Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 788

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Вьюга: Что же я наделала, у детишек игрушки унесла? Ай-яй-яй.

Зима: Да, Вьюжка, натворила ты дел. (Укладывает свистульки в сундук).Кажется все мы собрали, а как же теперь разнести эти дивные вещи обратно их мастерам и хозяевам. Ой, Вьюжка, а это что? Ты погляди...(Находит варежку)Чья же это варежка? Сразу видно не простая. Мне она кажется знакомой... Я даже знаю об этой варежке сказку.

Инсценировка народной сказка “Рукавичка”.

Зима: Так и есть. Это варежка Деда Мороза. Да ты у самого Деда Мороза варежку утащила? (Смеется) Вот это, Вьюжка, вот торопыга-проказница.

Вьюжка: (испуганно)Ой, что же теперь будет? Осерчает на меня Дед Мороз. Заморозит, к северному полюсу прикует.

Зима: Да нет, что ты, Дед Мороз добрый! Правда, ребята!? Конечно, вот он то нам и поможет. Будет ребятам в разные города и села подарки разносить и наши доставит обратно. Позовем Деда Мороза?

Дети зовут Деда Мороза. Музыка. Входит Дед Мороз.

Зима: Здравствуй Дедушка Мороз. Мы уж тебя заждались, что ж ты так долго шел?

Дед Мороз: Здравствуй, Зимушка-Зима! Да вот, стал в дорогу собираться, не смог варежку найти.

Зима: Знаем мы про твою пропажу... (Вьюжке)Что ж проказница, возвращай рукавичку.

Вьюжка: (виновато)Дедушка Мороз, прости меня, я так спешила к ребятам на праздник, так торопилась(Отдает варежку Деду Морозу).

Дед Мороз: (улыбаясь, но строго).Ну раз на праздник торопилась... тогда прощаю.

Зима: Дедушка Мороз, просьба у нас к тебе. Не поможешь нам вернуть замечательным русским умельцам и художникам эти чудеса рукотворные.

Дед Мороз: С удовольствием!

Зима: Вот, Вьюжка, из-за твоего озорства мы и про праздник забыли.

Дед Мороз: Ох и правда! Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Дед Мороз поздравляет всех с Новым годом.

Праздник продолжается.

Е. Ангелина

«Праздник Рождества»

театрализованный праздник

Здравствуйте ребята. Вижу, вы пришли в особом праздничном настроении. Да у нас сегодня большой праздник, целых 12 дней празднуют его православные. Что это за праздник? (Святки)

Святки. Святые, торжественные дни. Начинаются они 7 января с великого дня Рождества Христова, когда на Землю пришел Спаситель, чтобы своей мученической смертью на кресте, искупить грехи людские и открыть путь верующим в царствие небесное. Это событие такое значительное, что большинство людей на Земле ведут счет лет от этого дня, и говорят: «наступил 200… год от Рождества Христова».


За две тысячи лет свет этого далекого события не погас, а стал только ярче. И каждый, кто верит в бога, кто носит на груди крестик с распятием Спасителя, ждет этого дня с замиранием сердца. Ждет, когда загорится на небе звезда Рождества и верит, что эта та самая звезда, которая 2 тыс. лет назад возвестила миру о рождении сына Божия в маленьком иудейском городе Вифлееме.

Не во дворце родился Царь-Царей, а в маленькой убогой пещере, куда пастухи загоняют скот в ненастную погоду. Вертеп называется такая пещера. Вертеп называется и этот шалаш из еловых веток, который сегодня украшает наш зал. В глубине его икона праздника – икона Рождества. Осталось только зажечь свечу, народившемуся младенцу Христу.

Ведущая зажигает свечу, обращает внимание детей на икону.

На иконе Богородица и младенец в яслях. Некуда больше было положить Марии малыша, как только в кормушку для скота. Первой пастелью для воплотившегося в человека бога стала простая солома. Первым, кто пришел к яслям Спасителя, были пастухи, самые обычные люди. А рядом поклоняются младенцу Христу люди образованные и ученые - мудрецы, волхвы. Это ведь не случайно? О чем очень важном нам это говорит? (Путь к Богу открыт всякому человеку). Над вертепом горит звезда, и ангельские хоры воспевают: «Слава ввышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Тропарь праздника поют дети.

«Рождество твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…»

Эта праздничная песнь звучит в Рождество по всем Божьим храмам великой Руси и плывет вместе с колокольным звоном от больших многолюдных городов, по полянам и дорогам к каждому дому и каждому сердцу. 1000 лет звучит эта песнь над Святою Русью и связывает нас с нашими предками: дедушками, прадедушками.

Хотите отправиться в путешествие, и посмотрим, как встречали Светлое Христово Рождество в старину на Руси? Заглянем в крестьянскую избу.

Звучит народная музыка. Дети и ведущая (теперь хозяюшка) надевают элементы народных костюмов.

Хозяюшка: На Святки свои прядки – обряды, обычаи и колядки.

Дети выкрикивают колядки:

«Коляда, Коляда,

В небе уж взошла звезда.

К нам спешит на Святки

Опалила пятки…»

«Маленький хлопчик

Принёс Богу снопчик.

В дудочку играет,

Бога прославляет»

«Сею, вею, повеваю


С Рождеством вас поздравляю!»

«А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!»

Стук в дверь, входят ряженные старик с козою разыгрывают сценку.

Хозяюшка: Спасибо вам, колядовщики, за поздравление, проходите в нашу избу.

Стук, входят христославы, поют

«Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин,

Радуйся, радуйся Земля,

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями.

Радуйся, радуйся, Земля,

Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями

Из святого града.

Радуйся, радуйся Земля,

Сын Божий в мир родился».

Хозяюшка: Это к нам, ребятушки, славильщики пришли, христославы.

Христославы: Дозволь нам, хозяюшка, слово молвить. Дозволь Христа славить! Дозволь легенду рождественскую тебе показать! Мы и вертеп-театр с собой принесли.

Хозяюшка: Рады будем и я, и гости мои.

Дети рассаживаются, начинается вертепное представление.

В ходе представления детским хором исполняются духовные песнопения:

«Ночь тиха над Палестиной…»

«Днесь Христос от Девы чистой, нам рождается…»

«Эта ночь Святая…»

«Небо и земля ныне торжествуют…»

Хозяюшка: Так повелось под Рождество, поделись с каждым, будь щедрым и веруй – радость в сердце впусти. А что мы можем подарить Христу? (как и пастухи – свою веру и радость). Спасибо вам, христославы. Порадовали вы нас светлой вестью. Получите в дар наше угощение.

Хозяйка насыпает в мешок гостинцы, христославы уходят.

Хозяйка выглядывает в окно.

Хозяюшка: Да, и нам, гости дорогие, пора за стол садиться, уж взошла над землей звезда Рождества. Накроем стол по обычаю. (Накрывает на стол и комментирует).

Сперва, положу солому. Зачем? Кто догадается? (в память о яслях Христа) Белой скатертью, словно снегом, укрою. Главное угощенье в Сочельник – сочиво или кутья. Это особая еда, ритуальная. Кутью я, как бабушка учила, готовила. Беру крупу, зерно. Зерно ведь удивительное: холодное, будто мертвое, а посадишь в землю, и оно вновь рождается, воскресает, как Христос воскрес, и новую жизнь, дарит, наливаясь колосом. Чудо! К каше добавить надо всё, что сладко: изюм, орехи; в знак сладости райской жизни. Богатая, сытая жизнь нас в новом году ожидает.


Ещё угощу вас «козюльками» – это печенье рождественское, вот козочка, овечка, коровка, мазана головка. А почему фигурки такие на Рождество пекут догадались? ( в память о животных в вертепе).

Надо мне приберечь парочку печеньиц для моей Буренушки, дам ей отведать их в Крещенье, весь год хворать не будет.

А взваром - киселём, запьём. Его обычно на рождение ребенка варят. Угощайтесь, детушки.

Разносит кутью, козюли и кисель.

Теперь можно на урожай загадывать. В красном углу у меня сноп пшеницы от старого урожая, чтобы новый урожай богатым был. (Обращается к ребёнку) Выдерни колосок: много зерен, будет год урожайным, ни мороз, ни засуха не помешают. Вообще, о чем в эти дни загадаешь, у неба попросишь, глядя на звезды – все сбудется.

Соседушка: Давай, хозяйка, молодость вспомним, как на Святках на посиделки ходили.

Хозяйка: И правда, засиделись мы. Ведь не зря говорят: «Придут святки – загорят прятки». Вставайте, ребята, в круг, будем «золото хоронить».

Игра «Золото хороню»

Играющие встают в круг, в центре которого – водящий с завязанными глазами. Он должен найти спрятанный предмет, который кладут в пределах образованного круга. При этом участники поют:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

В высоком терему.

Гадай, гадай, девица,

Гадай, гадай, красная,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шёлком первиваючи,

Златом приплетаючи.

Песня поётся тише, если водящий удаляется от предмета, и громче, если он приближается к нему.

Когда предмет найден, игра продолжается с новым водящим.

Соседушка: А где же хозяйка у тебя елка?

Хозяйка: В старинной избе вы елку не увидите. Не знали такого обычая в крестьянских семьях. Чтобы на рождественскую елку полюбоваться, нужно в городскую усадьбу отправиться, только наряд надо сменить.

Звучит классическая музыка. Хозяйка и дети меняют элементы костюмов. Хозяйка показывает ель.

Вот и она, наша лесная гостья. Говорят, что царь Петр привез из Германии обычай елку под Рождество наряжать. При нем дома в этот праздник стали украшать сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками. Они в эти зимние дни зеленые, как деревья в далеком и теплом Вифлееме, где не знают снега. Сколько есть легенд о том, почему именно елка стала рождественским деревом. Говорят, что за кротость и веру сам Спаситель украсил ель в этот святой день.


Давайте и мы украсим ее, как украшали прежде: яблоками, грушами, орехами.

Хозяйка и дети наряжают ель.

Посмотрите, разве не чудо? На ели – выросли фрукты. Где такое может быть? (в раю). Наша елочка – как райское дерево. Добавим ещё пряники, вафли, сушки … как хлебец в церкви при причащении. Свечи на елке, как сердечки горящие верой.

Под елку с давних времён кладут подарки для детей, а ребятишки дарят взрослым радость, своими талантами согревая сердца. У елки устраивают семейные концерты. И у нас готов подарок для гостей – концерт.

Дети исполняют рождественские песни, пьесы на музыкальных инструментах, бальные танцы и читают духовные стихи.

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -

Вот пропели петухи –

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии лик.

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко

Та звезда далёких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и Ливан. А.А. Фет.

Спасибо вам за подарки, так светло и радостно на душе.

По-разному праздновали Рождество в деревенской избе и городской усадьбе, и сегодняшний день принес много нового. Что же общего? Что объединяет разные традиции празднования? Какой это праздник? (Рождество – праздник щедрый, светлый, радостный, торжественный, святой). А что делает его таким светлым и радостным? Что празднуют верующие? (Рождение спасителя).

Рождество – светлый праздник. Таким он и должен оставаться, его традиции, его дух нужно сберечь. Нужно научиться быть щедрыми, милосердными, как Христос. Праздник Рождества напоминает нам об этом, учит, как стать лучше и добрее. Будьте прилежными в этой непростой науке.