабе поклонились, угомонились. - Расслабленные руки ложатся на стол

(при повторении игры руки меняются ролями).

Детки тоже есть хотят.

На бабу Фросю все глядят.

Вместе с пальцами нашими

И мы попросим каши. - Выполнение упражнения детьми

Вот спасибо, бабушка!

Угостила кашею.

И дрозда, и Язычка,

И детишечкам дала.

4 комплекс упражнений

«После завтрака забота - начинается работа»

1. Артикуляционная гимнастика.

После завтрака – забота,

Начинается работа.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Кисть скользит по потолку

«Маляр» – рот приоткрыть, язык скользит по нёбу (потолку) вперёд-назад;

И по стенам,

- затем по внутренней стороне щёк (по стенам),

По полу.

- затем по пространству за передними зубами (по полу).

«Дело мастера боится»

Язычок наш трудится.

Вот какая умница!

Будет в доме чистота.

Ах, какая красота!

Помогает нам катушка.

Вперёд – назад идёт послушно.

Краску нам она качает,

Язычку-то помогает.

«Катушка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.