Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 807

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

котором могут быть представлены самые разные категории детей, педагог-психолог выполняет функции фасилитатора, оказывая поддержку и способствуя адаптации ребенка в динамично изменяющихся условиях кратковременного детского коллектива.

Отметим, что рефлексию результатов лагерной смены целесообразно проводить как на уровне специалистов, сопровождающих реализацию дополнительной образовательной программы, так и на уровне воспитанников детского оздоровительного лагеря. Оценке подвергаются общие и личные достижения, уровень тревожности и степень адаптированности детей в коллективе, степень сплоченности детского коллектива на начальном и конечном этапе лагерной смены, эмоциональное состояние группы и каждого ребенка в отдельности.

Систематизируя все выше сказанное, отметим проектно-организационный характер элементов структуры дополнительного образования детей, что отвечает специфическим особенностям пространства детского оздоровительного лагеря, сочетающего информальное и неформальное образование. Данное пространство обладает характеристиками вариативности, открытости, мобильности и инклюзивности, что позволяет максимально удовлетворять потребности и соответствовать интересам разнообразных категорий воспитанников.

В рамках предлагаемой нами модели актуализирована задача организационно-методического сопровождения всех
участников дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Организационно-

методическое сопровождение является неотъемлемой частью дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Его основными характеристиками являются: наличие непосредственных (администрация и педагогический состав детского оздоровительного лагеря) и опосредованных (воспитанники детского оздоровительного лагеря) интересантов; частичная повторяемость (цикличность) этапов во время каждой лагерной смены; активное взаимодействие методиста и педагога-психолога в процессе организационно-методического сопровождения; использование потенциала непосредственных интересантов (администрации и педагогического состава детского оздоровительного лагеря) в качестве активных «помощников» на различных этапах организационно-методического сопровождения; сочетание направленности на профессиональное совершенствование педагогического состава детского оздоровительного лагеря и обеспечение результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы воспитанниками детского оздоровительного лагеря.

Вышеперечисленные характеристики организационно-методического сопровождения и особенности пространства детского оздоровительного лагеря определили необходимость представления поэтапной структуры модели организационно-методического сопровождения детей в пространстве детского оздоровительного лагеря. Организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря

имеет несколько этапов и начинается не в период лагерной смены, а много ранее. Активными субъектами, реализующими процесс организационно-методического сопровождения, являются методист и педагог-психолог.

Подготовительный этап начинается в период разработки дополнительной общеразвивающей программы, которая состоит из основной тематической программы и банка дополнительных мини-программ, ориентированных на возможные потребности и интересы детей. Дополнительная мини-программа конструируется по принципу квеста и представляет собой законченное

событие, занимающее по времени не более 3-х дней. Направлена такая программа на решение образовательных и воспитательных задач посредством включения воспитанников детского оздоровительного лагеря в активные виды деятельности. С одной стороны, происходит освоение каких-то новых навыков, с другой, активные виды деятельности способствуют адаптации в новом коллективе и проявлению личных качеств. Дополнительная мини-программа не существует отдельно от основной дополнительной общеразвивающей программы, она является ее составной частью, определяемой в контексте возможных интересов и потребностей детей.

На подготовительном этапе необходимо сопровождение не только педагогов, которые будут участвовать в реализации дополнительного образования, но и сопровождение администрации детского оздоровительного лагеря, в котором оно будет организовано. Проводятся ознакомительные семинары для руководства детского оздоровительного лагеря, в ходе которых раскрываются особенности современного дополнительного образования, анализируются особенности пространства детского оздоровительного лагеря и
раскрываются возможности его использования в процессе решения задач дополнительного образования. Результатом данного этапа для руководителя детского оздоровительного лагеря является проект организации дополнительного образования в период летнего отдыха детей, включающий: анализ материально-технической оснащенности и кадрового обеспечения детского оздоровительного лагеря, находящегося под его руководством, с целью дальнейшей коррекции и подготовки к сезону, прогнозирование возможного состава контингента лагерных смен, формирование сетки кадрового состава, необходимого для организации дополнительного образования в условиях конкретного детского оздоровительного лагеря, планирование стратегий реагирования на возможные изменения в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы в детского оздоровительного лагеря.

Также методистом и педагогом- психологом организуется работа с постоянным педагогическим составом детского оздоровительного лагеря (воспитателями и педагогами-организаторами), а также потенциальным контингентом вожатых, которые привлекаются к разработке базового банка дополнительных мини-программ процессе лагерной смены может происходить его обновление в контексте потребностей и интересов детей). С этой целью педагоги и будущие вожатые участвуют в совместных тренингах, направленных, с одной стороны, на налаживание эффективного взаимодействия между ними в процессе разработки и реализации дополнительного образования, с другой
стороны, ориентированные на освоение навыков проектирования дополнительных мини-программ, учитывающих возможные интересы и потребности детей. Важный моментом при разработке дополнительной мини- программы является выбор форм, методов и средств работы с детьми, которые позволят не только достичь образовательного результата, но и будут способствовать формированию общего настроения и адаптации детей в условиях кратковременного детского коллектива, их эмоционально комфортному пребыванию в детском оздоровительном лагере. При этом образовательная цель, которая стоит перед педагогами, не должна быть очевидна для детей, которые, в первую очередь, в период летних каникул ориентированы на отдых от образовательной деятельности.

Основным результатом организационно-методического сопровождения дополнительного образования на данном этапе работы является формирование сплоченного педагогического коллектива, готового к разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы в условиях детского оздоровительного лагеря.

Диагностический этап – соответствует по времени начальному периоду лагерной смены первого по третий день). На этом этапе активно ведется работа по выявлению трудностей, возникающих у педагогов во время работы с детьми при реализации дополнительной общеразвивающей программы, определяется общее

эмоциональное состояние педагогического состава, активно взаимодействующего с детьми,