Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 909

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



♦ анализировать и вести себя в ситуациях, в которых учи­тель, с точки зрения детей (и требований педагогичес­кого такта), должен быть деликатным: детская дружба и любовь; требования признания в проступке, выдачи зачинщика; общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести;

♦ знать ошибки, которые взрослые должны прощать де­тям (шутки, проказы, насмешки, подвохи, детская ложь, неискренность);

♦ знать мотивы ситуаций, в которых учитель наказывает ребенка;

♦ владеть искусством внушения, используя при этом следу­ющий «инструментарий» (методы, формы, средства и приемы воспитания): сердитый взгляд, похвалу, выго­вор, изменение интонации, шутку, совет, дружескую просьбу, поцелуй, сказку в награду, выразительный жест и т.п.);

♦ уметь угадывать и предупреждать детские поступки (ка­чество развитой интуиции);

♦ уметь сочувствовать (качество развитой эмпатии). (Перечень предложен Я. Корчаком и развит В.А. Сухомлинским).

Правовая культура педагога должна, без сомнения, со­гласовываться с общей правовой культурой любого ак­тивного и сознательного гражданина и включать в себя:

♦ сформированность правового кругозора, дающего воз­можность судить о правовом аспекте происходящих в обществе экономических, социально-политических и культурных процессов, об общем направлении и со­стояния идущей в стране правовой реформы;

♦ потребность и способность грамотно определять смысл конкретного правового документа, его предназначение при самостоятельном приобретении необходимых дан­ных (как правило, из средств массовой информации);

♦ потребность и способность составить собственное мне­ние о правомерности или неправомерности конкрет­ных действий государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц и пр., логично и коррект­но отстаивать это мнение перед собеседником;

♦ понимание необходимости строгого соблюдения закон­ности как для любого гражданина или организации, так и для себя лично;

♦ осознание незыблемой и непреходящей ценности сво­боды личности, ее прав, чести и достоинства;

♦ потребность постоянного совершенствования собствен­ной правовой осведомленности и способности приме­нять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.


Культурный в правовом аспекте учитель должен также знать вопросы регламентации и защиты прав, обязанностей и ответственности учителя и учащегося. Эти права и обязан­ности основных участников отношений, связанные с жиз­нью школы, переплетены и взаимосвязаны с другими пра­вами и обязанностями, лежащими в огромном правовом поле отраслевого законодательства и подзаконных актов.

Педагог, являясь не только носителем, но и трансля­тором позитивного социального опыта, обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся, находящихся в правовом поле образовательного учреждения. В этой свя­зи знание педагогом законодательной базы современного российского образования является одним из приоритет­ных требований к уровню его профессиональной компе­тентности и культуры.

3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры


Технологический компонент педагогической культуры раскрывает ее деятельностный компонент, способы и при­емы взаимодействия участников образовательного процес­са, культуру общения, в том числе и речевого, использо­вание педагогической техники, информационных и обра­зовательных технологий и. т.д.

Этот компонент педагогической культуры характеризу­ется осознанностью необходимости развития всего спект­ра собственных педагогических способностей, как залога успешности педагогической деятельности и предупрежде­ния вероятных ошибок, а также осмысленностью наибо­лее рациональных путей и способов развития этих способ­ностей. Культура педагогической деятельности обретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специ­альных, психолого-педагогических, социально-гуманитар­ных наук и передового опыта.

К элементам деятельностной культуры педагога можно отнести:

♦ знания и умения по содержанию, методике и органи­зации учебно-воспитательной работы;

♦ педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экс­прессивные, организаторские);

♦ педагогическую технику;

♦ педагогическую саморегуляцию.

Формирование у студентов педвуза деятельностной куль­туры предполагает ознакомление их с физиологическими и гигиеническими основами трудовой деятельности: с сущностью разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, с современными теориями утомле­ния и факторами, приводящими к утомлению и переутом­лению, с простейшими приемами предупреждения утомле­ния и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приемов релаксации, эмоциональной раз­грузки, физических упражнений). Особое внимание необ­ходимо обращать на создание педагогом безопасных и ги­гиенически целесообразных условий для обучения и вос­питания детей, знание допустимых норм освещения, тем­пературы, шума и т.д.



Немаловажно для учителя овладеть культурой демон­стрирования наглядных пособий, приборов и установок: знать, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обо­зрения; как использовать различные подставки, прибо­ры для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съемку процессов; как оформлять записи на доске и т.д.

Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество; в овла­дении безопасными приемами труда; в способности воп­лощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии; в аккуратности выпол­ненного изделия; в художественной грамотности испол­нения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.

Очень важную роль в формировании культуры педагога играют обстановка, среда, в которой проводится процесс обучения и воспитания, и отношение педагогического коллектива к тем аспектам деятельности, которые состав­ляют основу культуры труда. У будущих учителей необхо­димо выработать такой менталитет, при котором счита­лось бы неприличным ходить без сменной обуви, выстав­лять на всеобщее обозрение некрасивую вещь. Вся образо­вательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание худо­жественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ будущих педагогов (рефератов, докладов, нагляд­ных пособий, аксессуаров к спектаклям, учебно-иссле­довательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, ак­куратность, оригинальность оформления.

Как справедливо отмечал А.К.Гастев, культура труда — «это не "начитанность", а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем». Поэтому большое значение в обучении и воспитании студентов педвуза имеет форми­рование у них умений и навыков самоорганизации, которое может осуществляться по нескольким направлениям.

Во-первых, нужно постоянное организационное совер­шенствование; творческий поиск путей более эффектив­ной учебной работы. «Количество пота, выделенного при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда». Необходимо, что­бы учитель знал, как с наименьшими затратами можно добиваться выполнения большого объема работы, повы­шая качество труда.


Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое: диапозити­вы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, техни­ческие средства обучения, учебники для детей, что по­зволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучаю­щих средств. Учитель должен знать, как изготовить кар­точки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием ди­дактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.

Во-вторых, необходимо умение тщательно продумы­вать каждое дело, за которое берешься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его вы­сокой трудовой культуры, мастерства.

В-третьих, нужно стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в фи­нансах.

Культура самоорганизации немыслима без практичес­кого овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей во­лей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самопри­каз, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцели сложных задач, эмо­циональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.

Кроме того, мастеру педагогического труда нужно уметь читать по выражению лица ребенка о его переживаниях, о его отношении к тому или иному явлению. С другой стороны, квалифицированный педагог должен владеть своим голосом, мимикой, настроением. Подобно актеру, он должен таким образом «играть на публику», чтобы ни один ученик не испытал на себе перепады настроения педагога, обусловленные внешними по отношению к школе обстоятельствами. Педагог должен владеть искус­ством игры и еще потому, что играя с ребенком почти на равных, он вовлекает его в позитивную деятельность, которая закономерно развивает ребенка в физическом, познавательном, эмоциональном и др. направлениях.


Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно «молодое» словосочетание: пе­дагогическое общение.

Культура общения педагога проявляется в умении слу­шать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и пра­вильно интерпретировать реакцию людей, умение прояв­лять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Педагогическое общение — крайне сложная функция деятельности учителя так как пред­ставляет собой целенаправленное общение взрослого с ре­бенком. «А детство, — пишет В.А. Сухомлинский, — дет­ский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человече­ском достоинстве, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью».

Большое внимание проблемам педагогического обще­ния уделяют современные американские педагоги. В вы­шедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъ­ективного» общения учителя, проявляющиеся в избира­тельном отношении к ученикам. Например, установле­но, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызы­вающим у них симпатии. Безразличные им ученики ока­зываются обойденными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплини­рованным, исполнительным ученикам. Пассивно-зависи­мые и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользу­ются учительским расположением.

В зависимости от стиля педагогического общения вы­делены три типа учителей: проактивный, реактивный и сверхактивный.

Первый (проактивный) инициативен в организации об­щения (и группового, и парного) в классе. Он четко вы­страивает индивидуальные контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способ­ствует достижению цели.

Второй тип учителя реактивный, тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен «стихии обще­ния». Различие в его установках на отдельных учеников — не различие в его стратегии, а различие в поведении са­мих школьников. Другими словами, не он сам, а школь­ники определяют характер его общения с классом. Для него характерны неконкретная постановка цели и откро­венно приспособленческое поведение.