Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1222

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Четко выраженного определения этого понятия в рабо­тах А.С. Макаренко не содержится. Однако имеется положе­ние, касающееся воспитательного процесса, которое мож­но рассматривать как его понимание сущности мастерства: «действительное знание воспитательного процесса... воспи­тательное умение». Следовательно, сущность педагоги­ческого мастерства проявляется и в знании, и в умении.

А.И. Щербаков считал, что педагогическое мастерство — это синтез научных знаний, умений, навыков, методичес­кого искусства и личных качеств учителя.

Подобный синтез может проявиться только в педа­гогической деятельности, так как методическое искусство не может быть проявлено каким-либо другим способом. И поскольку это искусство, то означает и высокий уро­вень этой деятельности. В структуре педагогического мас­терства кроме знаний, умений, навыков и методического искусства А.И.Щербаков выделяет еще один компонент - личные качества учителя. Он неоднократно подчеркивал важность сформированности личности для становления педагогического мастерства, формирование педагогичес­кого мастерства есть процесс, имеющий своей предпо­сылкой и основой формирование личности в целом».

Н.В. Кузьмина определяет мастерство как «овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать ситуа­цию (объект и условия деятельности), формулировать про­фессиональные задачи, исходя из этой ситуации, и ус­пешно их решать в соответствии с целями, стоящими пе­ред наукой или производством». По мнению Н.В. Кузь­миной, мастерство педагога представляет такой уровень деятельности, при котором он успешно решает профес­сиональные задачи. В структуру мастерства входят профес­сиональные знания, умения, навыки и владение ими.

Ю.П. Азаров утверждает: «Основой педагогического мастерства является знание закономерностей воспитания детей». Раскрывая структурные составляющие мастер­ства и их взаимодействие, он отмечает: «Взаимодействие чувства и техники приводит к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность, на коллектив. И в этом единстве — сила мастерства. Преодо­ление разрыва между чувством и техникой — верный путь к мастерству».

В.А. Сластенин считает, что «высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство... Теоре­тические знания и основанные на них умения — это глав­ное, объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей». Подтверждая и развивая эту мысль, позднее он пишет: «Мастерство учи­теля - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педа­гогического процесса».


Н.Н. Тарасевич отмечала, что следует рассматривать сущ­ность, педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности, чем и определила сущность педагогического мастерства как комплекс свойств лично­сти учителя.

Интерес представляет предложенная Н.Н. Тарасевич структура педагогического мастерства. В нее включены та­кие взаимосвязанные элементы, как педагогическая на­правленность личности учителя, профессиональное зна­ние (фундамент становления педагогического мастерства), способности к педагогической деятельности, педагогичес­кая техника (умения в этой области).

Приведенные примеры понимания сущности педа­гогического мастерства позволяют заключить, что по это­му вопросу нет единого мнения. Одни авторы считают, что это свойство — особенности личности педагога, другие — что это знания, умения, навыки, третьи — объединяют то и другое вместе, четвертые - в одних случаях называют педагогическим мастерством качества личности, а в других случаях — уровень осуществления профессиональной дея­тельности и т.д.

Рассматривая понимание сущности педагогического мастерства рядом авторов, мы касались и вопроса его структуры. В подходе к вопросу о структуре педагогическо­го мастерства также нет единого мнения. Для обобщения основных положений, описанных в педагогической лите­ратуре, необходимо определить исходные позиции, кото­рые позволяли бы точнее отразить реальную педагогичес­кую действительность и привести имеющиеся знания в оп­ределенную систему. Это достаточно хорошо сделал Г.И. Хозяинов, и поэтому — считаем целесообразным привести здесь его основные положения в нашем изложении с на­шими комментариями.

Во-первых, как справедливо считает Г.И. Хозяинов, необходимо различать «сущность педагогического мас­терства» и «основы педагогического мастерства».

Во-вторых, основы педагогического мастерства имеют свои составляющие, которые должны быть четко определены для формирования их как фундамента, на котором базиру­ется мастерство тех, кто осуществляет профессиональную педагогическую деятельность или готовится к ней.

В-третьих, компоненты основ педагогического мас­терства (в каждом педагогическом действии — их элементы) органически соединяются педагогом-мастером при прак­тическом осуществлении своей деятельности совместно с деятельностью учащегося в процессе обучения.

Рассмотрим каждое из этих положений.



Основы педагогического мастерства — это то главное, на чем оно строится, без чего педагогическое мастерство невозможно. Они должны закладываться изначально при подготовке педагога в соответствующем учебном заведе­нии. Основы мастерства — необходимое, но отнюдь не достаточное условие высокого профессионализма. Без них нет хорошего педагога, без них нельзя рассчитывать на успех в обучении, однако наличие такой основы ещё не означает, что человек автоматически становится педаго­гом-мастером.

На чем же базируется педагогическое мастерство, т.е. какие компоненты составляют его основу?

Этими составляющими являются знания, умения, на­выки, которые трактуются не всегда одинаково как по содержанию, так и по объему.

Рассмотрим, каким содержанием профессионально-педагогического характера необходимо овладеть, чтобы иметь одну из основ для формирования педагогического мастерства.

По структуре содержание профессионально-педагоги­ческого характера идентично содержанию общего образо­вания. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют такие виды содержания общего образования: знания, опыт осущест­вления способов деятельности, опыт творческой деятель­ности, опыт эмоционально-волевого отношения к миру (нормы отношения к миру).

Основываясь на этом, делаем вывод, что содержание профессионально-педагогического образования педагога-мастера должно охватывать две стороны указанных видов содержания. Одна из них включает общие элементы этих видов, которыми должен овладеть любой специалист. Вто­рая - специфические элементы видов содержания образо­вания. В данном случае это элементы профессионально-педагогического характера. Г.И. Хозяинов подразделяет их на четыре группы.

I. Специфические элементы первого вида содержания педагогического образования представляют собой профес­сионально-педагогические знания.

Уровни и способы овладения и проявления этих знаний:

а) восприятие, понимание, запоминание;

б) использование знаний в типовой, стандартной си­туации;

в) применение знаний в новой ситуации (перенос).

II. Специфические элементы второго вида содержания педагогического образования охватывают опыт осу­ществления профессионально-педагогической деятель­ности.

Уровни и способы овладения этим опытом и его про­явления:

а) эмпирическое осуществление профессионально-пе­дагогической деятельности;

б) осуществление способов профессионально-педа­гогической деятельности по образцу;


в) применение способов профессионально-педагоги­ческой деятельности в новой ситуации.

III. Специфические элементы третьего вида содержания — опыт творческой педагогической деятельности.

Уровни и способы овладения им:

а) выработка умения выявлять и формулировать про­блемы;

б) частично-поисковая педагогическая деятельность;

в) поисковая (исследовательская) деятельность.

IV. Специфические элементы четвертого вида со­держания представляют опыт проявления личностных ка­честв и профессионально-педагогической направленности.

Уровни и способы формирования и проявления этих элементов содержания:

а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с общепринятыми нормами морали и педагогической этики;

б) профессионально-педагогическое поведение на ос­нове ВМП;

в) творческое отношение к педагогической деятель­ности, сформированность педагогического кредо.

Содержание элементов профессионально-педагогиче­ского характера у педагога-мастера должно состоять, та­ким образом, из следующих составляющих:

1) система профессионально-педагогических знаний;

2) система профессионально-педагогических навыков и умений;

3) опыт творческой педагогической деятельности;

4) сформированные личностные профессионально зна­чимые качества педагога.

Это общий подход, который можно использовать на этапе подготовки будущих педагогов, пока они еще са­мостоятельно не выполняют педагогических функций.

В период профессиональной подготовки в основном уделяется внимание таким элементам из названных со­ставляющих, как 1а, 16, IIа, IIб, IVa. Что же касается остальных элементов — 1в, II в, IIIa, III6, Шв, IV6, IVb, то они осваиваются главным образом в процессе самостоя­тельной педагогической деятельности.

С первого года работы педагога в образовательном учреждении начинается интенсивное формирование его профессионального опыта, начало которого приходится на период педагогической практики. Именно опыт педаго­гической деятельности дополняет и концентрирует в себе то, что выпускник педвуза не получил в ходе обучения. В нем синтезируется и кристаллизуется опыт осуществле­ния профессионально-педагогической деятельности, опыт творческой деятельности, опыт проявления личностных качеств. В процессе реальной педагогической деятельности совершенствуются все полученные знания, развиваются личностные качества и педагогические способности, фор­мируются профессиональные умения и навыки. Прохо­дит не один год, прежде чем выпускник педвуза по своей квалификации поднимается на уровень педагога-мастера.


Отсутствие или недостаточный уровень развития какой-либо из этих составных частей снижает возможности пе­дагога в организации педагогического процесса в конк­ретных условиях и делает невозможным достижение учи­телем уровня мастера. Знания теоретические и знания, приобретенные в процессе профессиональной деятельно­сти, — это разные знания. Обозначим их соответственно как 3-1 и 3-2.

Умения и навыки, являясь составной частью основ пе­дагогического мастерства, настолько важны, что некоторые исследователи уровень умений считают определяющим в мастерстве педагога. Они играют значительную роль в лю­бой профессиональной деятельности. И прежде всего по­тому, что они являются результатом практической деятель­ности (учебной или профессиональной). Как и в случае со знаниями, надо четко себе представлять следующее: одно дело - умения и навыки, приобретенные в процессе под­готовки к профессиональной деятельности, и совсем дру­гое - умения и навыки, приобретенные в процессе само­стоятельной деятельности при обучении, когда передавае­мое педагогом содержание закономерно становится досто­янием учащихся.

В первом случае формируется опыт осуществления дея­тельности по образцу, т.е. репродуктивной, воспроизво­дящей, детально повторяющей. Здесь речь может идти даже о каких-то умениях и навыках, заимствованных из опыта коллег и наработанных в самостоятельной деятельности. Так было с опытом В.Ф. Шаталова, когда тысячи учите­лей ежегодно приезжали к нему в Донецк на практикумы и семинары, воочию наблюдали живой педагогический процесс и, воодушевленные, разъезжались в свои школы, чтобы там, на местах тысячекратно воспроизвести те эле­менты его педагогической системы, которые «запали в душу», произвели впечатление.

Во втором случае опыт осуществления деятельности по образцу дополняется опытом деятельности в реальной, изменяющейся ситуации и опытом творческой деятель­ности.

Педагогическое умение, как известно, — это приобре­тенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях, это не механическая комбинация навыков, а вся­кий раз новый «сплав» знаний, навыков, целеустремленно­сти и творческих возможностей педагога. Поэтому овладе­ние основами мастерства должно быть направлено не толь­ко на формирование знаний и навыков, но прежде всего на развитие способности создавать такой «сплав». Такие уме­ния, «полнокровные» по своей глубине и содержанию, приобретает педагог только в процессе самостоятельной про­фессиональной деятельности, когда под его руководством учащиеся овладевают необходимым содержанием образова­ния в соответствии с учебной программой. Обозначим уме­ния и навыки, приобретенные учителем в ходе профессио­нальной подготовки и в процессе профессиональной дея­тельности, соответственно как У-1 и У-2.