Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 785
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
В контексте задач нашего исследования обратимся также к положениям исследований, посвященных различным аспектам сопровождения педагогов, которые также могут выступить в качестве теоретических оснований организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
Пространство детского оздоровительного лагеря характеризуется не только подвижностью контингента воспитанников, но и периодической обновляемостью педагогического состава. Не более 30% вожатых и воспитателей остаются работать в лагере в течение всего сезона, большинство приезжают на одну или две смены. Для многих из них опыт общения с детьми является первым. В связи с этим особенно важно поддержать молодого педагога ДОЛ в период его профессионального становления. В контексте вышесказанного в качестве теоретической основы организационно- методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря стоит рассмотреть положения концепций психологического сопровождения профессионального становления личности Э.Ф. Зеера [94], социально-педагогического сопровождения и поддержки человека в жизненной ситуации Л.В. Мардахаева [158], научно-методического сопровождения профессионального роста педагога С.В. Киндрякиной [117], организационно-методического сопровождения деятельности педагога В.Г. Решетникова [229] и др. Особенно интересны в аспекте наших
исследовательских задач рассуждения В.Г. Решетникова, который предлагает
рассматривать сопровождение как «управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования» [229, с. 175], что позволило нам расширить теоретическую базу нашего исследования и обратиться теории и психологии управления.
Управление как неотъемлемая часть любой деятельности органично встраивается в структуру организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Администрация, как активный участник подготовки к лагерной смене и проектирования дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, выполняет особые функции, связанные с планированием не только собственного движения в пространстве детского оздоровительного лагеря, но и участвует в планировании и реализации тех действий, которые совершают подчиненные. Руководитель в пространстве детского оздоровительного лагеря отвечает за собственные действия в процессе проектирования дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, а также распределяет между сотрудниками функции по разработке и реализации ее составных частей. В.С. Лазарев отмечает, что «понятие управления неразрывно связано с понятием организованности социальной системы как специфического способа взаимосвязи ее частей, определяющего, упорядоченность и направленность системы. Организованность определяет интегративные свойства системы как целого и тем
самым обусловливает, эффективность выполнения ее функций» [149]. Таким образом, степень организованности любого процесса определяет его эффективность. Следовательно, эффективность дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря зависит от
того, насколько включено и погружено в данный процесс руководство ДОЛ.
В пространстве детского оздоровительного лагеря организация дополнительного образования, на наш взгляд, требует обращения к положениям теории педагогической фасилитации. В.В. Абрамов рассматривает фасилитацию как процедурную технологию в профессиональной деятельности
педагога и отмечает ее эффективность в групповых формах работы, что особенно важно в условиях детского оздоровительного лагеря. Необходимость работы с кратковременными детскими коллективами обусловливает обращение педагогических работников ДОЛ к приемам базовой и развивающей фасилитации при реализации программ дополнительного образования детей. При базовой фасилитации педагогическим процессом управляет фасилитатор, предлагая группе наиболее эффективные, с его точки зрения, приемы работы. Развивающая фасилитация предполагает активное включение группы в процесс обсуждения общих проблем и принятие решений. При этом фасилитатор лишь сопровождает этот процесс, корректируя его. «Наблюдая со стороны за процессом взаимодействия внутри группы, фасилитатор повышает групповую эффективность за счет согласования правил группового общения, действия и обучения членов группы способам эффективного поведения» [3]. Исследователи обращаются к социальной и педагогической фасилитации [270, 272], ее возможностям в стимулировании творческого развития личности [7],
рассматривают фасилитацию как один из эффективных механизмов социализации [71] и способ саморазвития и самосовершенствования личности [166]. Мы полагаем, что с пространстве детского оздоровительного лагеря положения теории фасилитации могут быть использованы в процессе организационно-методического сопровождения всех субъектов, участвующих в проектировании, реализации и освоении дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ. Фасилитация позволяет учитывать многообразие индивидуальных особенностей и образовательных потребностей и является эффективным условием адаптации воспитанников в кратковременном детском коллективе лагеря. Также фасилитация может быть эффективно использована при работе с обновляемым педагогическим составом детского оздоровительного лагеря.
В контексте задач организационно-методического сопровождения интересны теоретические положения, описывающие возможности супервизии в
образовании [140]. Обновление состава вожатых и воспитателей детского оздоровительного лагеря и необходимость поддержки со стороны более опытных товарищей в процессе работы с детьми делает супервизию одним из оптимальных способов взаимодействия. Исследователи рассматривают супервизию как специализированный инструктаж, в процессе которого более опытный коллега помогает начинающему в освоении навыков профессиональной деятельности и развитии профессиональных компетенций. Несмотря на то, что супервизия в большей степени ассоциируется со сферой деятельности консультирующих психологов и психотерапевтов, мы полагаем, что как способ профессионального взаимодействия она, как нельзя лучше подходит к условиям детского оздоровительного лагеря. Супервизия обладает большими возможностями в усилении практической составляющей подготовки
педагогов [242], может выступать в качестве средства профилактики профессионального выгорания специалистов и молодых педагогов, работающих с разными категориями детей в условиях детского оздоровительного лагеря [116, 247].
Таким образом, обобщая все вышесказанное, отметим, что организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря требует междисциплинарного подхода, учитывающего не только педагогическую составляющую образовательного процесса, но и те особенности взаимодействия, которые объективно диктует пространство детского оздоровительного лагеря. Ситуация периодического обновления состава воспитанников и основной массы вожатых и воспитателей, занятых в реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы ДОЛ, актуализирует обращение не только к концепциям педагогического, психолого-педагогического, социально-педагогического, научно-методического и других видов сопровождения в образовании, но и к психологическим теория и концепциям, положения которых могут быть
успешно адаптированы в процессе проектирования модели организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря.
В следующем параграфе нашего исследования мы раскроем практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38