ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 719
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
История психиатрии. Вклад в развитие
Введение в психиатрическую пропедевтику
Принципы беседы или клинического интервью
Медицинские предрассудки Ясперса
Расстройства восприятия. Искажение или изменение ощущений
Расстройства восприятия. Иллюзии
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Расстройства восприятия. Рефлекторные и функциональные галлюцинации
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические, Ацеломорфные галлюцинации
Галлюцинации императивные, комментирующие, лилипутовые, музыкальные
Галлюцинации сценические, моторные, обонятельнные, негативные, панорамные
Псевдогаллюцинации по Кандинскому
Вербальные, Речедвигательные псевдогаллюцинации.
Комплексные псевдогаллюцинации
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы
Психосенсорные расстройства. Галлюцинозы. Завершение темы
Нарушения восприятия пространства и времени
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное осознание времени и другие
Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение, Абстрагирование)
Еще два понятия из психологии мышления
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка мышления
Расстройства мышления. Бред в примерах
Нарушения содержания мышления- сверхценные и бредовые идеи
Бред изобретательства и бред преследования
Бред преследования и бред толкования
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред. Галлюцинаторно-бредовые синдромы. Голотимический и кататимический бред
Резидуальный бред. Параноидальный синдром
Галлюцинаторные и бредовые переживания
Автоматизм речедвигательный (Сегла). Острый синдром Кандинского-Клерамбо
Этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий
Апатия и Эмоциональная нивелировка
Эмоциональное снижение и Эмоциональная слабость
Депрессии без депрессии или маскированные депрессии
Проявления маскированной депрессии
Синдромы депрессивных расстройств при субпсихотическом уровне патологии
Внимание и его нарушения. Расстройства самосознания
Сужение и Тугоподвижность объема внимания
Чувство деятельности. Чувство единства «Я». Идентичность «Я»
Дереализация и Деперсонализация
Аллопсихическая деперсонализация
Не совсем привычный вид деперсонализации
Мусситирующий делирий и профессиональный делирий
Динамика развития онейроидного приступа
Сумеречное помрачение сознания
Нарушения в двигательной сфере. Кататонические расстройства. Нарушения влечений
Развернутое растерянно-патетическое возбуждение
Патологические изменения влечения к пище
Половые извращения (перверсии, парафилии). Ретифизм. Трансвеститский фетишизм
Конградная амнезия, Антероретроградная, Ретардированная амнезия
Эпохальная и Фиксационная амнезия
Перфорационная и Мотивированная амнезия
Детская и Прогрессирующая амнезия
Расстройства интеллекта. Слабоумие
Три стадии психоорганического синдрома
Истероидный (демонстративный) тип личности
Симптом истерии - камптокормия
Параноидальная (параноидная) личность
Синдром юношеской философической интоксикации
Философическая интоксикация, пример
Психопатоподобный личностный сдвиг
Негативные расстройства при шизофрении
РЭП. Редукция энергетического потенциала
Аутизм наизнанку, или регрессивную синтонность
Дефект личности типа Фершробен
Негативные нарушения с точки зрения феноменологического познания этой патологии
Случаи шизофрении. Вялотекущая шизофрения
Шизотипическое расстройство с дисморфоманией
Переходный вариант. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Вялотекущая шизофрения. Переходный вариант
Случай 3. Шизофрения с ипохондрическим бредом
Шизофрения с ипохондрическим бредом
Содержание параноидального ипохондрического бреда
Непрерывная параноидная шизофрения
Случай 4. Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Шизофрения с галлюцинаторным вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо
Непрерывная параноидная шизофрения (продолжение)
Случай 5. Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Шизофрения с бредовым вариантом синдрома Кандинского-Клерамбо («Роман в письмах»)
Случай 6. 52 года лечения параноидной шизофрении
Случай 7. Шизофрения с шизофреноманией. Особый вариант некритичности
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Шизофрения приступообразно- прогредиентная
Случай 8. Шизофрения приступообразно-прогредиентная, с шубом, сопряженным с убийством матери
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Приступообразная (рекуррентная) шизофрения
Случай 9. Шизофрения приступообразная с эротоманией и редуцированием ОКП
Шизофрения в детском возрасте. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Случай 10. Детская шизофрения, среднепрогредиентная
Детская шизофрения с навязчивостями, малопрогредиентная
Детская шизофрения с аутизмом наизнанку. Случай 12
Случай 13. Детская шизофрения с элементами синдрома К-К, грубопрогредиентная
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 14. Злокачественная юношеская шизофрения
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Биполярное аффективное расстройство
Случай 15. Биполярное аффективное расстройство к. тж
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 16. Эпилепсия, сопряженная с убийством семьи
Случай 17. Эпилептический психоз с убийством прихожанки в церкви
Психические нарушения при травме головного мозга
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 19. Алкогольный психоз и детоубийство
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания? Психические расстройства при наркомании
Случай 20. Ошибочная диагностика шизофрении? Наркомания?
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Острые инфекционно-органические психозы
Случай 21. Психоз при соматическом поражении мозга, легких и миокарда
Случай 22. Брюшнотифозный психоз с аменцией
Случай 23. Сосудистая деменция
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях мозга
Случай 23. Сосудистая деменция
Случай 25. Болезнь Альцгеймера
Случай 25. Бйлезнь Альцгеймера
Психические расстройства при опухолях головного мозга
Случай 26. Психические нарушения при опухоли лобной доли
Случай 27. Шизофреноподобный психоз при опухоли ольфакторной ямки
Случай 28. Клиническая картина нарушений сознания при опухолях височной доли
Случай 29. Псевдоистерия при опухоли дна III желудочка
Расстройства личности. Психастеническое расстройство личности
Случай 30. Психастеническое расстройство личности или генерализованное тревожное расстройство?
Случай 31. Часть первая. Ганзеровский синдром
Декомпенсация истерической психопатии
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 32. Параноидальное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Шизоидное расстройство личности
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 34. Реактивная депрессия на фоне сосудистой патологии мозга
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Постгравматическое стрессовое расстройство
Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны
Синдром патологического фантазирования
Случай 37. Синдром патологического фантазирования или явление общественного сознания?
Что это? Парафилия? По формальным признакам — вроде бы похоже, а по сути — непростое человеческое счастье, связавшее двух несчастных людей. На этом примере молодым врачам нужно учиться отказываться от попыток судить людей. Даже не потому, что «не судите, да не судимы будете». Каждый должен заниматься своим делом. Судья и прокурор — судить, а врач — понимать и помогать. В сфере сексуальной жизни человека столько всякого намешано, столько сложного наворочено, столько мерзкого навязывается сегодня средствами массовой информации молодым людям и даже детям, что впору вспомнить строчки Омара Хайяма: «Будь мягче к людям, хочешь быть мудрей, не делай больно мудростью своей».
Расстройства памяти
Под памятью обычно понимают процесс фиксации (запечатления), хранения и воспроизведения информации. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века очень модной была проблема памяти, широко распространяемая на любые виды живых существ. Тогда производили опыты на червях, которых разрезали на части, а оставшиеся части хранили и воспроизводили генетическую информацию целого червя. Искали и находили участки мозга, ответственные за функцию памяти; мы, студенты, писали доклады в гистологическом кружке о связи памяти с рибосомами и митохондриями. В этой главе будет идти рассказ исключительно о человеческой памяти, под коей разумеем психический процесс фиксации (запоминания), хранения (ретенции) и воспроизведения (репродукции) информации. Различают кратковременную и долговременную память, эмоциональную память и ассоциативную, или логическую. По степени включения внимания, что особенно учитывается и используется педагогами, память бывает механической (когда ученики способом многократного повторения стихотворных строк запоминают поэтическое произведение) и произвольной, при которой включается активное внимание. Люди часто жалуются на плохую память, о ней много пишут рекламные проспекты, дарующие волшебные таблетки, капли, снадобья. Эта функция человеческой души — одна из самых понятных и простых для обучения и диагностирования ее патологии. К тому же временное снижение функции памяти почти каждым из нас неоднократно испытано, нам чрезвычайно легко и транспонироваться, и вчувствоваться в переживания пациентов. Расстройства памяти, как и сама память, в довольно большом объеме познаются в качестве объективных нарушений психической деятельности, для чего имеется множество тестов и методик, довольно точно оценивающих продуктивность памяти. В качестве прелюдии к изучению расстройств памяти мы вспомним, что бывает с нашей памятью в разные моменты обыденной жизни. Мы говорим, что наша память ухудшается, когда сильно устаем, долго и напряженно учим какой-либо предмет, готовимся к сложному экзамену. Значит ли это в действительности, что наша память страдает? Конечно же, нет. У нас создается лишь субъективное впечатление об ее снижении. На самом же деле снижается только функция запоминания (фиксации) кратковременной памяти. Что происходит, когда из памяти стираются, почти полностью, неприятные, стыдные для нас события? Память ли сама по себе страдает? Нет, конечно. Это, исходя из теории 3. Фрейда, происходит вытеснение из памяти тяжелого психотравмирующего события. А что случается с нашей памятью, когда мы
намертво запоминаем свое первое свидание, первые шаги своего ребенка, первый урок и последний школьный звонок? Почему так прочно хранятся в памяти эти события? Мы задали себе вопросы, на часть которых уже ответили, над частью из них будем размышлять по ходу повествования.
Гипермнезия — болезненное усиление памяти. Обратим внимание на первое слово в этом определении. Это — не блестящая память, не феноменальная память отдельных вундеркиндов, героев телепередачи «Своя игра» или «Что, где, когда». Это — проявление психической патологии, встречающейся, кстати, нечасто. Гипермнезия, так же, как ускорение течения ассоциаций, встречается при гипома- ниакальных и реже при маниакальных состояниях. Изредка она определяется на начальном этапе становления бреда.
У замечательного советского психиатра И.Ф. Слуневского в одном из его учебников приведен клинический случай возникновения гипермнезии на фоне малярийного делирия. Девушка дословно наизусть произносила целые страницы и разделы учебного пособия по анатомии человека. Уже после выздоровления она не только не могла совершать ничего похожего, но обнаруживала весьма средние знания по этому предмету. Своеобразным примером гипермнезии является случай, с которым мы познакомились 34 года назад. Доцент консерватории, почти ежегодно страдающий биполярным аффективным расстройством, на этапе гипомании удивлял окружающих не только чудовищной работоспособностью, но еще и тем, что мог наизусть, без помощи нотных текстов, исполнять десятки и сотни сложнейших музыкальных произведений на десятках концертах, даваемых им в эти месяцы ежедневно.
Гипомнезия — болезненное снижение, ослабление памяти. Снова акцентируем свое внимание на том, что гипомнезия в нашем психиатрическом понимании должна означать болезненное нарушение. В обыденной жизни мы часто повторяем всуе, что память стала плохой, все позабыли, не помним телефонов, не можем вовремя поздравить с днем рождения близкого человека или друга. Как правило, все это не имеет отношения к гипомнезии. Часть нашего «беспамятства» — простонежелание помнить. 3. Фрейд приводит замечательный пример забывчивости, когда молодая жена спрашивает свою подружку, кто это идет по противоположной стороне улицы, и очень удивляется ответу, что это не кто иной, как ее муж. Он же приводит еще более частый пример с забывчивостью отдачи книг. Считается обычным делом забыть вернуть книгу, это как бы не очень порицаемый обществом проступок. Фрейд убедительно показывает, что за этой якобы забывчивостью стоит нежелание возвращать книги. Каждый взрослый человек не раз ловит себя на том, что многократно «забывает» телефон неуважаемого им человека, несмотря на напоминание, так и не «вспоминает», что нужно позвонить и поздравить с днем рождения строптивого подчиненного или презираемого сослуживца. Настоящую гипомнезию лучше всего изучать на примере стареющих пациентов или страдающих сосудистыми нарушениями мозга собственных родственников. Ежедневно, общаясь с состарившимися родителями, мы обращаем внимание на то, как нередко они не могут вспомнить, зачем только что позвали нас на кухню. Проходит несколько минут, с радостным возгласом отец или мать снова зовут нас и воспроизводят то, что хотели нам поведать минуть десять назад. Я знаю одного коллегу, который,
зайдя в кабинет к сослуживцам, обращается к одному из них, а затем морщит лоб, потирает его рукой и спрашивает: «А зачем же я зашел к тебе?». Так на ранних стадиях атеросклеротического сосудистого процесса начинает снижаться функция произвольной репродукции. Такое нарушение называется репродукционной гипомнезией.Еще более часто встречается фиксационная гипомнезия. Мы привыкли чаще говорить об амнезии фиксации. Но это, по сути, есть крайняя степень гипомнезии. Понятно, что амнезия при хронически текущем процессе не возникает внезапно. Проходят годы болезни, когда гипомнезия очень медленно и постепенно переходит в амнезию. Вначале же пожилой человек с наличием критики (что очень важно) сам акцентирует свое внимание на фактах затрудненного запоминания нового материала, новых впечатлений, новой информации. Прежде всего это сказывается на более-менее нейтральной информации. Скажем, стареющий врач-инфекционист вынужден почти ежегодно учиться. То он должен сдать зачет по ВИЧ-инфекции, то по новым видам особо опасных инфекций, то по новым правилам санитарно-противоэпидемического режима. И он чувствует, как все более и более трудной становится подготовка к зачету, как все более сложно ему удается запоминать большие объемы новой информации. Проходит несколько лет и, приближаясь к старости, он же начинает с трудом запоминать новую информацию, более важную, более эмоционально насыщенную. Так, например, он не в состоянии запомнить после однократного представления имя жениха внучки, имени и отчества классного руководителя внука, часы работы продовольственного магазина, где он покупает хлеб и молоко, телефонный номер ближайшей аптеки.
Амнезия
Амнезия — болезненное отсутствие памяти, утрата, исчезновение способности фиксировать, сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. Это наиболее часто встречающееся в психиатрической клинике нарушение памяти. Знание данного нарушения необходимо не только в клинике для проведения необходимого лечения, но и в экспертной практике. Кто хотя бы один день присутствовал на процедуре освидетельствования судебно-психиатрическими экспертами, обратил внимание, что наиболее частый способ самозащиты правонарушителя — ссылка на беспамятство. В разных учебниках и руководствах даюти различные варианты амнезий. Попробуем привести наиболее полный перечень. Итак, несколько видов амнезий различаются по отношению к какой-либо мозговой катастрофе — травме, отравлению, асфиксии, инфекции или заболеванию, сопровождавшемуся нарушением (помрачением) или отсутствием сознания. Проще всего в качестве модели и примера привести случай, связанный с черепно-мозговой травмой. Прямое повреждение мозга приводит к грубому нарушению сознания, вплоть до комы. Вот по отношению к этому важному событию различают следующие виды амнезий.
Антероградная амнезия — отсутствие памяти на период, непосредственно следующий после мозговой катастрофы (потери сознания). Пациент помнит, как ехал за рулем своего автомобиля, в деталях помнит момент столкновения с грузовиком, как вылетел через лобовое стекло и пролетел несколько метров вдоль шоссе. Ничего не помнит из периода времени от удара об асфальт до момента перевода из реанимационной палаты в отделение травматологии. При этом сама по себе посттравматическая кома наблюдалась только несколько часов, а период амнезии длился пятеро суток.
Ретроградная амнезия — потеря памяти на период времени, предшествующий расстройству сознания или болезненному состоянию головного мозга. Длительность этого периода различна — от нескольких секунд и минут до нескольких лет. Имеет крайне важное экспертное значение. Большинство потерпевших в уголовных делах, связанных с физическим насилием, при опросах обнаруживают ретроградную амнезию.
Давайте, коллеги, определим, что интересует сотрудника правоохранительных органов в первую очередь? Кто, как, когда именно, в каком месте и чем наносил удары или совершал иные насильственные действия? А потерпевший все это амнезирует. Кстати, опытные правонарушители прекрасно знают об этом виде амнезии, порой специально наносят последний удар именно по голове, чтобы подвергнутый нападению не помнил все обстоятельства криминального события. Литература и искусство полны примеров ретроградной амнезии. Один из самых ярких — знаменитый герой фильма «Цыган» Бодулай, который амнезировал десяток лет после удара камнем по голове. Необходимо учитывать, что ретроградная амнезия способна к регредиентности, к постепенному восстановлению утраченной памяти. И это вовсе не чудеса.
В течение почти десяти лет мы наблюдаем в клинической и экспертной практике девушку, подвергнувшуюся групповому изнасилованию четырьмя парнями. Ее душили и посчитали умершей. По независящим от них причинам девушку спасли. После реанимационных мероприятий, купирования тяжелого отека мозга у пострадавшей отсутствовала речь, обнаруживался тетрапарез, отмечались проявления грубого психоорганического синдрома. Когда состояние улучшилось и девушка начала говорить, выявилась ретроградная амнезия не только на период совершения в отношении нее насилия, но и на несколько часов, предшествовавших криминальному эпизоду. Девушка лечилась в нашем стационаре семь месяцев. При проведении первой АСПЭ мы сочли невозможным участие ее в судебно-следственных действиях, она была, говоря языком судопроизводства, процессуально недееспособной. Спустя несколько месяцев частично память начала восстанавливаться, она вспомнила имена пяти молодых людей, которые сначала выпивали вместе с нею, а затем совершили насилие и покушение на убийство. При этом она вспомнила обстоятельства до момента удушения. Парней арестовали, мы провели вторую экспертизу и вынесли заключение, что потерпевшая может давать показания о внешней стороне событияи обстоятельствах насилия. Интересным было продолжение данной истории, не вписывающееся в обычные клинические рамки. На суде было доказано