Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1307

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Общая характеристика понятия «деятельность». Сущность и специфика педагогической деятельности. Мотивация, цель, со­держание, виды и функции педагогической деятельности. Сти­ли педагогической деятельности. Профессиональная компетент­ность и умения педагога. Профессиональные ошибки в деятель­ности педагога.

Вопросы и задания для самообразования

1. Каковы цели и сущность педагогической деятельности?

2. Дайте характеристику основных видов педагогической деятельности.

3. Какова структура педагогической деятельности?

4. Проведите ретроспективный анализ педагогических фак­торов вашей школьной жизни.
Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь

Базовые понятия темы: общая (базовая) культура, педа­гогическая культура, компоненты педагогической культуры.

Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры: аксиологический, техно­логический, эвристический, личностный. Значимость культуро­логической подготовки будущих педагогов.

Вопросы и задания для самообразования

1. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.

2. Раскройте содержание понятия «педагогическая культу­ра».

3. Какие пути формирования профессиональной педагоги­ческой культуры вам известны?
Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога

Базовые понятия темы: система педагогического обра­зования России, государственный стандарт высшего педаго­гического образования, профессиональное самовоспитание пе­дагога, методы профессионального самовоспитания, задачи профессионального самовоспитания, профессиональное ста­новление, профессиональное развитие педагога, самообразо­вание педагога, квалификационная характеристика педагога.

Система непрерывного педагогического образования. Осно­вы профессиональной ориентации на педагогическую профес­сию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное са­мовоспитание и самообразование педагога.

Вопросы и задания для самообразования

1. Каковы задачи и содержание профессионального само­воспитания педагога?


2. Охарактеризуйте движущие силы процесса профессио­нального самовоспитания.

3. Каковы средства и методы профессионального самовос­питания?

4. Сформулируйте собственные задачи профессионально­го самовоспитания на данном этапе вузовского обучения и обо­снуйте их.
Тема 5. Разработка студентами авторских программ про­фессионально-педагогического становления и развития

Базовые понятия темы: индивидуальные образователь­но-профессиональные программы, авторская программа про­фессионального становления и развития будущего педагога, педагогическая карьера.

Индивидуальные образовательно-профессиональные про­граммы. Их виды и назначение. Педагогическая карьера. Ав­торская программа как средство профессионально педагогического становления и развития студентов. Источники и техноло­гия разработки авторских программ профессионального станов­ления и развития будущего педагога. . Вопросы и задания для самообразования

1. Чем обусловлена необходимость разработки индивиду­альных образовательных программ?

2. Охарактеризуйте типы, виды и назначение индивидуаль­ных образовательно-профессиональных программ.

3. Каково назначение авторской программы профессиональ­но-педагогического становления и развития будущего педагога?

4. Опишите основные этапы вашей деятельности по разра­ботке авторской программы.

5. Разработайте свой вариант структуры и состав источни­ков программы собственного профессионального становления и развития.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Педагогическая деятельность и ее специфика

Цель: проверить уровень усвоения учебной информации по теме и результаты самостоятельной работы студентов с инфор­мацией об опыте педагогической деятельности педагогов про­шлого и современности.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Педагогическая деятельность: формы, характеристика, содержание.

2. Основные виды педагогической деятельности.

3. Мотивация педагогической деятельности.

4. Профессионально обусловленные требования к специа­листу как субъекту педагогической деятельности.



5. Обсуждение результатов самостоятельной работы студен­тов по анализу учебной информации об опыте педагогической деятельности учителей прошлого и современности.
Занятие 2. Личность педагога и его профессионально зна­чимые качества

Цель: проверить степень сформированности у студентов представлений о базовых понятиях данной темы, сформировать потребность в развитии профессионально значимых качеств их личности.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте содержание понятия «профессионально зна­чимые качества личности учителя».

2. Охарактеризуйте подходы различных ученых к классифи­кации профессионально значимых качеств личности педагога.

3. Обсуждение результатов самодиагностики профессио­нально значимых качеств личности студентов.

4. Обсуждение вариантов профессионально-педагогических позиций будущих педагогов.
Занятие 3. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога

Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.

Вопросы для обсуждения

1. Необходимость культурологической составляющей в под­готовке педагога.

2. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.

3. Компоненты педагогической культуры.
Занятие 4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Цель: сформировать потребность и первичные умения не­прерывного профессионально-педагогического саморазвития студентов.

Вопросы для обсуждения

1. Мотивы выбора педагогической профессии.

2. Система непрерывного педагогического образования.

3. Содержание высшего педагогического образования.

4. Профессиональная компетентность педагога.

5. Профессиональное самовоспитание.

6. Этапы профессионально-личностного становления и раз­вития педагога.
Занятие 5. Защита студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития

Цель: способствовать формированию у студентов мотива­ции на непрерывное профессиональное самосовершенствова­ние.

Вопросы для обсуждения


1. Регламент защиты авторской программы.

2. Выделение и инструктаж оппонентов.

3. Процедура защиты. Оценка с мотивировкой.

4. Подведение итогов изучения курса «Введение в педаго­гическую деятельность».

5. Инструкции по использованию авторских программ профессионального становления в период обучения в вузе и развития в дальнейшей профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.

3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. — М.,1994.

4. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

5. Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985.

6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. -Ростов-н/Д, 1997.

8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

9. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

10. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1991.

11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.

12. Маркова А.К. Психология труда учителя. Кн. для учителя. — М., 1993.

13. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2002.

14. Педагогический поиск. Сост. И.И.Баженова. - М., 1990.

15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студен­тов педагогических вузов. В 2 кн. - М., 1999.

16. Профессиональная культура учителя. Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.

17. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. — М., 2000.

18. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

19. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М., 1995.

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педа­гогика. М, 1998.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.А.Сластенина. В 2 ч. - М., 2002.

22. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А.Мижериков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004.

25. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

26. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.

27. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. - М., 1998.

Контрольные вопросы к зачету

1. Охарактеризуйте содержание педагогической профессии в раз­личные исторические периоды.

2. Какие изменения происходят в подготовке педагогических кадров в настоящий период?

3. В чем специфика труда сельского педагога?

4. Охарактеризуйте особенности вузовского этапа профессио­нального становления педагога.

5. Каковы структура, методы, формы вузовской учебно-позна­вательной деятельности?

6. Каковы задачи и содержание профессионального самовос­питания?

7. Охарактеризуйте средства и методы профессионального са­мовоспитания.

8. Охарактеризуйте типы, виды и назначение индивидуальных профессионально-образовательных программ.

9. Охарактеризуйте содержание модернизации российского пе­дагогического образования.

10. Раскройте содержание понятий «гуманистическая природа педагогической деятельности» и «гуманистическая направ­ленность личности педагога».

11. Прокомментируйте основные права и обязанности участни­ков образовательного процесса.

14. Каковы профессионально значимые качества личности пе­дагога?

15. Каковы цели и сущность педагогической деятельности педа­гога?

16. Какова структура педагогической деятельности?

17. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.

18. Каково содержание теоретической и практической готовнос­ти к практической педагогической деятельности?