Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1308

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Таким образом, знания, умения и навыки педагога как составляющая основ педагогического мастерства могут быть двух уровней:

а) приобретенные в процессе подготовки к профес­сиональной педагогической деятельности (3-1 и У-1),

б) приобретенные в процессе профессиональной пе­дагогической деятельности (3-2 и У-2).

В первом случае это может быть начальный педаго­гический опыт, приобретенный, например, при обучении в педагогическом учебном заведении, во втором случае — это педагогический опыт, приобретенный в процессе прак­тической профессиональной деятельности.

Фактически 3-2 и У-2 — это те знания, умения, на­выки педагога, которые переведены посредством прак­тической педагогической деятельности на качественно новый уровень.

Естественно, чем выше будет первый уровень, тем лег­че достичь второго, тем короче путь к педагогическому мастерству.

Часто бывает, что к преподаванию приступают люди, не прошедшие специальную педагогическую подготовку. Тогда первый этап в освоении этой составляющей педаго­гического мастерства в каких-то своих частях может со­всем отсутствовать (например, педагогические умения и навыки) и второй этап их овладения может проходить слож­но и длиться очень долго. Порой человек так и не сфор­мирует собственной системы педагогических знаний, уме­ний, навыков на необходимом уровне, т.е. остается на уровне допрофессионала.

Как уже отмечалось, умения и навыки — результат прак­тической деятельности. Знания же лишь частично осваи­ваются на практике. Объем знаний, которыми вообще вла­деет человек, и в том числе педагогических, значительно превышает то, что осваивается в процессе профессиональной деятельности. Из общего, непрерывно пополняемого объема знаний что-то, переходит на уровень 3-2. И тогда они уже попадают вместе с У-2 в число элементов, входя­щих в другую составляющую основ педагогического мас­терства — в педагогический опыт.

Знания и опыт являются двумя составляющими пе­дагогического мастерства. Рассматривая педагогический опыт как совокупность педагогических знаний, умений, навыков эмпирического и научного происхождения, ос­военных посредством практической деятельности в про­цессе воспитания, обучения, образования, Г.И. Хозяинов указывает на практическую деятельность учителя как на источник его происхождения.

А.И. Щербаков считал, что «педагогическое мастерство — это выражение всей совокупности психических свойств лич­ности учителя, его знаний, умений, навыков», и отме­чал, что в отечественной педагогике роль личности учителя как фактора, определяющего успех научения и воспитания, подчеркивалась еще в 30-е годы прошлого столетия.


В структуре педагогического мастерства основы являются тем общим, что характерно для любого педагога-мастера, являясь его профессиональным фундаментом. Сущность же, отражая эти основы, в то же время содержит и особенное, специфическое, что характерно как для различных педаго­гических систем и различных учебных предметов, так и для каждой личности. Особенно важным здесь является инди­видуальность личности. Она придаст мастерству педагога то своеобразие, которое позволяет утверждать, что каждый педагог-мастер имеет свой почерк, свою изюминку. Говоря о процессе подготовки учителя-мастера, надо ясно себе пред­ставлять, что основы мастерства можно формировать в мас­совом порядке, а сущностный аспект, то есть педагогический опыт более высокого порядка, чем обычный, ординарный, массовый, формируется сугубо индивидуально, «поштучно».

В этой связи становится более рельефной фраза К.Д. Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. «Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим харак­терологическим особенностям, обобщаться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога... Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практи­ки и будет теория в таком практическом деле, каково вос­питание»*. И добавим от себя: эта мысль находит себе до­стойное применение только тогда, когда она ложится на подготовленную основу педагогического мастерства, ког­да учитель-профессионал переживает состояние «озаре­ния», инсайта от встречи с такой плодотворной идеей. И неважно, как он поймал эту мысль: непосредственно наблюдая урок учителя-мастера, читая о нем или анали­зируя увиденное или прочитанное.

В этом плане настоящей кладовой, сокровищницей «зо­лотых» идей мастеров педагогическою труда могут стать банки педагогической информации, содержащие лако-низированные (сжатые) сообщения о наиболее заметных достижениях отечественных и зарубежных педагогов. С фрагментами такого банка данных о творчестве совре­менных педагогов-новаторов можно ознакомиться в При­ложении 4.

Именно личность накладывает свой индивидуальный отпечаток на педагогический опыт: возникают умения и навыки проявления личностного в профессиональной де­ятельности. При этом особенно важны умения, поскольку они дают возможность в различных учебных ситуациях ва­риативно проявлять свои профессиональные возможнос­ти. В конечном счете педагогический опыт образует моно­литную совокупность знаний, умений, навыков и лично­стных возможностей педагога. И чем выше уровень педа­гогического мастерства, тем больше все эти составляющие объединяются в педагогическом опыте.



Таким образом, фундамент педагогического мастерства, который необходимо сформировать, охватывает следующие основные составляющие: личность педагога, знания и пе­дагогический опыт, причем каждая составная часть может быть освоена. Следовательно, основы педагогического мас­терства могут быть сформированы у каждого педагога, об­разуя базис, который даст возможность подняться на уро­вень мастерства.

Еще заметим, что овладение педагогическим мастер­ством доступно каждому педагогу только при условии це­ленаправленной работы над собой с учетом собственного практического опыта. Именно труд, осмысленный с точ­ки зрения его сущности, целей и технологий деятельнос­ти становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА


Ошибки — специфический компонент любой челове­ческой деятельности. Педагогическая деятельность не яв­ляется исключением и протекает отнюдь не безошибочно. Совершение педагогических ошибок - явление далеко не редкое. Несмотря на то, что педагогические ошибки нельзя рассматривать как однозначное зло, при определенных ус­ловиях они могут рассматриваться как диалектический путь познания истины, тем не менее последствия их, как пра­вило, болезненны, а иногда и драматичны для детей.

Коварство педагогической ошибки состоит в том, что факт ее совершения педагогом осознается весьма редко. Это делает процесс устранения ее последствий малоэф­фективным, а извлечение опыта из ошибочной деятель­ности невозможным.

Профессионально-педагогическая ошибка — это непред­намеренная неправильность конкретных процедур образова­ния, проявляющаяся в несоответствии этих процедур обще­принятым эталонам профессиональной педагогической дея­тельности.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода, все разнообразие педагогических ошибок можно разделить на две большие группы:

ошибки стратегии профессионально-педагогической деятельности и

♦ ошибки тактики профессионально-педагогической де­ятельности (рис. 14).
Первая группа ошибок характеризуется тем, что они совершаются на этапе прогнозирования предстоящей пе­дагогической деятельности; ошибки второй группы совершаются непосредственно в процессе педагогического вза­имодействия с учащимися - это ошибочные действия, поступки, реакции.

В первой группе выделим ошибки целеполагания и ошиб­ки планирования.

К ошибкам педагогического целеполагания относятся следующие.

1. Неосознанность педагогом целесообразного характера педагогической деятельности. Любая деятельность но­сит целенаправленный характер, однако цель может быть не осознана субъектом деятельности, а это неиз­бежно ведет к стихийности в работе. В этом случае пе­дагог строит свою работу на основе невыявленных, нео­пределенных, случайных целей, что приводит к неуда­чам, низкой эффективности образования как резуль­тата педагогической деятельности.


2. Ошибки методики целеобразования. Это нарушения, допускаемые педагогом в логике построения, форму­лирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней. Причиной подобных ошибок являет­ся непонимание значимости или неумение педагога трансформировать цели более высокого уровня обоб­щенности в цели собственной практической деятельности. Неумение интериоризировать внешние (глобаль­ные) цели образования во внутренние (цели собствен­ной профессиональной деятельности) проявляется в неграмотных, недиагностируемых формулировках це­лей. Чтобы предупредить совершение таких ошибок, необходимо осознать, что специфика педагогической деятельности требует от педагога личностного приня­тия социальной задачи общества, творческого понима­ния целей и задач, умения учитывать интересы ребен­ка и преобразовывать их при разработке цели учебной деятельности. Для этого необходима специальная ра­бота учителя по освоению методики целеобразования.

3. Ошибки планирования педагогической деятельности. Они тесно связаны с ошибками целеполагания, по­скольку эти два процесса протекают синхронно. Выде­лять их в отдельную группу имеет смысл лишь для бо­лее глубокого понимания этого процесса.

Итак, ошибки планирования чаще всего являются след­ствием ошибочного целеполагания. Во-первых, принятие ошибочной цели ведет к разработке ошибочных способов ее реализации, что, естественно, повлечет за собой оши­бочную практическую деятельность учителя. Во-вторых, неосознанность целей педагогической деятельности при­водит к стихийному планированию. К примеру, в практи­ке деятельности учителей нередко наблюдается парадок­сальный факт, когда учителя сначала разрабатывают план урока, а потом подгоняют, можно сказать, «притягивают за уши» задачи этого урока. При таком подходе, безуслов­но, становятся ясными сетования ряда учителей на необ­ходимость заниматься ненужной работой по «украшатель­ству» поурочного плана расписыванием воспитательных, обучающих и развивающих задач. Бессмысленность по­добного формального подхода очевидна.

Но как же удается учителям создать план урока, мино­вав этап целеполагающего планирования? Сделать это не­сложно. Стихийное планирование предполагает ориента­цию на стереотипы, клише, предлагаемые методически­ми разработками, или перенесение опыта других в опыт собственной деятельности без творческого осмысления, без учета индивидуальных особенностей учащихся, их ре­альных учебно-познавательных возможностей и потребностей, собственных профессиональных возможностей, собственного стиля педагогической деятельности, реаль­ных условий протекания образовательного процесса. Не­гативные последствия стихийного планирования настоль­ко очевидны, что их можно оставить без комментариев, оговорив только, пожалуй, одно: стихийное планирова­ние влечет за собой невозможность для педагога понять причины собственных промахов и достижений и, как след­ствие, - существенное усложнение процесса совершен­ствования педагогической деятельности. Иногда стихийно спланированная педагогическая деятельность приносит по­ложительные результаты, однако это означает лишь то, что учитель случайно не ошибся или интуитивно, подсоз­нательно реализовал процесс целеполагания и планиро­вания грамотно. Так, может быть, в случае развитой педа­гогической интуиции нет смысла в осознании целепола­гания и планирования?