Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 795
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
По мнению В.А. Айрапетовой, А.В. Мудрика и Т.Г. Яничевой, педагогическое сопровождение можно рассмотреть как систему деятельности педагога, направленную на приобщение обучающегося к социально- культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития. Классики теории личностно- ориентированного образования, такие как Е.В. Бондаревская, А.В. Золотарев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др., говорят о педагогическом сопровождении как о поддержке и развитии субъектности личности ребенка. Е.А. Александрова, Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин полагают, что педагогическое сопровождение есть тактика педагогической поддержки, рассматривая ее наряду с защитой, помощью, содействием и взаимодействием.
М.В. Шакурова рассматривает педагогическое сопровождение «как один из механизмов со-бытия» [268, с. 64] во взаимосвязи с процессом воспитания, что особенно интересно в контексте задач нашего исследования. Более со- бытийное и насыщенное разнообразными событиями пространство, чем детский оздоровительный лагерь представить трудно. Все мероприятия, происходящие в пространстве лагеря, можно использовать в качестве форм дополнительного образования детей. Но для того, чтобы
сделать их по- настоящему со-бытийными педагоги, работающие с детьми должны овладеть необходимым для этого инструментарием. Таким образом, в основе организационно-методического сопровождения дополнительного образования в
пространстве детского оздоровительного лагеря находятся и теоретические положения событийного подхода.
Л.В. Мардахаев подчеркивает, что мы можем говорить и использовать термин «сопровождение» в том случае, когда человеку необходима помощь и поддержка в процессе преодоления трудностей, возникающих при достижении жизненно важных целей [158]. По мнению А.В. Мудрика, сопровождение это особая сфера деятельности педагога, в процессе которой создаются условия для приобщения детей к социально-культурным и нравственным ценностям, составляющим основу для самореализации и саморазвития личности ребенка [175].
М.Р. Битянова говорит о сопровождении как системе профессиональной деятельности педагогического сообщества, основной целью которой является создание условий, необходимых для успешного обучения и развития обучающихся в процессе взаимодействия [30]. По мнению исследователя, важной задачей специалиста, осуществляющего сопровождение, является создание условий, необходимых для продуктивного развития ребенка в семье и школе. Продолжая мысль автора, мы можем распространить данное положение и на сферу досуга и отдыха детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. По мнению М.Р. Битяновой, сопровождающая деятельность специалиста в образовательном учреждении включает три тесно взаимосвязанных компонента: «систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса сопровождаемого и динамики его развития в процессе школьного
обучения; создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии» [29]. В пространстве детского оздоровительного лагеря при реализации программ дополнительного образования данное положение концепции сопровождения М.Р. Битяновой отвечает решению задачи по созданию условий, необходимых для сохранения благоприятного психолого-
педагогического статуса воспитанников ДОЛ и развития их в процессе освоения дополнительных образовательных программ.
Е.И. Казаковой разработана концепция сопровождения в системе образования, базирующаяся на системно-ориентационном взгляде на развитие человека. Автор полагает, что сопровождение можно рассмотреть как метод, как процесс и как службу: «метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития – это средство реализации процесса сопровождения» [108, 109]. В процессе сопровождения, по мнению Е.И. Казаковой, необходимо опираться на индивидуально-личностный потенциал сопровождаемого субъекта. В контексте нашего исследования важнейшим положением теории сопровождения Е.И. Казаковой является утверждение о том, что субъектами сопровождения в каждом конкретном случае является не только сам ребенок, но и окружающие его субъекты образовательных отношений (педагоги, воспитатели, родители и др.). Процесс сопровождения, основанный на принципах непрерывности, мультидисциплинарности, рекомендательности и приоритетности интересов сопровождаемого, является базовой составляющей системной помощи каждому
ребенку. Данное положение концепции Е.И. Казаковой также отвечает задачам деятельности по сопровождению дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
О.С. Газман в свое время справедливо отметил, что использование технологии сопровождения в образовании позволяет создавать условия для полноценного развития детей [52]. В настоящее время сопровождение в условиях общего и дополнительного образования становится неотъемлемой составляющей, отвечая разнообразным потребностям детей. Реализация дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ в условиях детского оздоровительного лагеря объективно ставит перед администрацией и педагогическим составом ДОЛ задачу, организовать дополнительное образование, удовлетворяющее интересы и потребности
многообразного и периодически обновляющегося контингента детей. При этом возникает потребность в сопровождении как самих детей, так и педагогов, которые участвуют в организации дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря.
Пространство детского оздоровительного лагеря предполагает, что в процесс освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы включены все воспитанники. Многообразие их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей актуализирует обращение к концепциям тьюторского сопровождения, положения которых можно использовать при проектировании групповых и индивидуальных траекторий дополнительного образования детей. В пространстве
детского оздоровительного лагеря могут одновременно находиться одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети-мигранты и др. Положения исследований, посвященных основам тьюторского сопровождения, отраженные в работах Л.В. Горюновой, Т.М. Ковалевой, Е.И. Кобыща, Е.С. Комракова, С.Ю. Поповой (Смолик), А.А. Терова, М.Ю. Чередилиной [64, 121, 125] и др., могут быть использованы при разработке комплексной системы сопровождения субъектов дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря.
А.Н. Колпакова подчеркивает, что практически все исследователи
«рассматривают сопровождение в рамках гуманистического и личностно- ориентированного подходов» [123, с. 2]. В то же время сопровождение является областью научно-практической деятельности целого ряда специалистов, занятых в организации образования. Таким образом, актуализируется необходимость обращения к мультидисциплинарному подходу, позволяющему рассмотреть данный вид деятельности в образовании комплексно. Мы полагаем, что комплексное рассмотрение сопровождения как деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря является объективной необходимостью, что позволит обеспечить эффективность дополнительного
образования детей. При этом комплексность сопровождения в детском оздоровительном лагере означает включенность в этот процесс всех субъектов дополнительного образования, нуждающихся в различных видах сопровождения. Так, в отношении воспитанников целесообразнее говорить о психолого-педагогическом и тьюторском сопровождении, в отношении педагогов и руководства детского оздоровительного лагеря – о научно-