Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 808
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
С педагогическим составом детского оздоровительного лагеря в этот период активно работает методист, помогающий вожатым в подборе дополнительных мини-программ и планировании деятельности по их освоению в соответствии с общим расписанием лагеря. Также методист консультирует вожатых в вопросах подбора форм, методов и средств работы с детьми, наиболее соответствующих содержательной части дополнительных мини-программ.
Педагог-психолог проводит исследование психологического состояния педагогического состава, выявляет признаки тревожности, выясняет их причины и проводит работу по поддержанию положительного эмоционального фона, которые необходим для эффективной работы с детьми. Основной формой работы для педагога-психолога на данном этапе являются вечерние тренинги, групповые беседы и индивидуальные консультации, основной задачей которых является профилактика эмоционального выгорания педагогического состава детского оздоровительного лагеря. Также педагог-психолог проводит диагностическую работу с детьми, результаты которой используются в дальнейшем вожатыми при подборе дополнительных мини-программ, определяющих содержание деятельности отрядов в период лагерной смены. Таким образом, проектируется отрядная траектория дополнительного образования.
Основным результатом данного
этапа организационно-методического сопровождения дополнительного образования является стабильность эмоционально-психологического состояния членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря и окончательное формирование содержания программы дополнительного образования детей, которое будет реализовано в период лагерной смены.
Координирующийэтап–захватывает практически весь период лагерной смены. На этом этапе методист координирует работу вожатых по реализации дополнительных мини-программ, оказывает помощь при возможной замене одной или нескольких мини-программ в составе заранее составленного плана смены для конкретного отряда, проводит индивидуальные консультации и групповые занятия по использованию методов, средств и форм работы с детьми при освоении дополнительных мини-программ схожей направленности.
Педагог-психолог на этом этапе также включен в работу по организационно- методическому сопровождению. В середине смены проводится промежуточная диагностика детей, которая позволяет получить данные об их эмоционально- психологическом состоянии и установить степень его взаимосвязи с процессом освоения дополнительных мини-программ. Полученные данные анализируются совместно с методистом и вожатыми, что позволяет осуществлять своевременную корректировку траекторий дополнительного образования в каждом отряде. В конце лагерной смены педагог-психолог проводит итоговую диагностику, результаты которой анализируются на следующем этапе
организационно-методического сопровождения.
Необходимо отметить, что в деятельность на координирующем этапе также включается и администрация детского оздоровительного лагеря, так как любые изменения в отрядных траекториях дополнительного образования требуют согласования, а в некоторых случаях разрешения на привлечение дополнительных материально-технических средств. Именно в этот период используются результаты, которые руководство лагеря получило на подготовительном этапе, в частности, речь идет о стратегиях реагирования на изменения в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы детского оздоровительного лагеря.
Основным результатом координирующего этапа организационно- методического сопровождения дополнительного образования является слаженность и согласованность действий педагогического состава, методиста, педагога- психолога и администрации лагеря в процессе реализации дополнительной
общеразвивающей программы, а также результативность ее освоения детьми в период лагерной смены.
Рефлексивный этап – соответствует периоду между лагерными сменами и включает анализ итоговых результатов диагностики отрядных траекторий дополнительного образования, которые позволяют сделать выводы о востребованности конкретных дополнительных мини-программ, об эффективности использования форм, методов и средств работы с детьми в процессе решения задач конкретной дополнительной
мини-программы и дополнительной общеразвивающей программы в целом. Также каждый вожатый анализирует результаты собственной деятельности и выделяет основные затруднения, которые возникли у него в процессе организации дополнительного образования детей в детского оздоровительного лагеря.
Полученные результаты дают возможность внести коррективы в организацию дополнительного образования детей во время следующей лагерной смены, оказать необходимую методическую поддержку вожатым, которые остаются работать на следующей смене, подготовить вновь прибывших вожатых к работе по дополнительным мини-программам с учетом имеющегося опыта их реализации.
Схема организационно-методического сопровождения дополнительного образования детей в пространстве детского оздоровительного лагеря представлена на рисунке 6.
ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ -
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСЕХ ЕГО СУБЪЕКТОВ
Вариативность
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ОМС
Содержание деятельности: поддержание стабильности эмоционально-психологического состояния членов педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря и окончательное формирование содержания программы дополнительного образования детей, которое будет реализовано в период лагерной смены.
Активные субъекты: методист, педагог-психолог Интересанты:
администрация и педагогический состав ДОЛ (непосредственные),дети (опосредованные)
Открытость
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОМС
Содержание деятельности: формирование сплоченного педагогического коллектива, готового к разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы в условиях детского оздоровительного лагеря.
Активные субъекты: методист, педагог-психолог Интересанты:
администрация и педагогический состав ДОЛ (непосредственные)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
КООРДИНИРУЮЩИЙ ЭТАП ОМС
Содержание деятельности: обеспечение слаженности и согласованности действий педагогического состава, методиста, педагога-психолога и администрации лагеря в
процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы, а также результативности ее освоения детьми в период лагерной смены
Активные субъекты:
методист, педагог-психолог, администрация
Интересанты:
педагогический состав ДОЛ
(непосредственные),дети (опосредованные)