Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 901

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Полагаем, что это не так. Во-первых, деятельность пе­дагога является профессиональной и, следовательно, тре­бует отчета в своей результативности не на уровне ощу­щений, а на основе принятых в науке показателей и кри­териев. Учащиеся (воспитанники) тоже должны быть вклю­чены в процесс целеполагания и планирования собственной учебно-познавательной деятельности. Образовательный про­цесс носит, как известно, двусторонний характер и поэто­му невозможен без активности самих учащихся (воспитан­ников).

Спектр ошибок в методике планирования представлен, в свою очередь:

а) ошибками в оценке соподчиненности и последователь­ности или комплексности реализации целей с точки зре­ния достижения главной цели деятельности учителя;

б) ошибочными представлениями о реальной педагогичес­кой ситуации;

в) рассогласованием системы запланированных мер с за­дачами деятельности, главной целью;

г) отсутствием критериев и показателей успешности пла­нируемой деятельности или просчетами в их выборе или разработке;

д) невнесением своевременных корректив в запланирован­ное вследствие догматического восприятия плана;

е) внесением в запланированное необоснованных изме­нений или изменений, выходящих за рамки компетен­ции и функционала учителя.

Существует категория педагогов-авантюристов (по мет­кому определению В.Н. Сороки-Росинского), которые, ко­нечно же, из благих побуждений стремятся испробовать в своей работе все, что встречают нового и заслуживающе­го, по их мнению, внимания. Подобные педагоги склон­ны самовольно вносить изменения в содержание и мето­дику обучения, стихийно экспериментировать, предъяв­ляя к учащимся требования, например, пользоваться вме­сто учебника их собственными разработками уроков или другими учебниками. В понимании данной группы педаго­гов это и есть педагогическое творчество. Это, по нашему мнению, — педагогический произвол, осуществляемый вследствие ошибочного понимания характера и сути пе­дагогического творчества.

К ошибкам второй группы относятся ошибки организа­ции педагогического взаимодействия, педагогического обще­ния, запредельно-этические ошибки.

Остановимся на краткой характеристике ошибок органи­зации педагогического взаимодействия на примере одной из их разновидностей — ошибок дидактического взаимодействия.

К этой группе ошибок относятся:

а) ошибки в собственной преподавательской деятель­ности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты);


б) ошибки организации и руководства учебно-познаватель­ной деятельностью детей (ошибки педагогического ме­неджмента).

Ошибки в собственной преподавательской деятельно­сти (методические просчеты) проявляются как непонят­ное объяснение темы, ее бессистемное изложение, усложненная наукообразная речь учителя, недостаточная или избыточная эмоциональность изложения содержания учеб­ного материала, раскрытие темы наспех, нерациональное использование времени урока, неумелое и нецелесообраз­ное использование технических средств обучения, ошиб­ки в реализации методов обучения.

Каждой из перечисленных ошибок можно посвятить отдельную статью, поскольку последствия подобного рода настолько значительны, что заслуживают отдельного рас­смотрения.

Ошибки организации и руководства учебно-познава­тельной деятельностью учащихся по их характеру мы квалифицируем также как методические просчеты. Выделение их в отдельную подгруппу обусловлено лишь тем фактом, что первая группа ошибок возникает в деятельности преподавателя по отношению к преподаванию предмета и опосредованно влияет на учащихся. Другая же категория ошибок непосредственно связана с влиянием на детей в процессе обучения. Эти ошибки вызывают эмоциональ­ные поведенческие реакции учащихся, часто конфликт­ного характера.

В книге В.И. Журавлева «Основы педагогической конфтиктологии» данные ошибки учителей описаны с пози­ции учащихся, что дает возможность учителям посмотреть на себя «со стороны» непосредственных и главных участников образовательного процесса.

«К числу осознаваемых школьниками промахов учителя на уроках относятся разнообразные отступления от тре­бований к организации контроля знаний учащихся. Их прямые замечания сводятся к следующему:

♦ несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограмм­ным знаниям в ответах при опросе на уроках, к отступ­лениям учащихся от стандартных моделей ответов на вопросы учителя;

♦ возражения подростков против того, что на уроках не­которых учителей оценку «2» ставят за неподготовлен­ность к занятиям без учета причин этого;

♦ протест против того, что их стыдят или им читают длин­ные нотации за слабые ответы.

Возмущение подростков также вызывают:

♦ контрольные работы, проводимые внезапно, без пре­дупреждения;

♦ крикливые реакции на ответы учащихся невпопад, не­приемлемость элементов шутки учащихся при опросе на уроках, нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать на их вопросы;



♦ проверка того, что не было задано, и др.

Репутация учителя падает из-за нервной реакции на рассуждения подростков, что данный предмет в жизни пригодится не всем и многие могут обойтись без того, на что в школе затрачивается столько времени; из-за неуме­ния распределять темы равномерно, в результате чего в конце четверти начинается спешка. Раздражение у подро­стков возникает, когда они видят, как на уроке педагог занимается посторонними делами, заполняет какие-то бланки, жует. Бывают случаи, когда класс становится сви­детелем межпедагогических (между педагогами. — Т.Ю.) нервных дебатов непосредственно на уроке» с. 81)

Будущие педагоги могут поразмышлять, и, возможно, дополнить этот далеко не полный список ошибок, но по­размышлять не отстраненно, а личностно, и продумать индивидуальные способы предупреждения подобных оши­бок в собственной деятельности.

Ошибки педагогического общения

Характеризуя эту группу ошибок, следует напомнить, что неправильное педагогическое общение рождает у де­тей страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, нарушение динамики речи и, как следствие, появление у них стереотипных высказываний. У учеников снижаются мотивация к учению, самостоятельность мышления, уве­личивается конформность поведения. Кроме того, у детей сравнительно быстро формируется устойчиво негативное отношение к такому учителю, нередко переносимое за­тем на преподаваемый им учебный предмет.

В этой группе особо выделим перцептивные ошибки педагога и, прежде всего; ошибки субъективного воспри­ятия обучающихся, воспитанников.

а) Ошибка функционального восприятия ребенка. Педагог ча­сто воспринимает ребенка искаженно, сквозь «фильтр», к примеру, учебной деятельности, выделяя только этот аспект. Хороший ребенок — это успешный, послушный ученик; соответственно, плохой ученик воспринимает­ся им как плохой ребенок. Потребностно-мотивационная сфера, характер, нравственность, успехи во вне­урочной или внепредметной сфере деятельности оста­ются, к сожалению, вне сферы внимания педагога. Это одностороннее, обедняющее восприятие личности ре­бенка затрудняет как общее развитие ученика, так и его учебную успешность, воспринимается им как обида, не­справедливость.

б) Ошибка стереотипного восприятия ученика.


В ходе профессиональной деятельности у педагогов не­минуемо формируются стереотипные образы, напри­мер, «отличника», «двоечника» «троечника». Они вы­зывают у учителя «эффект ожидания». От «двоечника» не ждут правильных ответов. Даже если они прозвучат, это будет объяснено случайностью, незамеченным спи­сыванием, подсказкой. «Троечнику» по инерции по­ставят тройку, даже если прогресс в освоении учебного предмета неоспорим, а вот «отличника» легко развра­тить инерционным прощением невыученного урока и прочими поблажками.

Очень плохо, когда сами дети сживаются с пришедшим извне образом. Навешивание ярлыков ведет к появле­нию «синдрома отличника» или к стремлению поддер­живать имидж хулигана как единственно возможному для ребенка способу выражения несогласия с оценкой собственной учебной несостоятельности и т.п. Учительские симпатии и антипатии отравляют детскую жизнь также вследствие «эмоционально-эстетического стереотипного восприятия». Подсознательно симпатич­ный нам ребенок (отвечающий индивидуальным эта­лонам физической красоты, обаяния, культуры) аван­сируется учительским расположением, которого лиша­ется его антипод. Налицо неравная ситуация комфорт­ности детей в образовательном процессе, организуемся конкретным учителем.

Как преодолеть подобного рода ошибки? Прежде всего, следует общаться с детьми не только в ситуации урока, что позволит учителю «открыть» неизвестные ему досто­инства и недостатки ребенка. Кроме этого, формировать в себе такое качество, как умение принимать детей таки­ми, какие они есть, признавать за ними право на их уни­кальность, формировать толерантность (терпимость) к их индивидуальности, постоянно контролировать себя на предмет проявления симпатий и антипатий к ребенку.

г) Ошибки проецирующего восприятия.

Людям свойственно наделять других собственными до­стоинствами и недостатками. Учителям необходимо по­мнить, что проекции — всегда только их проекции, а не истинный образ ребенка. Педагог должен быть умелым исследователем детского мира, знающим об опас­ности проецирующего восприятия. Предупредить данную ошибку можно следующим об­разом (до конца избежать ее практически невозмож­но) — формировать нравственную культуру педагога. Если личность учителя отвечает высоким требованиям нравственности и профессионализма, то приписыва­ние даже не свойственных ребенку позитивных прояв­лений может иметь положительный эффект; если про­ецируются несвойственные ему негативные проявле­ния, то может возникнуть эффект сбывающегося про­рочества.


Чем чаще педагог контактирует с ребенком, тем боль­ше он накапливает информации о нем, о его личност­ном своеобразии, тем меньше опасность впасть в ошиб­ку проецирующего восприятия.

д) Ошибка инерционного восприятия как результат избы­точной информации. Тесные контакты с учеником при­тупляют критичность восприятия, что ведет к предвзя­тости и несправедливости со стороны учителя. Как из­бежать этой ошибки? Метод компетентных судей по­может вам в этом, как, впрочем, и другие методы психолого-педагогической диагностики личности.

И, наконец.

е) Ошибки инфантильного восприятия, являющиеся следстви­ем нравственной незрелости, низкой педагогической культуры учителя. Инфантильное восприятие — вариант «психологической защиты» профессионально несостоя­тельных учителей. Проявляется эта ошибка в обвинении в своих просчетах не себя, а своих учеников. Дети вос­принимаются таким педагогом как угроза собственному благополучию: дерзкие и непослушные, заносчивые, стремящиеся подорвать его авторитет и т.д. Неважно, чем - тем, что они демонстрируют более глубокие знания, чем у учителя, или проявляют незнание предмета, яко­бы доказывая некометентность преподавателя. Иными словами, «врагами» педагога могут стать как «знайки», так и «незнайки», как «зазнайки», так и «серые мышки». А с врагами принято воевать. И учитель открывает «во­енные действия»: придирки, унижения, обиды и жало­бы родителям и администрации, стремление избавиться от самых «беспокойных», перевести в другой класс, а лучше — в другую школу и т.п.

Полагаем, что если учитель заметил в себе отношение к детям как к угрозе собственному профессиональному благополучию, или это заметили другие, есть смысл при­нять решение об уходе из педагогической профессии (если попытки повысить собственную самооценку не за счет унижения детей быстрых результатов не дают).

К коммуникативным ошибкам общения относятся и со­здание коммуникативных барьеров, препятствий для ком­фортного и продуктивного общения учителя с учениками (нарушение комфортной дистанции общения — чрезмер­ное удаление от ученика или приближение к нему, физи­ческие барьеры, воздвигаемые между учителем и клас­сом, — учитель отгораживается учительским столом, «пря­чется» за ним как правило из-за боязни класса, из-за бояз­ни допустить фактическую ошибку, оторвавшись от конс­пекта урока и т.п.), демонстрация своего превосходства пе­ред детьми, запугивание (например, фразой: «До экзамена осталось мало времени, с вашими знаниями не представ­ляю, как вы их сдадите»), заигрывание с классом, паниб­ратство с учащимися, чрезмерная строгость и пр.