Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 805

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения

Практические аспекты организационно-методического сопровождения реализации программ дополнительного образования

Выводы по первой главе исследования

ГЛАВА 2

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ

оздоровительного лагеря

Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году

Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в

Рисунок 2. Динамика контингента обучающихся в организациях дополнительного образования детей в Ростовской области

Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям

Рисунок. 4. Процентный состав категорий детей с нарушениями в развитии, занимающих по дополнительным образовательным программам

Обеспечение образовательной деятельности УДО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями

Условия реализации модели организационно-методического

Опытно-экспериментальная работа по апробации модели организационно-методического сопровождения дополнительного

Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены

Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения

Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ

Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом

Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены

Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены

Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены

Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены

Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены

Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены

Выводы по второй главе исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета «Я выбираю…»

Методика «Диагностика интереса»

Методика «Дерево»

Методика «Градусник»

Диагностика мотивации

Анкета участников мероприятия или занятия

Методика «Поведение в конфликтах»

Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»

Регистрационный бланк

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Регистрационный бланк

Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе

Анкета итоговая (конец смены)

Приложение Б

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЭКСПРЕСС»»

Задачи программы:

Формы реализации:

ДОЛ « ЭКСПРЕСС» ОАО РЖД КАБАРДИНКА

коррекционных мероприятий с включением когнитивно- бихевиоральной терапии; полное погружение ребенка и матери в атмосферу лагеря и возможность изменить социально неприемлемые модели поведения на более адаптивные; активное участие «особых» детей со здоровыми детьми в совместной деятельности; непосредственный обмен опытом родителей и специалистов» [119, с. 91].

Отметим, что проблема организованного летнего отдыха для детей с особенными образовательными потребностями, в частности, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, несмотря на активную поддержку со стороны общества, региональных властей и государства, в настоящее время остается открытой и нерешенной, требуя дополнительного внимания как со стороны ученых, так и со стороны педагогов-практиков. Большинство сотрудников детского оздоровительного лагеря (вожатых, воспитателей, управленцев, вспомогательного персонала) не готовы к работе с «особенными» детьми, требующей наличия особых знаний о специфике взаимодействия с ними,

специальных умений и навыков и, самое главное, позитивного настроя и принятия уникальных особенностей каждого конкретного ребенка. В данном случае речь идет не просто об индивидуальном подходе к каждому
ребенку, но о необходимости учета всех психофизиологических и антропометрических особенностей конкретного ребенка. К сожалению, данная проблема не является предметом конкретно нашего исследования, но поиск ее решения, на наш взгляд, может стать одним из актуальных направлений научного поиска для других исследователей.

В целом систематизируя опыт реализации дополнительных образовательных программ в детских оздоровительных лагерях, можно сделать несколько важных обобщений, которые нашли отражение в методических рекомендациях для педагогов детского оздоровительного лагеря:

  • на определение задач и отбор содержания дополнительной образовательной программы в детском оздоровительном лагере влияют потребности целевой аудитории;

  • в зависимости от специфики контингента воспитанников и содержательной направленности лагерной смены варьируется сочетание образовательной, воспитательной и развивающей функций дополнительной общеразвивающей программы;

  • дополнительные образовательные программы являются вариативным информационно-событийным контентом, который адаптируется с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей воспитанников и может быть реализован в условиях сезонных и межсезонных лагерных смен.

Особое внимание к

кадровымусловиям опосредовано необходимостью работы с дополнительными общеразвивающими программами различной направленности, а также разнообразием контингента воспитанников. Так, например, реализация дополнительных образовательных программ в детском оздоровительном лагере в рамках смен, включающих детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью и ограниченными

возможностями здоровья, требует наличия в детском оздоровительном лагере штата компетентных специалистов, готовых оказать необходимую методическую помощь и поддержку вожатым, воспитателям, педагогам- организаторам. Таким образом, методист и педагог-психолог, непосредственно реализующие организационно-методическое сопровождение дополнительного образования детей, должны знать актуальные тенденции, в русле которых происходит подготовка педагогических кадров для детских оздоровительных лагерей.

Так, например, в настоящее время отдельное внимание исследователи уделяют вопросам подготовки специалистов к анимационной деятельности (Богинская Ю.В., Ланковская Е.К. и др.) и работе с одаренными детьми (Глузман Н.А., Ищенко О.С., Ромаева Н.Б. и др.) [32; 55; 107 и др.].

По мнению А.В. Глузмана и Н.В. Горбуновой, для эффективной подготовки педагогических кадров к работе в детском оздоровительном лагере требуется
создание ряда условий, направленных на развитие креативного мышления, творческое осмысление и освоение инновационных технологий [54, с. 15]. Авторы полагают, что система педагогической подготовки должна базироваться на инновационных технологиях, что обеспечит высокое качество

«специалиста нового типа», который готов работать в условиях детского оздоровительного лагеря с разными категориями детей [54].

А.В. Глузман и Н.В. Горбунова выделяют шесть крупных блоков в содержании профессиональной деятельности педагогов-вожатых (воспитателей) в детских оздоровительных лагерях и учреждениях санаторно- курортного типа. Данные блоки связаны нормативно-правовыми, психолого- педагогическими, управленческими, технологическими и художественно- творческими аспектами деятельности педагогов и определены на основе ведущих направлений деятельности всего детского оздоровительного лагеря, среди которых: «оздоровление с использованием воспитательного, развивающего, здоровьенесущего потенциала лета и окружающей природы;

воспитание духовно-нравственной и творческой личности; формирование у участников смены навыков самоорганизации и миротворящих бесконфликтных отношений; обучение принципам коллективного и личностно- ориентированного социального проектирования жизни, то есть строительства собственного жизненного сценария; личностного и профессионального самоопределения» [54, с. 20].

На современном этапе одной из ключевых задач руководителя детского оздоровительного лагеря является формирование состава команды компетентных сотрудников, отвечающих требованиям современных профессиональных
стандартов. На момент проведения нашего исследования требования к деятельности вожатого и педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря формулировались, исходя из положений профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [220] и «Специалист в области воспитания» [218]. В настоящее время утвержден профессиональный стандарт

«Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» [219]. В связи с необходимостью обеспечения кадровых условий реализации дополнительных образовательных программ и учета требований профессиональных стандартов руководители детского оздоровительного лагеря предъявляют высокие требования к сотрудникам не только в отношении квалификации, но и обращают внимание на личностные качества, необходимые для работы с разнообразным контингентом воспитанников.

Организация качественного отдыха и оздоровления детей, равно как и обеспечение доступности дополнительного образования, являются направлениями государственной образовательной политики и активно поддерживаются на федеральном и региональном уровнях. Ведется активная работа по подготовке и реализации программ повышения квалификации для работающих педагогов. Ведущие университеты предлагают освоить образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, направленные на формирование компетенций в области воспитания и организации дополнительного образования детей. На

уровне государства и регионов поддерживается реализация программ подготовки помощников вожатых, активно