Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 809

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

выбора в

процессе участия ребенка в разнообразных видах деятельности, соответствующих его интересам и способностям. По мнению С.В. Лобынцевой, основной задачей педагога в условиях детского лагеря является помощь воспитаннику в правильном выборе видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей ребенка, его самореализации и самоутверждению [154, с. 16]. При этом ребенок может выступать как творцом конкретных продуктов деятельности, так и творцом пространства детского оздоровительного лагеря, и даже творцом самого себя, раскрывая при этом собственные скрытые возможности и реализуя личный потенциал.

Детский оздоровительный лагерь является пространством, в котором дети могут проявлять ответственность, овладевать навыками проектной деятельности (С.В. Лобынцева), реализовать свои коммуникативные способности и демонстрировать информационную активность (Л.Б. Доржиева), приобрести социальный опыт в процессе подготовки и реализации коллективных творческих дел и разнообразной продуктивной деятельности (В.Н. Белов) и т.д.

Н.Ф. Сафин полагает, что в условиях детского оздоровительного лагеря ведущим фактором социализации воспитанников является информальное образование, которое рассматривается как «
индивидуальнаяпознавательнаядеятельность ребенка, сопровождающая его повседневную жизнь посредством целеустремленности, собственной активности в культурно-образовательной среде лагеря, предполагающая поиск ребенком самоидентичности» [238, с. 176- 177].

Отметим, что понятие «информальное образование» не является классическим для отечественной педагогики. Достаточно часто его отождествляют с понятием «неформальное образование». Мы полагаем, что в контексте рассмотрения пространства детского оздоровительного лагеря, для этого есть объективные основания.

Так, пространство детского оздоровительного лагеря обладает условиями, в которых стимулируется индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность детей, которая при этом не всегда целенаправленна, что является признаком информальности. В то же время, в условиях детского оздоровительного лагеря реализуются дополнительные общеобразовательные программы, которые, не являясь систематизированным обучением в прямом смысле этого слова, позволяют воспитанникам ДОЛ в процессе общения с новой для них социальной средой осваивать новые знания и овладевать новыми навыками посредством приобщения к культурным ценностям. Следовательно, образовательная деятельность в условиях ДОЛ обладает признаками неформальности.

Учитывая вариативность возможностей пространства детского оздоровительного лагеря в контексте задач дополнительного (неформального) и информального образования, необходимо обратиться к

аспектам его организационно-методического сопровождения, от которого, на наш взгляд, зависит в целом качество организации и результативность дополнительного образования детей в ДОЛ. Специфика пространства детского оздоровительного лагеря обусловливает необходимость поиска оптимальных вариантов организационно-методического сопровождения, отвечающих потребностям всех субъектов дополнительного образования. При этом необходимо рассмотреть практику организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования в рамках лагерных смен в условиях неформального и информального образования, а также его теоретические основы, отвечающие актуальным характеристикам образовательно-воспитательного пространства детского оздоровительного лагеря. Выполнению данной задачи посвящен следующий параграф нашего исследования.

    1. Теоретические основы организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере



Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в детском оздоровительном лагере достаточно сложный и многоаспектный процесс, непосредственными и опосредованными интересантами которого могут выступать все субъекты, находящиеся в пространстве ДОЛ. Специфика организационно-методического сопровождения обусловлена также и особенностями пространства детского оздоровительного лагеря, в том числе периодической обновляемостью не только контингента воспитанников, но и кадрового состава, принимающего участие в реализации дополнительных образовательных программ. Важным моментом является тот факт, что основной задачей детского
оздоровительного лагеря является организация досуга, отдыха и оздоровления детей, поэтому в его пространстве само дополнительное образование сочетает в себе характеристики неформальности и информальности. Все это в совокупности актуализирует необходимость выбора таких теоретических основ, которые позволят создать модель организационно-методического сопровождения, отвечающую интересам и потребностям всех субъектов дополнительного образования, присутствующим в пространстве детского оздоровительного лагеря, к которым мы относим администрацию лагеря, постоянных и временных педагогических работников (вожатых, воспитателей, педагогов дополнительного образования и т.д.) и, конечно, самих воспитанников ДОЛ. Таким образом, мы можем рассмотреть два вектора теоретических основ организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Первый соотносится с сопровождением тех, кто организует процесс дополнительного образования, второй – ориентирован на сопровождение детей, являющихся его активными субъектами.

Начиная раскрытие содержания вышеназванных теоретических векторов, отметим, два важных момента. Первый связан с тем, что в настоящее время единым основанием для формулирования базового понятия сопровождение выступает его классическое определение, приводимое в

«Толковом словаре русского языка» [192], обозначающее следование с кем- либо рядом в качестве спутника или провожатого. Уже само это определение позволяет говорить о возможности двух субъектов, сопровождаемого и сопровождающего. При этом сопровождающий
может выступать в двух позициях: во-первых, как следующий рядом, равноправный субъект, и, во- вторых, как проводник, наставник и ведущий, доминирующий над сопровождаемым. Второй момент связан с тем, что сопровождение в сфере образования всегда связано с каким-то конкретным аспектом деятельности и соответственно выделяются различные его виды: психолого-педагогическое, социально-педагогическое, научно-методическое, информационное и т.п.

К различным аспектам проблемы сопровождения в образовании обращались в свое время, такие ученые, как Н.Г. Битянова, О.С. Газман, Г.А. Давыдова, Е.И. Казакова, М.С. Полянский, И.П. Соловьёва и др., подчеркивавшие, что сопровождение есть самостоятельная сфера педагогической деятельности, в основе которой гуманистические ценности образования. Наиболее раскрытым в научных исследованиях можно по праву считать педагогическое сопровождение, к содержательным аспектам которого обращаются в своих работах такие ученые, как В.А. Айрапетова, Е.А. Александрова, Е.В. Бондаревская, М.И. Губанова, А.В. Золотарев, И.О. Карелина, Н.Л. Коновалова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, Н.Г. Осухова, В. В. Сериков, Л.Г. Тарита, С.М. Юсфин, И.С. Якиманская, Т.Г. Яничева и др. Раскроем кратко некоторые точки зрения авторов на процесс педагогического сопровождения.

М.И. Губанова, Л.Г. Тарита и другие авторы рассматривают педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога,

основными ориентирами которой являются оказание поддержки в личностном становлении, принятии ответственных решений и поиске способов самоутверждения в конкретных видах деятельности.