Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1315
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) трудовой, социально-организаторской и креативной деятельности. В этот потенциал входит и уровень творческой инициативы, который проявляет личность при решении стоящих перед ней задач.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой, формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей, которые принимает личность в окружающей среде.
Художественный (эстетический) потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
В контексте рассмотрения личности педагога как субъекта профессиональной деятельности уместно воспользоваться трактовкой личности, предложенной К.К. Платоновым, который рассматривает личность как сложную структуру, состоящую из четырех иерархически расположенных подструктур.
Нижний уровень, четвертый, — в основном биологически обусловленная подструктура личности, включающая темперамент, возрастные, половые свойства.
В третью подструктуру входят индивидуальные особенности психических процессов (как форм отражения), которые социально формируются путем упражнения на основе биологических задатков.
Вторая подструктура — это опыт, т.е. знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в ходе обучения.
И, наконец, высший, первый, уровень — направленность как социально обусловленная подструктура, формируемая посредством воспитания.
Таким образом, направленность личности закономерно выступает как ее системообразующий компонент. Т.е. это - система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека, включающая различные свойства, систему взаимодействующих потребностей (потребность - испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития). Будучи осознанными, потребности проявляются в форме ведущих мотивов поведения, в то время как другие мотивы выполняют опорную роль. Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие или поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе ясный отчет в этом. В разных случаях человек руководствуется разными мотивами (например, сознанием общественного долга или личными интересами). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть ведущие мотивы, которые и определяют основную направленность его личности.
Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Вот почему так важно рассмотреть вопрос о направленности личности педагога.
1.3.2. Направленность личности педагога
В процессе профессиональной подготовки на базе ценностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в педагогической направленности личности.
Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществления педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склонности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания включает осознание норм, правил, моделей педагогического поведения, формирование педагогической позиции, осознание и принятие неких профессиональных эталонов и соотнесение себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагогической деятельности, профессионально значимых качеств личности.
Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленности, определяющих характер педагогической деятельности учителя: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.
Высшим уровнем педагогической направленности личности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.
Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.
Мы понимаем позицию педагога как систему тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны,
позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и государство. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осознавая, что он делает, не может объяснить, почему он поступает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.
Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:
♦ информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть
честным);
♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;
♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;
♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,
лести;
♦
вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами (рис. 1).
Каждая из этих позиций, разумеется, может давать положительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности может проявляться по-разному. Педагог может быть ориентирован: на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности - создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической. Гуманистический идеал человека — понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории, представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современные педагогические подходы возвращаются к этим представлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю.
В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.
Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится естественным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.