Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1230

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



В ходе преподавания информационные умения прояв­ляются в способности:

♦ доступно излагать учебный материал с учетом специ­фики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;

♦ логически правильно построить процесс передачи учеб­ной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное и дедуктивное изложение материала;

♦ доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;

♦ эффективно использовать ТСО (технические средства обучения), ЭВТ (электронно-вычислительную техни­ку) и средства наглядности (графики, диаграммы, схе­мы, рисунки);

♦ оперативно диагностировать характер и уровень усвое­ния учащимися учебного материала;

♦ оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ изложения материала.

Развивающие умения предполагают:

♦ определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выгот­ский) отдельных учащихся, класса в целом;

♦ создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли уча­щихся;

♦ стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении от­ношений - логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины — следствия, цели — сред­ства, качество — количество, действия — результаты);

♦ формирование и постановку вопросов, требующих при­менения усвоенных ранее знаний;

♦ создание условий для развития индивидуальных осо­бенностей, осуществление в этих целях индивидуаль­ного подхода к учащимся.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и науч­ного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профес­сиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совме­стной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения педагога — это взаимосвязан­ные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогичес­кой техники.

Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого не­обходимо знание ценностных ориентации другого чело­века, которые находят выражение в его идеалах, потреб­ностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, не­обходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.


Совокупность взаимосвязанных перцептивных умений В.А.Сластенин представляет следующим образом:

♦ воспринимать и адекватно интерпретировать инфор­мацию о сигналах от партнера по общению, получае­мых в ходе совместной деятельности;

♦ глубоко проникать в личностную суть других людей;

♦ устанавливать индивидуальное своеобразие человека;

♦ на основе быстрой оценки внешних характеристик че­ловека и манеры поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия чело­века;

♦ определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

♦ по незначительным признакам улавливать характер пе­реживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;

♦ находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

♦ видеть главное в другом человеке, правильно опреде­лять его отношение к социальным ценностям, учиты­вать в поведении людей «поправки» на воспринимаю­щего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).

Данные об учащихся, полученные в результате «вклю­чения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.

Умения педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной атаки, т.е. привле­чения к себе внимания четырьмя способами (по В.А. Кан-Калику):

♦ речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);

♦ пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);

♦ двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);

♦ смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Установление психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию учебной информации, включает в себя умения:

♦ создавать обстановку коллективного поиска, совмест­ной творческой деятельности;

♦ вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и предметом преподавания.

Управление общением в педагогическом процессе пред­полагает умение органично и последовательно действо­вать в публичной обстановке (умение общаться на лю­дях):



♦ организовать совместную с учащимися творческую де­ятельность;

♦ целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.;

♦ распределять внимание и поддерживать его устойчивость;

♦ выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который обеспечивал бы их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барь­ер возраста и опыта, приближал ученика к учителю;

♦ анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;

♦ создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.

Установление эмоциональной обратной связи в процессе общения достигается через умения:

♦ по поведению учащихся, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса;

♦ чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях учащихся, их готовность работать;

♦ своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.

Педагогическая техника представляет собой совокуп­ность следующих умений и навыков:

♦ умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;

♦ умение управлять их вниманием;

♦ чувство темпа;

♦ развитие культуры речи учителя (владение словом, пра­вильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и жестикуляция);

♦ управление своим телом, снятие мышечного напряже­ния по ходу образовательного процесса;

♦ регулирование своего психического состояния (умение вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.);

♦ владение техникой интонирования для выражения раз­ных чувств;

♦ умение располагать к себе собеседника;

♦ умение образно передавать информацию и др.:

Для успешного осуществления педагогической деятель­ности очень важно, чтобы ее субъект в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми может практически каждый (массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).

На кафедре педагогики Московского государственного областного университета разработаны следующие показа­тели готовности выпускников педагогических вузов к осу­ществлению практической педагогической деятельности (рис. 13):




Следует отметить, что содержание необходимых психо­лого-педагогических знаний будущего педагога теперь нор­мативно определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому) образованию (ГОСВПО) и конкретизируется в соответствующих учеб­ных программах.

В данном контексте психолого-педагогическая подготов­ленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний ме­тодологических основ и категорий педагогики: закономернос­тей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучения, законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, под­ростков, юношества.

Имеет смысл обратиться к квалификационной характери­стике выпускника педвуза, внесенной в ГОСВПО (2000 г.), которая содержит следующие две группы требований (практи­ческого и теоретического характера соответственно):

Будущий учитель, заканчивающий курс обучения в пе­дагогическом вузе, должен быть готовым:

♦ осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

♦ способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последую­щему освоению профессиональных образовательных программ;

♦ использовать разнообразные приемы, методы и сред­ства обучения;

♦ обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соот­ветствующий требованиям государственного образова­тельного стандарта;

♦ осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Фе­дерации «Об образовании», Конвенцией о правах ре­бенка;

♦ систематически повышать свою профессиональную ква­лификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методи­ческой работы;

♦ осуществлять связь с родителями (лицами, их заменя­ющими);

♦ выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечи­вать охрану жизни и здоровья учащихся в образова­тельном процессе.

Выпускник педагогического вуза должен знать:

♦ Конституцию Российской Федерации;

♦ Законы Российской Федерации, решения Правитель­ства Российской Федерации и органов управления об­разованием по вопросам образования;

♦ Конвенцию о правах ребенка;


♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необ­ходимом для решения педагогических, научно-методи­ческих и организационно-управленческих задач;

♦ педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

♦ методику преподавания предмета и воспитательной работы;

♦ программы и учебники;

♦ требования к оснащению и оборудованию учебных ка­бинетов и подсобных помещений;

♦ средства обучения и их дидактические возможности;

♦ основные направления и перспективы развития обра­зования и педагогической науки;

♦ основы права, научную организацию труда;

♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В заключение параграфа рассмотрим, в каком соотно­шении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя.

В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко. Отвергая утверждения о предопределен­ности педагогического мастерства врожденными особен­ностями, задатками, он показал его обусловленность уров­нем профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитатель­ного процесса, умение его построить, привести в движе­ние. Нередко же педагогическое мастерство сводят к уме­ниям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения — лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Рассмотрим, из чего складываются основы и сущность педагогического мастерства.

В словаре русского языка термин «мастерство» трактует­ся как «высокое искусство в какой-нибудь области». Если у столяра, например, достижение результата связано толь­ко с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимо­действия учителя и обучающихся. Следовательно, сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления деятельности педагогом, приводя­щий к высокому результату.

Под понятием «сущность» понимается внутреннее со­держание предмета, выражающееся в единстве всех мно­гообразных и противоречивых форм его бытия. Когда мы говорим о педагогическом мастерстве, мы имеем в виду осуществление педагогической деятельности на высоком уровне, основанное на творческом соединении исходных составляющих и ведущее к достижению необходимых ре­зультатов в конкретных условиях обучения.

А. Дистервег считал, что истинное обучение должно соединять «знание дела (объекта), любовь к делу и учаще­муся (субъекту), педагогические способности (субъектив­но-объективный метод)». Он называл такие предпосылки «дидактической силы» учителя, как «наличие у учителя развитых познавательных способностей, совершенного знания учебного материала как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподава­ния». Ясно, что «дидактической силой» при таком ее понимании обладает только педагог-мастер.