Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 1093
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
- заклички дождю;
- А. Островский «Здравствуй весна»;
- В. Герчик «Дождик»
Элементарное музицирование:
- мелодическая импровизация на тему «Ручеек- журчалочка» на металлофоне и ксилофоне.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра в ручеек под русскую народную мелодию.
Тема 4. О чем шепчет весенний ветер.
Материал для слушания:
- Г. Стравинский «Поцелуй земли»;
- С. Майкапар «Мимолетное видение»;
- Е. Тиличеева «Вальс цветов».
Материал для пения:
- русская народная песня «Земелюшка-чернозем»;
- Ю. Чичков «Лесная песенка»;
- Ю. Чичков «Родная песенка»;
- О. Девочкина «Березка».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ветер», исполняет ансамбль на металлофонах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Бабочки-мотыльки» под музыку С. Майкапара.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Веселые танцоры» на украинскую народную мелодию.
Тема 5. Жаворонок звонкий.
Материал для слушания:
- медитативная музыка: птичьи трели;
- П.И. Чайковский «Песня жаворонка».
Материал для пения:
- русская народная песня «Две птички»;
- русская народная песня «Журавель»;
- русская народная песня «Поет, поет соловушко», обработка Г. Лобачева;
- Н. Елисеев «А воробьи чирикают».
Элементарное музицирование:
- исполнение детских закличек «Жаворонушки прилетите», «Грачи летят» с песенным и инструментальным сопровождением на металлофоне.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Песня жаворонка» под музыку П. Чайковского.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня-игра «Грачи летят»;
- русская народная игра «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки».
Тема 6. Поющая синева
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Материал для слушания:
- П. Чайковкий «Лебеди»;
- Н. Елисеев «Поющая синева».
Материал для пения:
- русская народная песня «Комарочек;
- русские народные приговорки «Чок, чок, светлячок»;
- А. Филиппенко «Про лягушек и комара»;
- Ю. Чичков «Солнечная песенка».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ай, весна красна», пение с игрой на музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Царевна лягушка» под русскую народную мелодию.
Музыкально-игровая деятельность:
- русский народный хоровод «Милый мой хоровод».
Тема 7. Вальс цветов
Материал для слушания:
- А. Гречанинов «В поле»;
- П. Булаков «Колокольчики мои, цветики степные»;
- М. Минков «Танго нарцисса», «Песня вьюнка», «Песня крапивных побегов».
Материал для пения:
- русская народная песня «Коровушка»;
- А. Филиппенко «Весенняя песенка»;
- Н. Елисеев «Пошли девушки в лес гулять»;
- В. Шаинский «Мир похож на цветной луг».
Элементарное музицирование:
- детская песенка «Василек», детская песенка «Маки», исполняет ансамбль: металлофон, ксилофон, колокольцы, треугольник, тарелочки.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Нарцисс», «Вьюнок», «Крапивные побеги» под музыку М. Минкова.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Прянична доска».
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Данная учебная программа - для детей старшего дошкольного возраста. Она может использоваться как в учебно-воспитательных комплексах, так и в дошкольных общеобразовательных учреждениях на занятиях музыки и при проведении дополнительных занятий по фольклору или народной инструментальной музыке.
Главная цель программы - приобщить детей, начиная с самого раннего возраста, к традиционной и современной русской народной и инструментальной музыке.
Цель обусловила следующие задачи:
1. Сформировать у детей знания элементарных основ русской народно-инструментальной культуры, ознакомить их с инструментарием.
2. Выявлять и развивать у детей индивидуальные художественно-творческие способности.
3. Обучить детей простейшим навыкам игры на русских народных инструментах.
4. Привлекать детей к последующей активной творческой, исполнительской деятельности, участию в музыкальных коллективах.
5. Способствовать социальной адаптации воспитанников.
Как видно из перечисленных задач, программа «Веселое семейство» базируется на межпредметном синтезе исторических и музыкально-педагогических знаний с социальной педагогикой и дефектологии. Автор предусматривает возможность использования данной программы в работе с детьми, имеющими психофизиологические аномалии.
Программа рассчитана на 32 часа. Ее освоение сочетается с практическим обучением, а также рядом музыкально-дидактических, развлекательных, подвижных игр, позволяющих не ограничиваться рамками программы и продолжать занятия русскими народными инструментами во внеурочное время. Кроме того, предполагается, что изучение некоторых тем будет дополнено посещением концертов выдающихся исполнителей на русских народных инструментах - солистов и художественно-творческих коллективов (ансамблей и оркестров).
Программа разработана на основе авторской концепции и традиционной методики современного инструментоведения.
Основное содержание курса
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Семейство русских народных инструментов - часть музыкальной культуры современного общества. Национальное своеобразие русских народных инструментов. Их использование в настоящее время: в домашнем (бытовом) музицировании, народных обрядах, праздничных гуляниях, концертных программах.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. Игра - знакомство с русскими народными инструментами «Как меня зовут?».
2. Подвижная игра c инструментальным сопровождением (А. Польшина «Инструменты русского народного оркестра»).
3. Игра на шумовых музыкальных инструментах, произвольный танец (с элементами русского народного танца) с инструментальным сопровождением (А. Польшина «Инструменты русского народного оркестра»).
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Балалайка-прима - «младшая сестра» в семействе русских народных инструментов. Краткая история ее создания. Реформатор и первый исполнитель на балалайке-приме В.В. Андреев.
Конструкция и строй балалайки-примы. Основные приемы игры: пиццикато, бряцание, простой удар, тремоло по трем струнам, глиссандо. Солирующая и аккомпанирующая функции инструмента. Возможности использования «Сказки о цыплятах» (автор С.А. Ермолова) для изучения приема игры пиццикато.
Примерный перечень художественно-творческих упражненийиработ:
1. Упражнения в игре на балалайке-приме (основными приемами - бряцание и пиццикато).
2. «Чей голос?» - музыкальные загадки (определение на слух балалайки-примы) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Контрабас - «старший брат» балалайки-примы. Конструкция и строй. Основные приемы игры: отдельные удары по одной струне, пиццикато, тремоло на одной струне. Функция гармонического фундамента. Сходство и различия между балалайкой-примой и балалайкой-контрабасом.
Примерный перечень художественно-творческих упражненийиработ:
1. «Чей голос?» - музыкальные загадки (различение балалайки-примы и балалайки-контрабаса на слух) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
2. Упражнения в игре на балалайке-приме (основными приемами - бряцание и пиццикато).
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Балалайка-секунда - «старшая сестра» балалайки-примы. Конструкция и строй. Сравнительный анализ функций балалайки-секунды. Преобладание аккомпанирующей функции у балалайки-секунды.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. «Маленькая сказка» - упражнение по карточкам (изучение строя балалайки-примы н балалайки-секунды).
2. Упражнения в игре на балалайке-секунде (основными приемами - простыми ударами и пиццикато).
3. «Чей голос?» - музыкальные загадки (определение на слух балалайки-примы) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).
4. Рисование балалайки-примы и балалайки-секунды с заданием произвольной росписи корпуса инструмента.
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Полный состав группы балалаек. Сравнительный анализ конструкции, строя и функций балалайки-примы, балалайки-альта и балалайки-баса. Различия функций: солирующая и аккомпанирующая балалайки-примы, аккомпанирующая - балалайки-альта, функция гармонического фундамента - балалайки-баса. Основные приемы игры на балалайках-альт и -бас: отдельные удары, пиццикато, тремоло.
Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:
1. «Маленькая сказка» - упражнение по карточкам (изучение строя балалаек -альта и -баса).
2. Упражнения в игре на балалайке-альте (основными приемами простым ударом).
3. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение на слух балалайки-примы, балалаек -баса, - контрабаса и группы балалаек).