Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 906

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 2



ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧИТЕЛЬ

7-14 разряды.

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему ос­воению профессиональных образовательных программ. Исполь­зует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реа­лизует образовательные программы. Обеспечивает уровень под­готовки обучающихся, соответствующий требованиям государ­ственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в разви­тии с учетом специфики преподаваемого предмета. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Рос­сийской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ре­бенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объе­динений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет пра­вила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопо­жарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обуча­ющихся в период образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения пе­дагогических, научно-методических и организационно-управлен­ческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспи­тательной работы; программы и учебники; требования к осна­щению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных поме­щений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права; основы научной организа­ции труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.


Требования к квалификации по разрядам оплаты:

7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогиче­ской работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до'10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 5 лет (для учителя специального - коррекционного - об­разовательного учреждения);

12 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 10 лет (для учителя специального - коррекционного-образовательного учреждения) либо II квалификационная кате­гория;

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

7-14 разряды.

Должностные обязанности. Проводит обучение обучающих­ся в соответствии с требованиями государственных образова­тельных стандартов. Организует и контролирует их самостоя­тельную работу. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические техноло­гии. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности. Участвует в разработке образова­тельных программ, несет ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников. Соблю­дает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий. Обеспе­чивает выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе. Проводит воспитательную работу. Повышает свою профессиональную квалификацию.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; содержание и прин­ципы организации обучения по преподаваемому предмету; ос­новные технологические процессы и приемы работы по профи­лю специальности; основы экономики, организации производ­ства и управления; педагогику, физиологию, психологию и ме­тодику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; основы трудово­го законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.



Требования к квалификации по разрядам оплаты:

7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее музыкаль­ное образование и стаж педагогической работы свыше 5 лет (для преподавателей музыкальных дисциплин);

12 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или высшее музыкальное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет (для преподавателей музыкальных дисциплин) либо II квалификаци­онная категория;

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ЛОГОПЕД

8—14 разряды.

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направ­ленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспи­танников), определяет структуру и степень выраженности име­ющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с уче­том психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправле­нию отклонений в развитии, восстановлению нарушенных фун­кций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки, консультирует педагогических работ­ников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специ­альных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, соци­ализации. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.


Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), со­держащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической ра­боты. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяю­щими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники бе­зопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного про­цесса.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и спе­циальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предуп­реждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; про­граммно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд - высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13 разряд -1 квалификационная категория либо высшее про­фессиональное образование и стаж работы в психолого-меди­ко-педагогической консультации не менее 5 лет (для работаю­щих в этих учреждениях);

299

14 разряд - высшая квалификационная категория либо выс­шее профессиональное образование и стаж работы в психоло­го-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР


(основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)

8-14 разряды.

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ бе­зопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки. Спо­собствует формированию общей культуры личности. Использу­ет разнообразные формы, приемы, методы и средства обуче­ния. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия, прикладную физичес­кую подготовку (в объеме 9 часов в неделю; 360 часов в год). Участвует в планировании и проведении мероприятий по охра­не труда, жизни и здоровья обучающихся и работников учреж­дения. Взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возрастов для приписки их к воен­коматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Ведет учет военнообязанных в учреждении и представляет соответствую­щие отчеты в военкоматы. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) учреждения. Организует занятия по ГО с работни­ками учреждения. Готовит и проводит командно-штабные, так­тико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования учреждения при возникнове­нии различных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает содер­жание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Проводит прак­тические занятия и тренировки по действиям обучающихся, и работников учреждения в экстремальных ситуациях. Обе­спечивает создание и совершенствование учебно-материаль­ной базы, соблюдение обучающимися правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедея­тельности и допризывной подготовки, отвечает за сохраннность имущества ГО.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти по вопросам об­разования, ГО и обеспечения функционирования учреждения в чрезвычайных ситуациях; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии; теорию и методику основ безопасности жизнедеятельности