Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 791
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
1). Игра "Сделаем фильм"
Перед тобой фрагменты диафильма о Хаврошечке (это картинки из сказки). Попробуй вспомнить сказку и нарисовать её эпизоды, которые пропустил художник.
2). "Сделай цветным"
Попробуй обвести цветным карандашом яблоко, не отрывая руки от него; то, что слева - левой рукой и красным карандашом, то, что справа - правой рукой и зелёным карандашом, раскрась их. См. рисунок 6.
3). «Антонимы»
В сказке "Хаврошечка" много противоположного найди значения слов:
добрая - ...злая
труд – ...лень
жизнь – ...смерть
горе – ...радость
ласково – ...грубо
начало – ...конец
богатство – ...бедность
мир – ...ссора
друг – ...враг
награда – ...наказание
правда – ...обман
большой – ...маленький
длинный – ...короткий
умный – ...глупый
хороший – ...плохой
лёгкий – ...трудный
сытый – ...голодный
выигрывать – ...проигрывать
говорить – ...молчать
мириться – ...ссориться
найти – ...потерять
хвалить – ...ругать
спасать – ...губить
весело – ...грустно
4). Игра «Что раньше, что потом»
а) Назвать все этапы роста яблоньки:
- мяса не есть,
- косточки собирать,
- в платочек завязать,
- в саду схоронить,
- никогда не забывать,
- каждое утро поливать,
- … и выросла «яблонька, да какая!»,
- выросли серебряные веточки,
- выросли на них золотые листочки,
- выросли яблочки наливные.
б) Назвать все этапы роста не волшебной яблони.
- съесть яблоко,
- вынуть зёрнышко,
- приготовить землю,
- вырыть ямку,
- посадить зёрнышко, поливать её,
- окапывать деревцо,
- укрывать его зимою,
- ухаживать за ним несколько лет,
- обрезать ветки,
- удобрять землю,
- прививать дерево,
- опылять цветы,
- опрыскивать его от насекомых и т.д.
5). «Яблоки растут на ветках»
Вырезать яблоки и листочки из бумаги. На обратной стороне каждой фигурки приклеить кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. К фланелеграфу прикрепляются 2 ветки яблони. Ребёнок выходит и выбирает листок (яблоко) и решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если верно решён пример, он прикрепляет свой рисунок к фланелеграфу. Если ребёнок не нашёл правильный ответ, ему помогает другой ребёнок. Так "вырастают" яблоки и листочки на веточках.
Составленную на фланелеграфе аппликацию можно использовать и дальше на этом же (другом) уроке, например, предложить такие задания:
1). Сравнить, чего на ветках больше листьев или яблок? И на сколько.
2). На какой ветке больше яблок? листьев? На сколько? На какой меньше? На сколько?
4). Сколько надо добавить яблок (листьев), чтобы уровнять их количества на ветках?
Л.Ю. Дьяченко
«Музыкальные сказки»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Актуальность программы.Программа обусловленаповышением роли народного творчества и русского классического искусства в содержании современного общего и дополнительного художественного образования.
В 2002 году утверждена федеральная Концепция художественногообразования, предусматривающая обновление содержания данной сферы на основе традиций народного творчества и других традиционных ценностей отечественной культуры.
Цель программы- сформировать у детей представление о процессе восприятия и репродукции музыкального материала как необходимом условии познания звуковой картины окружающего мира и особенностях национальной культуры.
Задачи программного курса:
1. Формировать у детей представление о музыке как части человеческой жизни.
2. Формировать представление о взаимосвязи музыки с природой.
3. Пробудить интерес и потребность к музыке и эмоциональную отзывчивость на нее.
4. Содействовать формированию духовного мира ребенка через эмоционально-образные переживания музыки.
5. Развивать навыки слушания, а так же вокального, инструментального и танцевального исполнительства как основных видов репродуктивной деятельности дошкольников, предполагающей творчество обязательным элементом.
6. Ознакомить детей с русскими народными и детскими инструментами.
7. Выявлять и развивать у детей индивидуальные художественно-творческие импровизационные способности.
8. Ознакомить со способами импровизации:
а) простейших мотивов на слоге, подражающем звучанию различных жизненных явлений;
б) окончание мелодии, начатой взрослым;
в) сочинение простейших попевок контрастного характера на заданный текст, а также сформировать навыки импровизационной деятельности.
9. Учиться движению у природы на основе творческого воображения и реальных представлений о природном мире. Сформировать навыки подражания в танцевальных и музыкально-пластических импровизациях.
Общая характеристика содержания программы
Особое место в программном содержании занимают сказочные образы в русской классической музыке и музыкальные сказки, на основе которых у детей формируется творческое воображение, первоначальное представление о музыкальных красках, которыми композиторы «рисуют» портреты сказочных героев и сказочные пейзажи.
Системообразующим элементом программы «Музыкальное творчество для детей дошкольного возраста» является синтез различных жанров детского фольклора, предлагаемых к изучению в соответствии с природным календарем (временами года). Данная программа разработана в рамках единой интегрированной эколого-художественной системы развития дошкольников на основе русского народного творчества «Кто на свете всех милее?». Содержание программы интегрировано с программами по экологии, изобразительному искусству, с развитием речи.
Программа предполагает активное участие ребенка во всем многообразии видов музыкальной деятельности, обусловленное наличием такого важного фактора как интерес, который базируется на стремлении школьников к самовыражению в играх и хороводах.
Дети осваивают широкую палитру тембральных характеристик музыкальных инструментов, перенося полученные знания из области абстрактных категорий в практическую плоскость собственной исполнительской деятельности, импровизации и сочинения.
Ребенок-«творец» является центральной личностью, «оживляющей» различными средствами музыкальной выразительности картины живой природы и русских народных сказочных образов.
Новизна программы
В настоящее время для дошкольных учреждений предлагается несколько программ по музыкальному развитию, в том числе базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», программа интегрированного курса для дошкольников «Искусство» Т.И.Баклановой, Г.П.Новиковой, Н.М.Сокольниковой, программы «Гармония» и «Синтез» К.В.Тарасовой, «Музыкальное развитие детей» О.П.Радыновой и др.
Новизна нашей программы заключается прежде всего в эколого-художественной направленности и так же в опоре на духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной культуры.
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Уметь: Восприятие:
- слушать музыкальные произведения до конца;
- узнавать знакомые песни;
- различать звуки по высоте в пределах октавы;
- замечать изменение в звучании громко - тихо;
- петь, слушая друг друга;
- выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с платочками.
Знать:
- музыкальные инструменты(барабан, металлофон);
- балалайку-приму, гитару, домру-малую, аккордеон, баян, гусли (цитры, ударные), трещотки, бубен, ложки, свирель;
К 4 - 5 годам ребенок должен:
Уметь:
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер;
- узнавать песни по мелодии;
- различать звуки по высоте в пределах сексты - септимы;
- петь протяжно, подвижно, вместе начиная и заканчивая песни, четко произносить слова;
- выполнять движения, соответствующие характеру музыки, самостоятельно их меняя;
- выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, двигаться парами по кругу, кружиться в парах и по одному, выполнять движения с ленточками, куклами, инсценировать песни, хороводы.
Знать:
- гусли (цитры, ударные), трещотки, бубен, ложки, народные духовые, свирель, жалейка, рожок.
- на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке;
- определять на слух звучание б-п, к-б, баяна, аккордеона, гуслей, ударных инструментов.