Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 758
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Нам хозяин очень рад
Любит он гостей-ребят.
Вот он дом,
А вот кроватка.
Язычок спит
Сладко-сладко.
Давайте будем с ним играть,
Ему мы будем подражать.
Ну-ка, как там у ребят
Язычки в кроватках спят?
«Язычок спит» –губы улыбаются в улыбке, язычок лежит не нижней губе.
Сначала идёт показ правильного выполнения упражнения, затем - его выполнение.
Пока ваши язычки будут спать, я спою им колыбельную песню:
«Спи, младенец мой прекрасный, баюшки, баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою,
Ты дремли, закрывши глазки, баюшки, баю.
Повернулся на бочок,
Ой, проснулся Язычок.
Стал выглядывать в окошко
Вперёд-назад,
Устал немножко.
А пока он отдыхает,
На кроваточке вздыхает,
Наши тоже язычки
В окошко выглянуть должны.
«Выглянул язычок» – вытянуть узкий язычок вперёд, не закрывая рта, убрать назад, не закрывая рта, продолжить упражнение ещё несколько раз.
Закончить упражнения можно пословицей:
«Взошло солнце красное, прощай, светел месяц»
2. Музыкальная стимуляция.
Чтобы нам не уставать,
В ладошки будем мы играть.
Вы ладошки подставляйте,
И за мною повторяйте.
Попевочка: Солнышко, солнышко, Где твои детки?
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
Ритм:ша шошо ша шошо
ша шошо ша ша
шошо шошо ша шошо
ша шошо ша ша
Вот и солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось,
Разбудить оно успело
Всех, кого уже ждёт дело
3. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите-ка, ребятки,
Кто встаёт ещё с кроватки?
Тут и пальчики проснулись,
Солнышку все улыбнулись.
«Утречко» – русская народная игра (показ педагога).
Утро настало, солнышко встало. - Ладони скрещены, пальцы растопырены,
образуя «солнышко с лучиками».
-Эй, братец Федя, разбуди соседей! - Кулак правой руки сжат, большой палец
совершает круговые движения, скользя по ладони левой руки.
-Вставай, Большак! - Большой и указательный пальцы правой
руки щёлкают по большому пальцу левой
руки.
-Вставай, Указка! - Щелчок по указательному пальцу.
-Вставай, Серёдка! - Щелчок по среднему пальцу.
-Вставай, Сиротка! - Щелчок по безымянному пальцу.
-И Крошка-Митрошка! - Щелчок по мизинцу.
-Привет, Ладошка! - Щелчок в центр ладони.
Все потянулись и проснулись. - Руки поднимаются вверх, пальцы
вытягиваются и быстро шевелятся.
Язычок пусть посидит
И на нас пусть поглядит.
Вместе с пальцами ребятки
Выполнят сейчас зарядку.
Дети выполняют упражнение
(при повторении игры руки меняются ролями).
2 комплекс упражнений
«Часики идут, песенку поют»
1. Артикуляционная гимнастика
Солнце красное встаёт
Язычок с собой зовёт.
Луч крадётся по часам:
«Много время. Смотри сам!»
Ходики идут «Тик-так»
Стрелки движутся вот так:
«Тик-так, тик-так, часики идут,
Тик-так, тик-так, песенку поют»
«Часы»– вытянуть узкий язычок и чётко, не спеша передвигать кончик язычка из одного уголка рта в другой, слева-направо)
Язычок встаёт с кроватки,
Быстро делает зарядку.
Язычку мы подражаем,
И за ним мы повторяем.
«В здоровом теле – здоровый дух».
«Гимнастика»– положить язычок на нижнюю губу и поднимать свой кончик вверх, опускать вниз, поворачивать вправо-влево.
Вправо – влево,
Вверх и вниз,
Лучше делай, не ленись!
2. Пальчиковая гимнастика
А вот и пальцы-братцы,
Есть им чем заняться.
Вы потихоньку посидите
И на них вы посмотрите…
«Маланья» - русская народная игра (показ педагога).
У Маланьи у старушки - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху.
Жили в маленькой избушке - Сложить руки углом, показать «избушку».
Семь сыновей, - Показать семь пальцев.
Все без бровей, - Очертить брови пальцами.
Вот с такими носами, - Показать нос двумя ладонями с
растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, - Очертить пальцами длинные «гусарские»
усы.
Вот с такими ушами, - Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такой головой, - Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! - Показать руками большую окладистую
бороду.
Они не пили, не ели. - Одной рукой поднести ко рту «чашку»,
другой «ложку».
На Маланью всё глядели, - Держа руки у глаз, похлопать пальцами,
как ресницами.
И всё делали вот так… - Дети показывают загаданное действие.
Будем с ручками играть?
За ними будем повторять?
Вы внимательными будьте,
Ничего не позабудьте – выполнение движений.
3. Музыкальная стимуляция.
Весело мы поиграли,
Язычок порадовали.
Стоя около окошка,
Он нам хлопает в ладошки.
Вторит ворон Язычку.
Он играет во трубу.
Песней солнце забавляет,
Утра доброго желает.
Попевочка: Ой, ребята, та-ра-ра! А на той горе дубок,
На горе стоит гора, А на дубе воронок.
Ритм: роророро роро ра
роророро роро ра
3 комплекс упражнений
«Водичка, водичка...»
1. Музыкальная стимуляция.
Солнце смотрит к нам в окошко.
Все проснулись, посмотри.
Пришло время умываться,
Ну а где же взять воды?
Попевочка: Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Ритм: ко ко ко ко
кака ко ко ко
кака ко кака ко
кака ко кака ко
2. Артикуляционная гимнастика.
Дрозд принёс в ведре водицы.
Язычку пора умыться.
Язычок наш умывается,
Чистит зубы, улыбается.
«Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб глазки блестели, чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок»
А вы ротики открыли?
За Язычком всё повторили?
- Как он умывается?
«Язычок умывается» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхней, то по нижней губе.
- Чистит зубы?
«Чистим зубки» – рот открыт, кончик язычка скользит то по верхним, то по нижним зубам.
- Улыбается?
«Улыбаемся» - губы растянуть в широкой улыбке.
3. Пальчиковая гимнастика.
Тише, тише, не шумите!
Потихоньку посидите.
Плачут пальцы наши.
Просят пальцы каши.
«У бабы Фроси» -
русская народная игра (с показом педагога)
У бабы Фроси - Выставить вперёд левую руку.
Пяток внучат - Растопырить пальцы правой руки.
Все каши просят, - Поднести руки рупором ко рту,
Все криком кричат. - Громко крикнуть: «А-а-а!»
Акулька в люльке, - По очереди сгибать пальцы правой руки к
ладони, начиная с мизинца.
Алёнка в пелёнке
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке. - Отвести большой палец в сторону.
Баба тесто месила, - Руки «месят» тесто.
Кашу варила, - Левая рука «помешивает кашу».
Молоко топила, - Руки «ставят кочергу в печь».
Внучат кормила. - Руки «раздают миски».
Как каши наелись, - Пальцы левой руки легко сгибаются, кланяясь
левой руке.
Молока напились,
Бабе поклонились, угомонились. - Расслабленные руки ложатся на стол
(при повторении игры руки меняются ролями).
Детки тоже есть хотят.
На бабу Фросю все глядят.
Вместе с пальцами нашими
И мы попросим каши. - Выполнение упражнения детьми
Вот спасибо, бабушка!
Угостила кашею.
И дрозда, и Язычка,
И детишечкам дала.
4 комплекс упражнений
«После завтрака забота - начинается работа»
1. Артикуляционная гимнастика.
После завтрака – забота,
Начинается работа.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Кисть скользит по потолку
«Маляр» – рот приоткрыть, язык скользит по нёбу (потолку) вперёд-назад;
И по стенам,
- затем по внутренней стороне щёк (по стенам),
По полу.
- затем по пространству за передними зубами (по полу).
«Дело мастера боится»
Язычок наш трудится.
Вот какая умница!
Будет в доме чистота.
Ах, какая красота!
Помогает нам катушка.
Вперёд – назад идёт послушно.
Краску нам она качает,
Язычку-то помогает.
«Катушка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.