Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1222
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Четко выраженного определения этого понятия в работах А.С. Макаренко не содержится. Однако имеется положение, касающееся воспитательного процесса, которое можно рассматривать как его понимание сущности мастерства: «действительное знание воспитательного процесса... воспитательное умение». Следовательно, сущность педагогического мастерства проявляется и в знании, и в умении.
А.И. Щербаков считал, что педагогическое мастерство — это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.
Подобный синтез может проявиться только в педагогической деятельности, так как методическое искусство не может быть проявлено каким-либо другим способом. И поскольку это искусство, то означает и высокий уровень этой деятельности. В структуре педагогического мастерства кроме знаний, умений, навыков и методического искусства А.И.Щербаков выделяет еще один компонент - личные качества учителя. Он неоднократно подчеркивал важность сформированности личности для становления педагогического мастерства, формирование педагогического мастерства есть процесс, имеющий своей предпосылкой и основой формирование личности в целом».
Н.В. Кузьмина определяет мастерство как «овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать ситуацию (объект и условия деятельности), формулировать профессиональные задачи, исходя из этой ситуации, и успешно их решать в соответствии с целями, стоящими перед наукой или производством». По мнению Н.В. Кузьминой, мастерство педагога представляет такой уровень деятельности, при котором он успешно решает профессиональные задачи. В структуру мастерства входят профессиональные знания, умения, навыки и владение ими.
Ю.П. Азаров утверждает: «Основой педагогического мастерства является знание закономерностей воспитания детей». Раскрывая структурные составляющие мастерства и их взаимодействие, он отмечает: «Взаимодействие чувства и техники приводит к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность, на коллектив. И в этом единстве — сила мастерства. Преодоление разрыва между чувством и техникой — верный путь к мастерству».
В.А. Сластенин считает, что «высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство... Теоретические знания и основанные на них умения — это главное, объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей». Подтверждая и развивая эту мысль, позднее он пишет: «Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса».
Н.Н. Тарасевич отмечала, что следует рассматривать сущность, педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности, чем и определила сущность педагогического мастерства как комплекс свойств личности учителя.
Интерес представляет предложенная Н.Н. Тарасевич структура педагогического мастерства. В нее включены такие взаимосвязанные элементы, как педагогическая направленность личности учителя, профессиональное знание (фундамент становления педагогического мастерства), способности к педагогической деятельности, педагогическая техника (умения в этой области).
Приведенные примеры понимания сущности педагогического мастерства позволяют заключить, что по этому вопросу нет единого мнения. Одни авторы считают, что это свойство — особенности личности педагога, другие — что это знания, умения, навыки, третьи — объединяют то и другое вместе, четвертые - в одних случаях называют педагогическим мастерством качества личности, а в других случаях — уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.
Рассматривая понимание сущности педагогического мастерства рядом авторов, мы касались и вопроса его структуры. В подходе к вопросу о структуре педагогического мастерства также нет единого мнения. Для обобщения основных положений, описанных в педагогической литературе, необходимо определить исходные позиции, которые позволяли бы точнее отразить реальную педагогическую действительность и привести имеющиеся знания в определенную систему. Это достаточно хорошо сделал Г.И. Хозяинов, и поэтому — считаем целесообразным привести здесь его основные положения в нашем изложении с нашими комментариями.
Во-первых, как справедливо считает Г.И. Хозяинов, необходимо различать «сущность педагогического мастерства» и «основы педагогического мастерства».
Во-вторых, основы педагогического мастерства имеют свои составляющие, которые должны быть четко определены для формирования их как фундамента, на котором базируется мастерство тех, кто осуществляет профессиональную педагогическую деятельность или готовится к ней.
В-третьих, компоненты основ педагогического мастерства (в каждом педагогическом действии — их элементы) органически соединяются педагогом-мастером при практическом осуществлении своей деятельности совместно с деятельностью учащегося в процессе обучения.
Рассмотрим каждое из этих положений.
Основы педагогического мастерства — это то главное, на чем оно строится, без чего педагогическое мастерство невозможно. Они должны закладываться изначально при подготовке педагога в соответствующем учебном заведении. Основы мастерства — необходимое, но отнюдь не достаточное условие высокого профессионализма. Без них нет хорошего педагога, без них нельзя рассчитывать на успех в обучении, однако наличие такой основы ещё не означает, что человек автоматически становится педагогом-мастером.
На чем же базируется педагогическое мастерство, т.е. какие компоненты составляют его основу?
Этими составляющими являются знания, умения, навыки, которые трактуются не всегда одинаково как по содержанию, так и по объему.
Рассмотрим, каким содержанием профессионально-педагогического характера необходимо овладеть, чтобы иметь одну из основ для формирования педагогического мастерства.
По структуре содержание профессионально-педагогического характера идентично содержанию общего образования. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют такие виды содержания общего образования: знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-волевого отношения к миру (нормы отношения к миру).
Основываясь на этом, делаем вывод, что содержание профессионально-педагогического образования педагога-мастера должно охватывать две стороны указанных видов содержания. Одна из них включает общие элементы этих видов, которыми должен овладеть любой специалист. Вторая - специфические элементы видов содержания образования. В данном случае это элементы профессионально-педагогического характера. Г.И. Хозяинов подразделяет их на четыре группы.
I. Специфические элементы первого вида содержания педагогического образования представляют собой профессионально-педагогические знания.
Уровни и способы овладения и проявления этих знаний:
а) восприятие, понимание, запоминание;
б) использование знаний в типовой, стандартной ситуации;
в) применение знаний в новой ситуации (перенос).
II. Специфические элементы второго вида содержания педагогического образования охватывают опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности.
Уровни и способы овладения этим опытом и его проявления:
а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности;
б) осуществление способов профессионально-педагогической деятельности по образцу;
в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.
III. Специфические элементы третьего вида содержания — опыт творческой педагогической деятельности.
Уровни и способы овладения им:
а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы;
б) частично-поисковая педагогическая деятельность;
в) поисковая (исследовательская) деятельность.
IV. Специфические элементы четвертого вида содержания представляют опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности.
Уровни и способы формирования и проявления этих элементов содержания:
а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с общепринятыми нормами морали и педагогической этики;
б) профессионально-педагогическое поведение на основе ВМП;
в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического кредо.
Содержание элементов профессионально-педагогического характера у педагога-мастера должно состоять, таким образом, из следующих составляющих:
1) система профессионально-педагогических знаний;
2) система профессионально-педагогических навыков и умений;
3) опыт творческой педагогической деятельности;
4) сформированные личностные профессионально значимые качества педагога.
Это общий подход, который можно использовать на этапе подготовки будущих педагогов, пока они еще самостоятельно не выполняют педагогических функций.
В период профессиональной подготовки в основном уделяется внимание таким элементам из названных составляющих, как 1а, 16, IIа, IIб, IVa. Что же касается остальных элементов — 1в, II в, IIIa, III6, Шв, IV6, IVb, то они осваиваются главным образом в процессе самостоятельной педагогической деятельности.
С первого года работы педагога в образовательном учреждении начинается интенсивное формирование его профессионального опыта, начало которого приходится на период педагогической практики. Именно опыт педагогической деятельности дополняет и концентрирует в себе то, что выпускник педвуза не получил в ходе обучения. В нем синтезируется и кристаллизуется опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности, опыт творческой деятельности, опыт проявления личностных качеств. В процессе реальной педагогической деятельности совершенствуются все полученные знания, развиваются личностные качества и педагогические способности, формируются профессиональные умения и навыки. Проходит не один год, прежде чем выпускник педвуза по своей квалификации поднимается на уровень педагога-мастера.
Отсутствие или недостаточный уровень развития какой-либо из этих составных частей снижает возможности педагога в организации педагогического процесса в конкретных условиях и делает невозможным достижение учителем уровня мастера. Знания теоретические и знания, приобретенные в процессе профессиональной деятельности, — это разные знания. Обозначим их соответственно как 3-1 и 3-2.
Умения и навыки, являясь составной частью основ педагогического мастерства, настолько важны, что некоторые исследователи уровень умений считают определяющим в мастерстве педагога. Они играют значительную роль в любой профессиональной деятельности. И прежде всего потому, что они являются результатом практической деятельности (учебной или профессиональной). Как и в случае со знаниями, надо четко себе представлять следующее: одно дело - умения и навыки, приобретенные в процессе подготовки к профессиональной деятельности, и совсем другое - умения и навыки, приобретенные в процессе самостоятельной деятельности при обучении, когда передаваемое педагогом содержание закономерно становится достоянием учащихся.
В первом случае формируется опыт осуществления деятельности по образцу, т.е. репродуктивной, воспроизводящей, детально повторяющей. Здесь речь может идти даже о каких-то умениях и навыках, заимствованных из опыта коллег и наработанных в самостоятельной деятельности. Так было с опытом В.Ф. Шаталова, когда тысячи учителей ежегодно приезжали к нему в Донецк на практикумы и семинары, воочию наблюдали живой педагогический процесс и, воодушевленные, разъезжались в свои школы, чтобы там, на местах тысячекратно воспроизвести те элементы его педагогической системы, которые «запали в душу», произвели впечатление.
Во втором случае опыт осуществления деятельности по образцу дополняется опытом деятельности в реальной, изменяющейся ситуации и опытом творческой деятельности.
Педагогическое умение, как известно, — это приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях, это не механическая комбинация навыков, а всякий раз новый «сплав» знаний, навыков, целеустремленности и творческих возможностей педагога. Поэтому овладение основами мастерства должно быть направлено не только на формирование знаний и навыков, но прежде всего на развитие способности создавать такой «сплав». Такие умения, «полнокровные» по своей глубине и содержанию, приобретает педагог только в процессе самостоятельной профессиональной деятельности, когда под его руководством учащиеся овладевают необходимым содержанием образования в соответствии с учебной программой. Обозначим умения и навыки, приобретенные учителем в ходе профессиональной подготовки и в процессе профессиональной деятельности, соответственно как У-1 и У-2.