Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1307
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Общая характеристика понятия «деятельность». Сущность и специфика педагогической деятельности. Мотивация, цель, содержание, виды и функции педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Профессиональная компетентность и умения педагога. Профессиональные ошибки в деятельности педагога.
Вопросы и задания для самообразования
1. Каковы цели и сущность педагогической деятельности?
2. Дайте характеристику основных видов педагогической деятельности.
3. Какова структура педагогической деятельности?
4. Проведите ретроспективный анализ педагогических факторов вашей школьной жизни.
Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
Базовые понятия темы: общая (базовая) культура, педагогическая культура, компоненты педагогической культуры.
Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, эвристический, личностный. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов.
Вопросы и задания для самообразования
1. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.
2. Раскройте содержание понятия «педагогическая культура».
3. Какие пути формирования профессиональной педагогической культуры вам известны?
Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
Базовые понятия темы: система педагогического образования России, государственный стандарт высшего педагогического образования, профессиональное самовоспитание педагога, методы профессионального самовоспитания, задачи профессионального самовоспитания, профессиональное становление, профессиональное развитие педагога, самообразование педагога, квалификационная характеристика педагога.
Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.
Вопросы и задания для самообразования
1. Каковы задачи и содержание профессионального самовоспитания педагога?
2. Охарактеризуйте движущие силы процесса профессионального самовоспитания.
3. Каковы средства и методы профессионального самовоспитания?
4. Сформулируйте собственные задачи профессионального самовоспитания на данном этапе вузовского обучения и обоснуйте их.
Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
Базовые понятия темы: индивидуальные образовательно-профессиональные программы, авторская программа профессионального становления и развития будущего педагога, педагогическая карьера.
Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Их виды и назначение. Педагогическая карьера. Авторская программа как средство профессионально педагогического становления и развития студентов. Источники и технология разработки авторских программ профессионального становления и развития будущего педагога. . Вопросы и задания для самообразования
1. Чем обусловлена необходимость разработки индивидуальных образовательных программ?
2. Охарактеризуйте типы, виды и назначение индивидуальных образовательно-профессиональных программ.
3. Каково назначение авторской программы профессионально-педагогического становления и развития будущего педагога?
4. Опишите основные этапы вашей деятельности по разработке авторской программы.
5. Разработайте свой вариант структуры и состав источников программы собственного профессионального становления и развития.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Педагогическая деятельность и ее специфика
Цель: проверить уровень усвоения учебной информации по теме и результаты самостоятельной работы студентов с информацией об опыте педагогической деятельности педагогов прошлого и современности.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Педагогическая деятельность: формы, характеристика, содержание.
2. Основные виды педагогической деятельности.
3. Мотивация педагогической деятельности.
4. Профессионально обусловленные требования к специалисту как субъекту педагогической деятельности.
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы студентов по анализу учебной информации об опыте педагогической деятельности учителей прошлого и современности.
Занятие 2. Личность педагога и его профессионально значимые качества
Цель: проверить степень сформированности у студентов представлений о базовых понятиях данной темы, сформировать потребность в развитии профессионально значимых качеств их личности.
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятия «профессионально значимые качества личности учителя».
2. Охарактеризуйте подходы различных ученых к классификации профессионально значимых качеств личности педагога.
3. Обсуждение результатов самодиагностики профессионально значимых качеств личности студентов.
4. Обсуждение вариантов профессионально-педагогических позиций будущих педагогов.
Занятие 3. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога
Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога.
Вопросы для обсуждения
1. Необходимость культурологической составляющей в подготовке педагога.
2. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.
3. Компоненты педагогической культуры.
Занятие 4. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Цель: сформировать потребность и первичные умения непрерывного профессионально-педагогического саморазвития студентов.
Вопросы для обсуждения
1. Мотивы выбора педагогической профессии.
2. Система непрерывного педагогического образования.
3. Содержание высшего педагогического образования.
4. Профессиональная компетентность педагога.
5. Профессиональное самовоспитание.
6. Этапы профессионально-личностного становления и развития педагога.
Занятие 5. Защита студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
Цель: способствовать формированию у студентов мотивации на непрерывное профессиональное самосовершенствование.
Вопросы для обсуждения
1. Регламент защиты авторской программы.
2. Выделение и инструктаж оппонентов.
3. Процедура защиты. Оценка с мотивировкой.
4. Подведение итогов изучения курса «Введение в педагогическую деятельность».
5. Инструкции по использованию авторских программ профессионального становления в период обучения в вузе и развития в дальнейшей профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.
3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. — М.,1994.
4. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.
5. Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. -Ростов-н/Д, 1997.
8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
9. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
10. Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1991.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
12. Маркова А.К. Психология труда учителя. Кн. для учителя. — М., 1993.
13. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 2002.
14. Педагогический поиск. Сост. И.И.Баженова. - М., 1990.
15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. - М., 1999.
16. Профессиональная культура учителя. Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
17. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. — М., 2000.
18. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
19. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М., 1995.
20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М, 1998.
21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.А.Сластенина. В 2 ч. - М., 2002.
22. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А.Мижериков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004.
25. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
26. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.
27. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. - М., 1998.
Контрольные вопросы к зачету
1. Охарактеризуйте содержание педагогической профессии в различные исторические периоды.
2. Какие изменения происходят в подготовке педагогических кадров в настоящий период?
3. В чем специфика труда сельского педагога?
4. Охарактеризуйте особенности вузовского этапа профессионального становления педагога.
5. Каковы структура, методы, формы вузовской учебно-познавательной деятельности?
6. Каковы задачи и содержание профессионального самовоспитания?
7. Охарактеризуйте средства и методы профессионального самовоспитания.
8. Охарактеризуйте типы, виды и назначение индивидуальных профессионально-образовательных программ.
9. Охарактеризуйте содержание модернизации российского педагогического образования.
10. Раскройте содержание понятий «гуманистическая природа педагогической деятельности» и «гуманистическая направленность личности педагога».
11. Прокомментируйте основные права и обязанности участников образовательного процесса.
14. Каковы профессионально значимые качества личности педагога?
15. Каковы цели и сущность педагогической деятельности педагога?
16. Какова структура педагогической деятельности?
17. Раскройте взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры педагога.
18. Каково содержание теоретической и практической готовности к практической педагогической деятельности?