ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 985

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Народный былинный эпос сохранил много описаний древних русских плясок, причём сказители с исключительной яркостью передали манеру исполнения танца – «выходку», присущую отдельным лицам в зависимости от их пола и социального положения (например, былина о Садко).

В отличие от большинства западноевропейских государств, где народная пляска, попадая в среду правящих классов, обычно подвергалась полному видоизменению, в России до начала XVIII века она повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.

Эстетические установки русской народной пляски, выработанные веками, явились фундаментом, для создания русского национального танцевального искусства. По существу эти установки сводятся к следующим основным положениям.

Все виды сольных плясок, а также пляски – игры, охотничьи и военные пляски имели содержание, то есть драматургическую основу. Зачастую эта основа была очень примитивна, как, например, в переплясе, но была она везде.

Механическое исполнение пляски не признавалось зрителями, которые высоко ставили индивидуальность танцующего, называемую «выходкой».

Наконец, ещё одно из главных требований русского народа к танцевальному искусству - выразительность исполнения, которое считалось совершенным лишь в том случае, если каждое движение в пляске было понятно и доходило до зрителей.

Таким образом, содержание, реалистическая форма его отражения, индивидуальность и выразительность исполнения, высокая техника пляски являлись теми установками, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура.

Сибирский русский народный танец классифицируется, как и русский танец, по следующим видам: хоровод, пляска, кадриль.

Во время проведения обрядов, свадебных, святочных и летних вечёрок, игрищ исполнялось большое количество песен, своеобразных кадрилей, лихих плясок и переплясов. Это было связано с тем, что переселенцы, привезя с собой многообразные формы народной хореографии, свято хранили и передавали из поколения в поколение любимые песни, пляски, хороводы. Но из-за климатических, бытовых условий певческая и танцевальная культура претерпевала и большие изменения. Так, тяжелая обувь (валенки, бутолы, бродни), тёплая одежда из натурального меха повлияли на манеру и характер исполнения танцевальных движений. В танцах появляется шаркающий шаг с каблука, приземистая походка, мелкие дроби, очень редко встречается присядка с хлопушкой. Как в женской, так и в мужской лексике отсутствуют прыжки.


Суровая зима и короткое жаркое лето оказали большое влияние не только на манеру исполнения танцевальных движений, но и на композиционное построение танцев. Поэтому в отличие от массовых хороводов европейской части России и возникли хороводы с небольшим количеством исполнителей, которые можно было водить в избе зимой, а летом во дворе или на улице у дома. В Сибири существовало много деревень с небольшим количеством дворов. Этот факт являлся одной из причин возникновения и распространения танцев с малым количеством участников (четвёрка или четвёра, пятёра, шестёра, сольные пляски, переплясы).

В обрядах, бытующих в Сибири, главными выразительными средствами являются песня, музыка, танец.

Сибирский хоровод, как вид русского танца, подразделяется в зависимости от его бытового назначения, содержания, формы исполнения на группы: проходочные, круговые, игровые вечёрошные, «сидячие», хороводы «вьюном», «узорчатые» хороводы.

Хореография таких хороводов основана на «простом» или «переменном» шаге, шаге с притопами ногами и прихлопыванием в ладоши. Основной рисунок - круг. Музыкальным сопровождением сибирских хороводов служила песня. По содержанию это чаще всего песни повествовательного характера с развитием сюжета.

Вечёрошные, «сидячие» хороводы получили в Сибири широкое распространение. Они составляли основу вечёрки. Это сравнительно «короткие» хороводы. Исполнялись они в медленном темпе и имели свою разновидность лиродраматического действия. Как правило, из-за климатических условий и места проведения вечёрки (изба, место у ворот, мост, пригорок), в таких хороводах участвовало малое количество участников. Обычно такие хороводы водились в начале вечёрки, когда молодежь лишь собирается, и присутствует незначительное количество участников. Основной рисунок таких хороводов – полукруг, участники которого двигаются по кругу. В зимнее время во время проведения вечёрок исполнялись «сидячие» хороводы. Сидящие на скамейке исполняли песню, а в центре избы девушка и юноша (в зависимости от содержания песни) разыгрывали действие. Основное движение – простой шаг с каблука. Отличительной чертой таких хороводов является то, что действие обязательно завершается поцелуем парня с девушкой.

Круговые хороводы – «ходьба по кругу». Это одна из разновидностей хороводов, в которых песня и музыка являются организующим и ритмизующим хореографические действа танца. Как правило, круговые хороводы в своем развитии логически переходили в быструю массовую или сольную пляску (мужскую или женскую).


Помимо календарно-земледельческих праздников, пели и танцевали в весенне-летний период на повседневных уличных гуляньях у реки, на лугу. Хореография их основана на простом и переменном шаге, иногда с двойным, тройным притопом ногами и хлопками в ладоши.

Молодежь собиралась на деревенских улицах, а чаще на полянах, и запевала особые песни, под которые водили «узорчатые» хороводы, хороводы «вьюном». Хоровод представлял собой круг, который двигался под такт песни в ту или другую сторону. Быстрота движений зависит от темпа песни. Часто такой круг развивался, и «заводила» всю линию водил в том направлении, которое ему «вздумается» выбрать, и хоровод извивается «змейкой».

Иногда рассаживали на поляне по разным направлениям подростков, копали в земле небольшие ямочки, или клали маленькие палки, и весь хоровод водился между ними. Народные гулянья продолжались, как правило, допоздна. Разжигались костры, и хоровод исполнялся между ними, приобретая при таком освещении весьма поэтический вид.

В ряде хороводных действий ощущается связь с обрядами календарно-земледельческого круга, составной частью которых они и были в прошлом. С распадом обряда они превратились в любимую народную игру.

В Сибири хороводы вбирали в себя многие функции по формированию социально-значимых черт молодежи, нравственных принципов, психологической подготовки молодых людей к брачной жизни. Особенно это проявлялось на вечёрках. Необходимо отметить, что климатические, географические условия Сибири способствовали утрате многих элементов традиционных российских хороводов. Если за Уралом тепло наступает сравнительно раньше, чем в Сибири, то и хороводы водили на «красных» горках, лугах, а в Сибири в это время еще лежат глубокие снега и стоят морозы, доходящие до 30°. Эти климатические условия и заставили перенести хороводы и игры с улицы на вечёрку в дома.

Особенность вечёрошних хороводов заключается в том, что они обычно заканчивались поцелуем. В настоящее время поцелуй, однако утратил присущий ему ранее магический характер и выступает только в любовно-брачном контексте, как игровой элемент.

Многие хороводы, в основном игровые. Имеют чётко выраженное нравоучительное назначение. Если мы возьмём наиболее ранние хороводы, то по ним видно, как игровое действие помогало выработать у молодого поколения конкретные трудовые навыки, необходимые при выращивании той или иной культуры (как, например, обработка льна), где в игровом действии имитируется весь трудовой процесс – от посева до обработки, от ткачества до шитья. В сибирских хороводах в меньшей мере отражена охота, ловля рыбы, возделывание пшеницы.


Все виды хороводов были важнейшими компонентами народных гуляний, вечёрок, что не могло, не отразится на форме и содержании хороводных танцев. Шутка, лихость в поступках и помыслах, весёлое озорство активно входили в игровые хороводы, вечёрошные и сидячие хороводы.

Большинство хороводных песен Сибири восходят к общерусской традиции, однако, развиваясь, они многое восприняли и от украинской, белорусской песенности. Об этом свидетельствуют многие литературные источники и образцы народного творчества. Однако, очень трудно, практически невозможно установить влияние белорусов или украинцев на формирование танцевального фольклора. Ясно одно, что взаимосвязи русских, белорусов, украинцев привели к появлению новой этнической общности восточнославянского происхождения, унаследовавшей фольклор трёх народов. Игнорировать этот факт – значит давать ложное представление о культуре Сибири.

На исполнение хороводов влияет и разнообразие в костюмах, отличающихся друг от друга и подчас весьма далеких от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Пляска относится к основному виду сибирской народной хореографии. Это наиболее распространённый вид хореографии, повсеместно бытующий в Сибири. Переселенцы из европейской части России принесли с собой различные виды плясок, их манеру исполнения. Сохраняя свою основу, передаваемая из поколения в поколение, пляска развивалась, открывая большой простор для индивидуального и массового творчества. Как отмечают путешественники по Сибири, писатели, исследователи народного творчества, ни один народный праздник, гулянье не обходилось без плясок.

Как и любая другая пляска, сибирская пляска состоит из отдельных движений, которые отличаются друг от друга характером и манерой исполнения, отражая отдельные черты пляшущего человека. С помощью танцевальных элементов исполнитель раскрывает содержание пляски, создает конкретный художественный образ. Все исполнители движения подчинены ритму и темпу, характеру музыкального или песенного сопровождения.

Неотъемлемой чертой сибирской пляски является импровизация исполнителей. Исполнителям сибирской пляски характерно выразительное проявление верхней части корпуса, особенно головы и рук. Исполняя пляску, сибиряк раскрывает свои индивидуальные черты, свою изобретательность. Если исполнитель «ввернул» в пляску замысловатое «коленце», то после – обязательный проход по кругу дробным или переменным шагом. Вздергивая головой вверх. Сибирские пляски просты в построении и подборе движений, они доступны каждому, желающему танцевать. В плясках могут принимать участие, как юноши, так и девушки, реже участвуют женатые мужчины и женщины.


Сибирские пляски, в отличие от западных областей России, исполняется малым количеством участников, т.к. местом их исполнения была изба, на улице в летний период – место у дома. Одни пляски исполняются в быстром темпе, например, пляска «Табора», другие начинаются в медленном темпе, как например, «Саратова», а заканчиваются в быстром темпе. В таких плясках присутствует строго установленное хореографическое построение.

Характер мужской сибирской пляски определяет удаль, скромность, виртуозность, ловкость, юмор, внимание и уважение к партнерше.

Характер женской сибирской пляски отличается гордостью, благородством, плавностью и, в то же время, юмором и задором.

Сибирская пляска несет в себе многие черты сибирского характера человека. Например, такие пляски, как «Сербияночка», «Саратова» широко были распространены по Сибири. Эти пляски представляют собой яркое эмоциональное выражение сибирского русского характера.

Отличительной чертой сибирской пляски является индивидуальная импровизация (что составляет основу как общерусской, так и сибирской пляски), суть которой следующая – свободное комбинирование разных движений, усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов.

Лексика сибирской пляски выразительна, осмысленна. Её назначение – выразить в создаваемом образе своеобразие сибирского народа.

Сибирская пляска, как и общерусская, отличается от хоровода своей богатой и более сложной танцевальной лексикой. В некоторых сибирских хороводах, например в «вечёрошных», «сидячих», «проходочных» существуют элементы припляса и даже пляски, где выделяются солисты, разыгрывающие действие песни, но танцевальный язык технически ограничен. В плясках же лексика значительно сложнее, она включает дроби, вращения, хлопушки, присядки и т.д. В отличие от хоровода, в пляске есть возможность исполнителю двигаться в пространстве: и «выходка» мужчин, и проходка по кругу женщин, и всевозможные переходы, и вращения в парах и т.д. – всё это позволяет создавать новые рисунки, построения, присущие только пляске.

Музыкальное сопровождение – это другой признак, который отмечает пляску от хоровода. Сибирская пляска может исполняться как под песню, так и под музыку. Если пляска может исполняться под песню, то это быстрая песня, с резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называются плясовыми, а в некоторых местностях «бравыми», «шустрыми», «гуловыми», «таборными».