Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1258
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
♦ анализировать и вести себя в ситуациях, в которых учитель, с точки зрения детей (и требований педагогического такта), должен быть деликатным: детская дружба и любовь; требования признания в проступке, выдачи зачинщика; общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести;
♦ знать ошибки, которые взрослые должны прощать детям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность);
♦ знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает ребенка;
♦ владеть искусством внушения, используя при этом следующий «инструментарий» (методы, формы, средства и приемы воспитания): сердитый взгляд, похвалу, выговор, изменение интонации, шутку, совет, дружескую просьбу, поцелуй, сказку в награду, выразительный жест и т.п.);
♦ уметь угадывать и предупреждать детские поступки (качество развитой интуиции);
♦ уметь сочувствовать (качество развитой эмпатии). (Перечень предложен Я. Корчаком и развит В.А. Сухомлинским).
Правовая культура педагога должна, без сомнения, согласовываться с общей правовой культурой любого активного и сознательного гражданина и включать в себя:
♦ сформированность правового кругозора, дающего возможность судить о правовом аспекте происходящих в обществе экономических, социально-политических и культурных процессов, об общем направлении и состояния идущей в стране правовой реформы;
♦ потребность и способность грамотно определять смысл конкретного правового документа, его предназначение при самостоятельном приобретении необходимых данных (как правило, из средств массовой информации);
♦ потребность и способность составить собственное мнение о правомерности или неправомерности конкретных действий государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц и пр., логично и корректно отстаивать это мнение перед собеседником;
♦ понимание необходимости строгого соблюдения законности как для любого гражданина или организации, так и для себя лично;
♦ осознание незыблемой и непреходящей ценности свободы личности, ее прав, чести и достоинства;
♦ потребность постоянного совершенствования собственной правовой осведомленности и способности применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.
Культурный в правовом аспекте учитель должен также знать вопросы регламентации и защиты прав, обязанностей и ответственности учителя и учащегося. Эти права и обязанности основных участников отношений, связанные с жизнью школы, переплетены и взаимосвязаны с другими правами и обязанностями, лежащими в огромном правовом поле отраслевого законодательства и подзаконных актов.
Педагог, являясь не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта, обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся, находящихся в правовом поле образовательного учреждения. В этой связи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из приоритетных требований к уровню его профессиональной компетентности и культуры.
3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
Технологический компонент педагогической культуры раскрывает ее деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культуру общения, в том числе и речевого, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и. т.д.
Этот компонент педагогической культуры характеризуется осознанностью необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залога успешности педагогической деятельности и предупреждения вероятных ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных путей и способов развития этих способностей. Культура педагогической деятельности обретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
К элементам деятельностной культуры педагога можно отнести:
♦ знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
♦ педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);
♦ педагогическую технику;
♦ педагогическую саморегуляцию.
Формирование у студентов педвуза деятельностной культуры предполагает ознакомление их с физиологическими и гигиеническими основами трудовой деятельности: с сущностью разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, с современными теориями утомления и факторами, приводящими к утомлению и переутомлению, с простейшими приемами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приемов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Особое внимание необходимо обращать на создание педагогом безопасных и гигиенически целесообразных условий для обучения и воспитания детей, знание допустимых норм освещения, температуры, шума и т.д.
Немаловажно для учителя овладеть культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знать, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съемку процессов; как оформлять записи на доске и т.д.
Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество; в овладении безопасными приемами труда; в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии; в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.
Очень важную роль в формировании культуры педагога играют обстановка, среда, в которой проводится процесс обучения и воспитания, и отношение педагогического коллектива к тем аспектам деятельности, которые составляют основу культуры труда. У будущих учителей необходимо выработать такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без сменной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некрасивую вещь. Вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ будущих педагогов (рефератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклям, учебно-исследовательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.
Как справедливо отмечал А.К.Гастев, культура труда — «это не "начитанность", а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем». Поэтому большое значение в обучении и воспитании студентов педвуза имеет формирование у них умений и навыков самоорганизации, которое может осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, нужно постоянное организационное совершенствование; творческий поиск путей более эффективной учебной работы. «Количество пота, выделенного при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда». Необходимо, чтобы учитель знал, как с наименьшими затратами можно добиваться выполнения большого объема работы, повышая качество труда.
Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое: диапозитивы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, технические средства обучения, учебники для детей, что позволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучающих средств. Учитель должен знать, как изготовить карточки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием дидактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.
Во-вторых, необходимо умение тщательно продумывать каждое дело, за которое берешься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его высокой трудовой культуры, мастерства.
В-третьих, нужно стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в финансах.
Культура самоорганизации немыслима без практического овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей волей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцели сложных задач, эмоциональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.
Кроме того, мастеру педагогического труда нужно уметь читать по выражению лица ребенка о его переживаниях, о его отношении к тому или иному явлению. С другой стороны, квалифицированный педагог должен владеть своим голосом, мимикой, настроением. Подобно актеру, он должен таким образом «играть на публику», чтобы ни один ученик не испытал на себе перепады настроения педагога, обусловленные внешними по отношению к школе обстоятельствами. Педагог должен владеть искусством игры и еще потому, что играя с ребенком почти на равных, он вовлекает его в позитивную деятельность, которая закономерно развивает ребенка в физическом, познавательном, эмоциональном и др. направлениях.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение.
Культура общения педагога проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Педагогическое общение — крайне сложная функция деятельности учителя так как представляет собой целенаправленное общение взрослого с ребенком. «А детство, — пишет В.А. Сухомлинский, — детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью».
Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивно-зависимые и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением.
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: проактивный, реактивный и сверхактивный.
Первый (проактивный) инициативен в организации общения (и группового, и парного) в классе. Он четко выстраивает индивидуальные контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способствует достижению цели.
Второй тип учителя реактивный, тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен «стихии общения». Различие в его установках на отдельных учеников — не различие в его стратегии, а различие в поведении самих школьников. Другими словами, не он сам, а школьники определяют характер его общения с классом. Для него характерны неконкретная постановка цели и откровенно приспособленческое поведение.