Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 811
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
образования детей, оперативно отвечая на запросы детского социума в целом и потребности каждого конкретного ребенка, в частности.
Еще одной важной особенностью детского лагеря является
«подвижность» его контингента, основой которого являются кратковременные разновозрастные детские коллективы. Общение в таких микросоциумах дает детям возможность получить уникальный социальный опыт. Именно временный детский коллектив, в котором ребенок оказывается впервые, дает возможность прожить по-новому маленький временной отрезок жизни: раскрыть свои способности, проявить активность и лидерские качества, расширить собственное видение социума, «наполнить личностные смыслы общественно значимым содержанием» [236, с. 50].
Отметим, что во временных детских коллективах именно разнообразие видов деятельности определяющим образом сказывается на формировании социального опыта воспитанников детского оздоровительного лагеря. Игра, творчество, труд, спорт, образование являются теми деятельностными сферами, которые позволяют ребенку не только усвоить социальный опыт, но и воспроизвести его в ситуациях общения с другими членами детского коллектива и наставниками.
Социализирующий потенциал пространства детского оздоровительного лагеря делает его универсальным для всех категорий детей, имеющих особые потребности, в том числе и детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с особенностями развития, оказываясь в пространстве ДОЛ, входит в систему новых социальных связей. В.В. Захлебаева, Т.С. Алхатова и Т.В. Колупайко, полагают, что
«в условиях лагеря могут быть организованы все важные для детей с ОВЗ ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.)» [93, с. 26]. Среда детского оздоровительного лагеря обладает преобразующим потенциалом, стимулируя самопознание и самовоспитание ребенка.
Преобразующий потенциал пространства ДОЛ проявляется в процессе социализации, воспитания и развития воспитанников при учете их особых потребностей и индивидуальных возможностей.
Мы согласны с Е.Н. Папуша, которая полагает, что преобразовательная функция пространства ДОЛ определяется через компоненты воспитательной деятельности, которые реализуются в детском оздоровительном лагере. Отметим, что все они не оказывают прямого влияния на ребенка, их воздействие опосредовано и проявляется «в качестве социального взаимодействия субъектов воспитательной системы лагеря: отдельных коллективов, групп, микрогрупп и микроколлективов» [205, с. 93]. Социальные ценности и сформированность у детей представлений о нормах совместной жизни и деятельности влияют на содержание воспитательной деятельности и организацию межличностного, группового и межгруппового взаимодействия воспитанников детского оздоровительного лагеря. Воспитательная деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря имеет ряд особенностей, связанных с преимущественно коллективным характером деятельности воспитанников и лагерной жизни в целом, относительной автономностью и разнородностью существования кратковременного детского коллектива.
Отметим, что пространство
детского оздоровительного лагеря характеризуется исследователями по-разному. Так, по мнению В.С. Дятлова, ему свойственны три ключевые характеристики: открытость, активность и единство. По нашему мнению, автор разделяет понятия «пространство» и
«среда» и определяет первое понятие через второе. Таким образом, пространство – это среда, которая освоена и приспособлена для решения воспитательных задач. Второй важный момент состоит в том, что среда существует объективно, это та реальность, которая окружает нас, в то время как пространство является результатом преобразования этой объективной данности. Следовательно, пространство есть преобразованная среда.
Воспитательное пространство является результатом специально организованной деятельности, но при этом становится фактором воспитания лишь тогда, когда является «пространством детской общности» [82, с. 134],
«собственной территорией детей, за которую они несут ответственность» [81, с. 99]. Таким образом, для того, чтобы пространство стало воспитательным, необходимо выбрать основные деятельностные приоритеты, обязательные для освоения окружающей среды сообществом детей и взрослых. По нашему мнению, пространство детского оздоровительного лагеря обладает равнонаправленным преобразующим потенциалом, который проявляется в том, что оказывая влияние его активных субъектов (детей, вожатых, воспитателей) оно само (пространство) преобразуется под их влиянием. При этом происходит постоянное обогащение пространства детского оздоровительного лагеря новыми активными
субъектами, идеями и событиями.
Л.Р. Сайфутдинова отмечает, что детский лагерь – это открытое и свободное образовательное пространство. По мнению автора, «это значит, что образовательный (в широком смысле) контекст присутствует в любом мероприятии, любом пространстве, в котором ребенок общается со взрослым» [235]. В таком образовательном пространстве происходят «открытые творческие и поисково-исследовательские события, которые приводят к получению нового знания для ребенка» [235].
Еще одной важной особенностью пространства детского оздоровительного лагеря, по нашему мнению, является его универсальность, которую можно рассмотреть в контексте возможных образовательных составляющих. Основанием универсальности является использование деятельностного подхода к его организации. Деятельность понимается в современной педагогической науке «как форма активного взаимодействия личности с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, направленно воздействующий на объект и удовлетворяющий, таким образом, свои потребности; как форма социальной
мобилизации; как основа, средство и условие развития личности» [25, с. 57]. Говоря о деятельности детского оздоровительного лагеря, важно помнить о том, что она охватывает каникулярное время. Это период, когда дети отдыхают от учебной деятельности, планируют и организуют свой досуг, основываясь на личных предпочтениях и интересах. От того насколько качественно организованы школьные каникулы зависит успешность ребенка в течение всего учебного года. В.Н. Белов отмечает: «спланированное, физически
и интеллектуально насыщенное активное время может стать перерывом в обязательных занятиях; органичным продолжением учебы, но на другом, эмоциональном, уровне» [25, с. 57]. В условиях летнего оздоровительного лагеря дети могут реализовать творческие возможности в процессе самовоспитания и саморазвития. При правильном планировании и организации отдыха утомление и напряжение, накопленные ребенком в течение всего года, нивелируются, силы, необходимые для продолжения учебной деятельности, восстанавливаются. При этом качество такого отдыха не находится в прямой зависимости от количественного временного показателя, т.е. не имеет значения, какое количество дней ребенок отдыхал в лагере. Если отдых был организован правильно, формы, методы и средства работы с ребенком отвечали его индивидуальным потребностям и возможностям, то достаточно и нескольких дней для того, чтобы он чувствовал себя отдохнувшим и готовым к дальнейшей учебной деятельности. И, наоборот, перенасыщение досуга ребенка событиями, не имеющими для него личностного смысла, и отсутствие заинтересованности в качестве отдыха сделают недостаточно эффективным даже трехмесячный каникулярный период. Мы полагаем, что умеренное присутствие образовательной составляющей в содержании программы работы детского оздоровительного лагеря позволяет наиболее безболезненно пройти ребенку период адаптации в школе в начале учебного года.
Отметим, что каждая лагерная смена обладает образовательным потенциалом, который реализуется посредством самостоятельного