Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1230
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
В ходе преподавания информационные умения проявляются в способности:
♦ доступно излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;
♦ логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное и дедуктивное изложение материала;
♦ доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
♦ эффективно использовать ТСО (технические средства обучения), ЭВТ (электронно-вычислительную технику) и средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, рисунки);
♦ оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала;
♦ оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ изложения материала.
Развивающие умения предполагают:
♦ определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
♦ создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
♦ стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении отношений - логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины — следствия, цели — средства, качество — количество, действия — результаты);
♦ формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;
♦ создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
Коммуникативные умения педагога — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.
Совокупность взаимосвязанных перцептивных умений В.А.Сластенин представляет следующим образом:
♦ воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
♦ глубоко проникать в личностную суть других людей;
♦ устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
♦ на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манеры поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
♦ определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
♦ по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
♦ находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
♦ видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).
Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.
Умения педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной атаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами (по В.А. Кан-Калику):
♦ речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
♦ пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
♦ двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
♦ смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
Установление психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию учебной информации, включает в себя умения:
♦ создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;
♦ вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и предметом преподавания.
Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях):
♦ организовать совместную с учащимися творческую деятельность;
♦ целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.;
♦ распределять внимание и поддерживать его устойчивость;
♦ выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который обеспечивал бы их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер возраста и опыта, приближал ученика к учителю;
♦ анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;
♦ создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.
Установление эмоциональной обратной связи в процессе общения достигается через умения:
♦ по поведению учащихся, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса;
♦ чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях учащихся, их готовность работать;
♦ своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.
Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:
♦ умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
♦ умение управлять их вниманием;
♦ чувство темпа;
♦ развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и жестикуляция);
♦ управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса;
♦ регулирование своего психического состояния (умение вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.);
♦ владение техникой интонирования для выражения разных чувств;
♦ умение располагать к себе собеседника;
♦ умение образно передавать информацию и др.:
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы ее субъект в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми может практически каждый (массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).
На кафедре педагогики Московского государственного областного университета разработаны следующие показатели готовности выпускников педагогических вузов к осуществлению практической педагогической деятельности (рис. 13):
Следует отметить, что содержание необходимых психолого-педагогических знаний будущего педагога теперь нормативно определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому) образованию (ГОСВПО) и конкретизируется в соответствующих учебных программах.
В данном контексте психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний методологических основ и категорий педагогики: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучения, законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Имеет смысл обратиться к квалификационной характеристике выпускника педвуза, внесенной в ГОСВПО (2000 г.), которая содержит следующие две группы требований (практического и теоретического характера соответственно):
Будущий учитель, заканчивающий курс обучения в педагогическом вузе, должен быть готовым:
♦ осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
♦ способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
♦ использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
♦ обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
♦ осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;
♦ систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
♦ осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);
♦ выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник педагогического вуза должен знать:
♦ Конституцию Российской Федерации;
♦ Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
♦ Конвенцию о правах ребенка;
♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
♦ педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
♦ методику преподавания предмета и воспитательной работы;
♦ программы и учебники;
♦ требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
♦ средства обучения и их дидактические возможности;
♦ основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
♦ основы права, научную организацию труда;
♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
В заключение параграфа рассмотрим, в каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя.
В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.
Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения — лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Рассмотрим, из чего складываются основы и сущность педагогического мастерства.
В словаре русского языка термин «мастерство» трактуется как «высокое искусство в какой-нибудь области». Если у столяра, например, достижение результата связано только с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимодействия учителя и обучающихся. Следовательно, сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления деятельности педагогом, приводящий к высокому результату.
Под понятием «сущность» понимается внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Когда мы говорим о педагогическом мастерстве, мы имеем в виду осуществление педагогической деятельности на высоком уровне, основанное на творческом соединении исходных составляющих и ведущее к достижению необходимых результатов в конкретных условиях обучения.
А. Дистервег считал, что истинное обучение должно соединять «знание дела (объекта), любовь к делу и учащемуся (субъекту), педагогические способности (субъективно-объективный метод)». Он называл такие предпосылки «дидактической силы» учителя, как «наличие у учителя развитых познавательных способностей, совершенного знания учебного материала как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». Ясно, что «дидактической силой» при таком ее понимании обладает только педагог-мастер.