ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 778
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Из показаний свидетеля Е. И.В. известно, что класс стал возмущаться, что им поставили «двойки», и изложил свои претензии к К.М., которому стало обидно, что из-за него всему классу поставили «двойки», и он обратился к учительнице П. Р.И. с вопросом, почему всему классу поставили «двойки». Она отказалась отвечать. В это время прозвенел звонок, и весь класс стал собираться домой. Учащиеся стали выходить, и К.М. снова обратился к П. с вопросом, почему всем поставили «двойки». П. Р.И. прогнала его. К.М., уходя, назвал ее «дурой». П. Р.И. обиделась и вызвала его родителей. Пришел его отец, П. поговорила с ним. Со слов К. М. он узнал, что отец его сильно ругал за то, что он назвал ее «дурой», и попросил извиниться перед П.
Из показаний свидетеля К. А.В. известно, что класс был возмущен, почему всем ставят «двойки». К.М. сказал: «Почему всем из-за меня ставят «двойки», поставьте мне, а не всему классу». Через некоторое время прозвенел звонок, и все возмущенные вышли из класса, а К.М. при выходе «послал ее и обозвал дурой». П. ему сказала, чтобы он на ее урок без родителей не возвращался. Со слов одноклассников, отец К.М. строго поговорил с ним и заставил извиниться, а что было на встрече родителей К.М. и учительницы, он не знает и не слышал, у К.М. он не интересовался.
Из показаний свидетеля Р. Ю.В. известно, что К.М. она может охарактеризовать средне, находился под влиянием одноклассников Н. и К. Эти ребята влияли на него отрицательно. Случай, который произошел между П. Р.И. и К.М., она не помнит, так как было очень много случаев, когда К.М. конфликтовал с П. Р.И.
(Итак, из текста сухих протоколов и допросов можно сделать однозначный вывод о том, что само по себе уголовное дело яйца выеденного не стоит и непонятно, то ли ударила Р.И. потерпевшего линейкой по лицу, то ли нет. СМЭ отмечает отсутствие телесных повреждений. Все подтверждают только то, что потерпевший действительно послал учительницу более далеко, чем позволяют приличия. Но суть дела не в этом. Выходя за пределы уголовного дела, чего не имеют права совершать эксперты, но могут домысливать авторы книжек и пособий, можно предположить, что своей борьбой за справедливость наша героиня «достала» и директора, и учителей, и учащихся, и милицию. Все ждали удобного случая, чтобы попытаться изгнать ее из своей среды, такой случай не замедлил появиться.)
Соматическое состояние: ниже среднего роста. Правильного, астенического телосложения, пониженного питания. Кожные покровы чистые, на дистальных отделах обоих запястий красно-синюшные кровоподтеки — следы от наручников. Со стороны внутренних органов выраженной органической патологии не выявлено.
Неврологическое состояние: без выраженной очаговой органической патологии центральной нервной системы.
Психическое состояние: сознание не помрачено, правильно называет себя, свой возраст, текущую дату, место пребывания. Знает, что доставлена в психоневрологический диспансер, но считает, что ее доставили для госпитализации. Несколько удивилась, узнав, что привезена на экспертизу. Спрашивает, будет ли отпущена домой или «закроют» надолго. Также с удивлением узнает о действительно имеющемся уголовном деле, необходимости проведения экспертизы. Весьма охотно и многословно отвечает на задаваемые вопросы. Будучи испуганной и встревоженной, в ходе беседы успокоилась и начала последовательно сообщать анамнестические сведения. С осторожностью излагает некоторые события личной жизни, в частности предупреждает, что не хотела бы сообщать некоторые подробности взаимоотношений с мужьями, считая это интимным вопросом для нее. Не сразу сообщает, что имеет дочь, и сообщила это только после заверений, что ей ничего не грозит, но тут же спрашивает, не угрожает ли что-нибудь ее дочери, не привезут ли дочь сюда, как ее.
(Эти высказывания можно было бы считать отрывочными сверхценными идеями персикуторного плана, но для однозначной оценки не хватает фактуры в уголовном деле, а сама подэкспертная эту тему более не развивает.)
Сообщает, что первый конфликт с директором школы произошел, когда от нее потребовали сдать анализы в СЭС, не выплатив отпускные деньги. Деньги не выплачивали из-за незавершенности обходного листа, а анализы она не могла сдать из-за отсутствия денег. Называет это порочным кругом. Не соглашалась с практикой сбора с детей по 50 рублей на ремонт школы и считает это причиной второго конфликта. Рассказывает, что третьим конфликтом явилась ее просьба к лаборантке посидеть на экзамене, так как другие учителя не захотели и не смогли. Директор расценила это как превышение полномочий, хотя это была лаборантка именно по тому предмету, по которому проходил экзамен. Категорически отрицает сам факт пощечины. Сообщает, что, когда происходила беседа с отцом «потерпевшего» и с самим К.М., отец предложил ей дать сыну пощечину, но она отказалась, заявив, что только отец может это делать: «Я всегда знала, что ударить подростка — это подписать себе приговор». Заявляет, что мальчик на следующий день извинился
, и инцидент был исчерпан. Почему через семь месяцев завели уголовное дело по «факту нанесения побоев», она не знает, но может предполагать, что это — инициатива директора школы. Заявляет, что всегда обостренно реагировала на несправедливость, независимо по отношению к кому она проявлялась. Считает, что в советское время было много хорошего и чистого, сейчас же везде, в том числе в школе, появилось много неправильного, учителей заставляют бороться не за знания, а за оценки учеников, часто липовые и незаслуженные, много произвола и бандитизма на улицах. Приводит пример, когда учительницу ее школы убили из-за конфликта с учениками старших классов. Крайнеобеспокоена случившимся с нею, много раз спрашивает совета, стоит ли ей жаловаться на произвол милиции, прокуратуры, которые на глазах всей школы заковали ее в наручники, как убийцу, высмеяли и объявили сумасшедшей.
(Итак, время - плохое. Директор школы и самое образование сейчас - плохие. В милиции произвол, на улицах — бандитизм. Казалось бы, каждый встреченный на улице прохожий повторит то же самое, ибо время перемен находит больше хулителей, чем почитателей. Но, в отличие от нашей героини, встречный прохожий будет держать эти мысли в своей душе, не подчиняя свою жизнь разоблачению безобразий. Подавляющая часть гармоничных личностей вовсе не торопится принять за истину известный постулат К. Маркса: «Счастье — это борьба».)
При этих словах плачет. Себя психически больной не считает и очень обрадовалась сообщению об отсутствии у нее душевного заболевания. Спокойно реагирует на заявление эксперта о наличии особенностей характера, заявляя, что у нее действительно непростой характер. Но тут же спрашивает, неужели из-за этого нужно привозить насильно в психдиспансер. Соглашается с доводами членов комиссии о необходимости время от времени искать компромиссы с директором школы, учениками, что жизнь сложнее схем и принципов. Тут же приводит примеры, когда, понимая это, спокойно реагировала на сложные ситуации в жизни. На примере отношений с потерпевшим сообщает, что сразу после извинений никаких неприятностей в их отношениях больше не было, что она даже преподает сестре этого мальчика и относится к ней очень тепло, так как сестра К.М. отличается в лучшую сторону от брата. В ходе беседы речь обстоятельна, отличалась многословным объяснением своих поступков. Память сохранная. Интеллект выше среднего уровня. Эмоциональные реакции насыщенные, напряженные. Дважды за время беседы начинала плакать, но довольно быстро успокаивалась. В ходе разговора дважды обнаруживала повышенную тревожность, когда речь шла о дочери и своей собственной судьбе в смысле отношений с психиатрической службой.
(Итак, в психическом статусе мы можем отметить склонность к застреванию на конфликтных ситуациях, которые рисуются исключительно в благожелательном для себя свете. Это качество паранойяльных личностей, которое Леонгардт называет «сверхпамятливостью». Сам по себе статус занимает довольно большое место для акта экспертизы, обычно составляемый сухим, отточенным языком, ибо многоречивость и обстоятельность не могли не отразиться в описании психического состояния. Можно цепляться за отдельные высказывания и опасения за жизнь дочери, но как таковых бредовых идей не фиксируется.)
Патопсихологическое обследование. Испытуемая охотно вступает в беседу, подробно рассказывает о сложившейся конфликтной ситуации, отвлекается на несущественные детали, на аффективно значимые темы. Временами заметно волнуется. Себя считает психически здоровой. Характеризует себя: «Эмоциональный человек, не люблю неправду, очень эмоциональная в отношении неправды...» Правонарушение отрицает. Используемые методики: СМИЛ, Сонди - исследование индивидуально-психологических особенностей. Результаты обследования по методикам. При процедуре тестирования испытуемая стремится все отрицать, не задумываясь над содержанием утверждений, а также дает максимально нормативные ответы. При использовании проективного метода теста Сонди отказывается «выбирать» портреты, ссылаясь на то, что она напугана и не знает, как нужно правильно это делать. После неоднократных уговоров согласилась на процедуру тестирования. По данным личностных методик испытуемая выявляет высокий уровень мотивации достижения, активность личностных позиций, стремление производить впечатление на людей, поиски признания своих заслуг, нетерпимость к возражениям, недоверчивость. Таким образом, П. Р.И. обнаруживает выраженную акцентуацию характера мозаичного типа.
Выводы: ответить на вопросы о наличии физиологического аффекта или иного эмоционального состояния у испытуемой в момент совершения инкриминируемого ей деяния не представляется возможным ввиду отрицания подэкспертной самого факта правонарушения. В момент совершения инкриминируемого деяния могла осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и руководить своими действиями.
По данным психологического исследования и оценки психического состояния обнаруживает паранойяльное расстройство личности с преобладанием черт сенситивно-паранойяльного и эпилептоидного спектра, что подтверждается ригидностью, отстаиванием справедливости, стремлением «добиться правды», повышенной конфликтностью, «сверхпамятливостью» в сочетании с обидчивостью, уязвленностью, плаксивостью. В то же время имеющиеся проявления паранойяльной личности не достигают степени выраженных бредовых идей, сверхценных по механизму их образования, переживания всегда носят конкретный, предметный характер, связаны с реальными психогенными ситуациями. В течение многих лет испытуемая оставалась трудоспособной и социально адаптированной, работала много лет педагогом, растила дочь. В принудительных мерах медицинского характера не нуждалась. Как нам называть те эпизоды из ее жизненной судьбы, когда она попадала в поле зрения и исследования психиатров? Всегда ли мы обнаруживали поводы для возникновения ее протестных реакций. Если верить в предоставляемые ею сведения, каждый эпизод борьбы с несправедливостью в нашей жизни провоцировался тем или иным реальным событием, и это есть та «почва», которая порождает сверхценные идеи. Поскольку все конфликтные ситуации, включая и эпизоды уголовного дела, находятся в плоскости ее структуры личности, ничего нового не добавляя, их нужно именовать декомпенсациями основной структуры личности — декомпенсациями паранойяльного расстройства личности.