Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 806
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
«обучающие (знания и умения основ журналистики), учебно-игровые (различные сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции, диспуты и т.п.), моделирующие (подготовка различных медиапроектов)» [78, с. 24].
С.В. Лобынцева полагает, что проектная деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря является одним из наиболее эффективных и продуктивных видов деятельности его воспитанников. Автором систематизирован и представлен опыт организации профильных смен информационно- исследовательской направленности. Вышеназванные смены проходили на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпиец» (г. Курск) и детского оздоровительного лагеря «Строитель» (г. Пенза). Реализация предлагаемой автором программы включает диагностический, проектировочный, учебный, учебно- деятельностный и аналитический этапы. В рамках первого этапа осуществляется диагностика ожиданий подростков, выявляется уровень умений в профильной деятельности. В качестве инструментария используются анкетирование и индивидуальные беседы. Второй (проектировочный) этап включает самоопределение подростков в предлагаемой деятельности и распределение по профильным направлениям. В рамках учебного этапа проводятся мастер-классы различной направленности. Его логичным продолжением является учебно- деятельностный этап, который предполагает практическое применение полученных знаний и умений в процессе разработки профильных проектов. Пятый (аналитический) этап заключается в подведении
итогов, индивидуальной и коллективной рефлексии [154, с. 18]. Отметим, что организация описываемых автором профильных смен, хотя и проходила на базе детского оздоровительного лагеря, все же имеет специфические особенности и обладает в большей степени признаками формального и неформального образования и в меньшей степени выражены, практически отсутствуют, признаки информальности. Поэтому, с одной
стороны, мы разделяем мнение автора убедительно доказывающего эффективность проектной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, с другой стороны, отдаем предпочтение менее формализованным вариантам организации дополнительного образования в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Согласимся также с мнением В.Н. Белова, который полагает, что особенности воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря определяют необходимость вариативного подхода при проектировании программы лагерной смены [25, с. 59]. Вариативный компонент определяет гибкость дополнительной образовательной программы, а также гарантирует использование разнообразных видов и форм продуктивной деятельности. Реализация данного компонента актуализирована возможностями, интересами и пожеланиями всех участников лагерной смены. Выделенные автором характеристики, на наш взгляд, носят универсальный характер и соответствуют особенностям программ сезонных лагерных смен. Вышеназванные программы общеобразовательной и развивающей направленности ориентированы на обеспечение полноценного
отдыха и оздоровления детей, создание условий для творческого и нравственного развития воспитанников в процессе продуктивной деятельности.
Интересен, на наш взгляд, и заслуживает отдельного внимания опыт реализации программ военно-патриотического направления. В последнее время программы данной направленности достаточно активно используются в качестве содержательного контента смен в детского оздоровительного лагеря. А.Ф. Купреенко и С.В. Сичкарь, представляя опыт собственной деятельности в рамках профильной лагерной смены «Юный патриот», обоснованно полагают, что реализация программ военно-патриотического направления позволяет формировать социальную активность, социальную устойчивость и развивать индивидуальные качества воспитанников [143, с. 194]. По мнению исследователей, основой успешной реализации разработанной ими программы является использование активных форм работы, среди которых: коллективные творческие дела, творческие
конкурсы-выставки, маршрутные игры, военно-патриотические мероприятия, интеллектуально-развлекательные викторины, конкурсные программы, вечера памяти, концертные программы, спортивные мероприятия и т.д. Мы поддерживаем мнение авторов относительно эффективности дополнительных общеобразовательных программ военно-патриотического направления, однако стоит отметить, что в условиях «классической» лагерной смены уместно использование
отдельных элементов таких программ (например, в рамках тематических дней, посвященных дням воинской славы России и т.п.), так как предлагаемые авторами активные формы работы достаточно универсальны и могут быть адаптированы и применимы при реализации любых дополнительных общеобразовательных программ в пространстве детского оздоровительного лагеря.
О.П. Панова, Л.П. Фомина, Н.Н. Матросова и другие исследователи представляют опыт работы профильных лагерных смен для одаренных детей [163;
203 и др.]. Отметим, что особенностью данных дополнительных программ является их всесезонность, то есть, они могут быть реализованы как в период летних каникул, так и в период межсезонья. Профильные смены носят интеллектуально-образовательный характер, ориентированы на потребности одаренных детей и имеют основной целью «формирование образовательного пространства для личностного и интеллектуального развития ребенка в самостоятельной творческой деятельности в сочетании с мерами по укреплению здоровья» [203, с. 43].
Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают дополнительные образовательные программы лагерных смен, организуемых для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Данные программы имеют коррекционно-развивающую и социально-адаптирующую направленность. В.В. Захлебаева, Т.С. Алхатова и Т.В. Колупайко раскрывают
потенциал пространства детского оздоровительного лагеря, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать личные планы, войти в систему новых социальных связей, удовлетворить индивидуальные потребности в значимых для
них сферах деятельности. Все эти возможности определяются открытостью пространства детского оздоровительного лагеря, возможностью реализации разнообразных воспитательных программ, максимально учитывающих все аспекты жизни и деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в каникулярное время [93, с. 24].
Соглашаясь в целом с авторами, все же подчеркнем, что очень важно учитывать специфику нарушений развития особенных детей. В некоторых случаях им требуется особенное внимание со стороны специалистов и углубленная работа по социально-психологической адаптации. В исследовании В.Н. Клинкова, А.П. Курочкиной и Л.С. Шепитько представлен опыт работы интегрированного детского лагеря для детей с аутизмом и психоречевыми нарушениями. Анализируя результаты собственной деятельности, авторы выделили сильные и слабые стороны включения данных категорий детей в организованные лагерные смены. Сильными сторонами, по их мнению, являются «интенсивность и системность проводимых развивающих и