Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1294

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



♦ социальные и психологические конфликты;

♦ нужда и бедность;

♦ алкоголизм и наркомания;

♦ насилие и дискриминация;

♦ этнические и национальные проблемы;

♦ преступления и правонарушения;

♦ инвалидность;

♦ сиротство;

♦ родительская жестокость.

Профессионализм педагога формируется в процессе изучения и осмысления научной информации о ребенке. Ребенок как объект научного познания един и целостен, но изучается он в рамках многих наук. Каждая наука изу­чает ребенка со своих позиций, что позволяет всесторон­не понять ребенка в его единстве и целостности.

1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса


Общество, доверив педагогам важнейшее дело обуче­ния и воспитания детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Требования к профессии предполагают наличие у педагога ответственности как одного из важ­нейших профессионально значимых качеств.

Ответственность как свойство личности характеризует­ся высокоразвитым умением принимать обоснованные ре­шения, наличием чувства долга, умением предвидеть по­следствия своих действий и готовностью отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессиональ­ного становления. Оно создает предпосылки для професси­онального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

Одним из важнейших признаков зрелости педагога в организации взаимоотношений участников образователь­ного процесса выступает умение обеспечивать функцио­нирование правового пространства детства.

В трудах З.К.Шнекендорфа подчеркивается, что «дети оказываются в исключительно уязвимом положении, когда им приходится отстаивать свои права, поскольку они не имеют права голоса, не пользуются влиянием ни в одном из могущественных лобби или учреждений, способных до­биваться политических и экономических изменений. Дети особенно уязвимы в тех случаях, когда их права наруша­ются, поскольку практически лишены возможности об­ратиться за советом или защитой к независимым органи­зациям или лицам. Если же они и обращаются с жалобой, к ней относятся с гораздо меньшим вниманием, чем к жалобам взрослых».

У детей есть права и свободы, закрепленные в Конвенции ООН «О правах ребенка». Но этот документ составлен для взрослых, которые должны сформировать у себя современ­ные представления о гражданских правах и свободах детей.


С учетом того, что система образования в полном смыс­ле этого слова выступает как социогенный институт, че­рез который проходит все общество, правовая грамот­ность педагога становится необходимым фактором дви­жения нашей страны к правовому государству. Будучи не только носителем, но и транслятором позитивного со­циального опыта, педагог обязан выступать гарантом обеспечения прав воспитанников, находящихся в право­вом поле образовательной системы. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного россий­ского образования является одним из наиболее приори­тетных требований к уровню его профессиональной ком­петентности.

Как известно, законодательство России в области об­разования включает в себя Конституцию Российской Фе­дерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в области обра­зования. Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 г. (его редакция обновляется практически ежегодно), зани­мает центральное место в законодательстве об образова­нии. Он устанавливает общие принципы и правила, кото­рые регулируют все виды правоотношений в области об­разования, возникающих между работниками сферы уп­равления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важнейшей задачей за­кона является определение объема прав гражданина Рос­сии на образование и порядка реализации этих прав.

Рассмотрим основные положения правового регулиро­вания в области образования. Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны — Конституции (ст. 43) и в федеральном Законе «Об образовании» (ст. 1).

Образование должно осуществляться в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли от­ражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН «О правах ребен­ка», Декларации ООН о распространении среди молоде­жи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонима­ния между народами, Конвенции о борьбе с дискрими­нацией в области образования, рекомендации по раз­личным аспектам подготовки и положении учителей начальных и средних школ и других международных до­кументов.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не до­пускается создание и деятельность организационных струк­тур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).



Школьная дисциплина должна поддерживаться с по­мощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каж­дому человеку должное образование путем создания сис­темы образовательных учреждений и соответствующих ус­ловий для их деятельности. Оно гарантирует гражданам получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессио­нального образования, а на конкурсной основе - бесплат­ного (в случае, если это образование получается первый раз) среднего, высшего и послевузовского профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственная политика в области образования ис­ходит из принципов:

♦ гуманистического и светского характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здо­ровья человека, свободного развития личности;

♦ свободы и плюрализма в образовании;

♦ демократического, государственно-общественного ха­рактера управления образованием.

Гуманистический характер образования обусловливает его обращенность к потребностям, интересам, психофи­зиологическим возможностям личности, направленность образовательного процесса на развитие личности и обще­ства, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми.

Светский характер образования означает свободу госу­дарственного, муниципального образовательного учреж­дения от прямого религиозного воздействия и основыва­ется на свободе совести гражданка также на том, что Рос­сийская Федерация, согласно ст. 14 ее Конституции, яв­ляется светским государством.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей оз­начает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества.

Под общечеловеческими понимаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в ус­ловиях любых общественно-исторических изменений ци­вилизованного развития, а именно: Жизнь, Добро, Исти­на и Красота (Гармония).

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспи­тание свободного человека. Свобода человека как осоз­нанная необходимость действовать в соответствии с нор­мами, правилами, законами общества, определяется сво­бодой воли, т.е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Свобода одного че­ловека всегда связана с ограничением свободы другого, следовательно, уважение другого человека, который сво­боден быть самим собой, есть уважение самого себя.


Правам и социальной защите обучающихся, воспитан­ников посвящена ст. 50 Закона РФ «Об образовании», це­лью которой является законодательное закрепление ос­новных прав и мер социальной защиты данной категории граждан. В числе общих прав в сфере образования данная статья, прежде всего, подтверждает такие конституцион­ные права и свободы граждан как:

♦ право на уважение человеческого достоинства,

♦ право на свободу совести, информации,

♦ право на свободное выражение собственных мнений и убеждений,

♦ право на свободное посещение мероприятий, не пре­дусмотренных учебным планом.

Большое внимание в статье уделено перечислению соб­ственно образовательных прав, которыми обладают уча­щиеся всех образовательных учреждений независимо от их типа и вида, уровня и направленности, организацион­но-правовых форм. В пп.2 и 4 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образова­ния в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение допол­нительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п.7 данной статьи, где раскрывается содержание права на получение бесплатного начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего и на­чального профессионального образования.

Права работников образовательных учреждений и их социальные гарантии и льготы раскрываются в ст. 55 За­кона РФ «Об образовании». Самому же педагогу, кроме этого, необходимо знать права, обязанности и ответствен­ность несовершеннолетнего, а также родителей или лиц, их заменяющих.

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного обще­ства. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена обще­ственным уважением.

В п. 1. ст. 44 Конституции Российской Федерации пре­подавание отнесено к творческой деятельности. Как твор­ческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.


Для успешного осуществления взаимоотношений меж­ду педагогами и учениками работникам образовательного учреждения как непосредственным участникам образова­тельного процесса необходимо также знать и уметь пользо­ваться своими правами и прилагать все усилия к обеспе­чению четкого выполнения своих обязанностей.

Как мы уже отмечали, в своей профессиональной дея­тельности педагог связан прежде всего с учащимися, вос­питанниками. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет профессионально грамотное взаимодействие педагога со своими коллегами, с родителями учащихся, вос­питанников, с администрацией образовательного учрежде­ния, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию обучающихся. Несмотря на важ­ность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выхо­дят отношения «педагог - воспитанник»; именно они игра­ют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «педагог — воспитанник» представля­ет собой систему социальных связей, начиная от самых про­стых пространственных, психических и социальных контак­тов и до самых сложных социальных действий и взаимо­отношений, имеющих устойчивый характер. Отношения меж­ду ними не выбираются, а диктуются необходимостью: для педагога — работать, воспитывать, учить, а для подрастаю­щего поколения — учиться, развиваться, самовоспитывать­ся. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необ­ходимо рассматривать с той точки зрения, что во взаимо­действии с воспитанниками наставник непременно должен выступать как высоконравственная личность — носитель дол­га, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий педагог является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между ним и воспитанни­ком выступают как базис процесса обучения и воспита­ния. Философ и педагог Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дур­ные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...»

Стержневым компонентом, пронизывающим всю сис­тему взаимоотношений между педагогом и ребенком, яв­ляется уважение к личности каждого учащегося. Педагоги­ческая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировав­шейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение педагога к учащемуся, воспитан­нику как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций разви­тия подрастающего поколения, дающих основание проек­тировать социально значимые черты личности ребенка. Практически ни у кого из педагогов нравственное требова­ние — уважение к личности учащегося — открыто не вызы­вает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые педагогу приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отно­шение к ребенку как личности требует затрат нервной энер­гии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэто­му уважать каждого учащегося и видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца настоящего педагога.