ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После того как эта картина распадается, музы выстраиваются в линию перед Аполлоном. Линия отодвигается назад, бог и богини движутся внутрь сцены и, наконец, останавливаются. Три девушки стоят неподвижно; Аполлон наклоняется и мягким движением плеча будто оживляет их. Начиная с Терпсихоры, музы танцуют поодиночке. Мелодия заканчивается.

Аполлон дарит каждой музе символический предмет, олицетворяющий искусство, которому она покровительствует. Каллиопа, муза поэзии, получает вощёную дощечку для письма; Полигимния, муза пантомимы, - маску, как знак высокого безмолвия и силы жеста, а Терпсихоре, музе танца и пения, Аполлон преподносит лиру, звуками которой сопровождаются выступления танцоров и певцов. Музы с восторгом и благоговением принимают эти дары, становятся в линию, а затем резво, словно развеселившиеся дети, убегают к боковой части сцены. Аполлон требует, чтобы музы продемонстрировали своё искусство, и садится поодаль, дабы наблюдать за ними.

Первой вперёд выступает Каллиопа с дощечкой в руках. Она прижимает дощечку к груди, затем кладёт её «на землю» и начинает танец. Ритм музыки, под которую она танцует, напоминает размер александрийского стиха, классического для «героической» французской поэзии. Танец весьма эмоционален; кружась по сцене под взглядом Аполлона, Каллиопа исполняет весьма смелые движения. Когда танец близится к концу, она поспешно царапает что-то на ладони, гадая, удалось ли ей угодить повелителю. Негромкая мелодия словно плачет вместе с ней. С опечаленным лицом Каллиопа показывает Аполлону написанное. Он недоволен.

Бравурные аккорды возвещают танец Полигимнии. Отложив свою маску, она порхает по сцене под бойкую, ритмичную мелодию. На протяжении танца девушка то и дело прикладывает палец к губам, напоминая о загадочном молчании маски. Но воодушевление молодости подводит её: увлечённая радостной, земной мелодией, Полигимния обо всём забывает. Прежде чем она успевает опомниться, с её губ срываются слова. Ужаснувшись, муза зажимает себе рот обеими руками, но ей не удаётся избежать порицания Аполлона, который всё видел. (С-4)

Терпсихора выходит вперёд и начинает танцевать, повернувшись в профиль к зрителям. Она высоко поднимает лиру над головой, линии её изогнутых рук повторяют форму инструмента, а ноги переступают по земле так, словно перебирают струны. Её движения изысканны, отточены и исполнены уверенной грации; жесты рук в череде скульптурных арабесков подчёркивают красоту тела. Музыка, под которую танцует Терпсихора, напоминает мелодию партии Каллиопы, но на этот раз она кажется более выразительной и менее романтичной. Из всех муз только Терпсихоре удаётся заслужить похвалу Аполлона.


Наступает очередь сольной партии молодого бога. Мелодия начинается величавыми аккордами. Аполлон простирает руки к Олимпу, легко прыгает, на мгновение зависнув в воздухе, и опускается на колени. В размеренном ритме музыки Аполлон демонстрирует безукоризненное совершенство движений, подавая пример музам и утверждая, что великолепно владеет искусством, которого требует от них.

Закончив танец, Аполлон простирается на земле в грациозной и величественной позе. Терпсихора приближается к нему и касается его руки. Переступив через протянутую руку Аполлона, юная богиня замирает в арабеске, затем выпрямляется и садится на колени к Аполлону. Бог подаёт музе руку, оба встают и не спеша начинают pas de deux. Мелодия танца лирична и вместе с тем бравурна, она возвещает об олимпийском могуществе и силе, о красоте и грации.

Аполлон поддерживает Терпсихору, застывшую в арабеске, затем поднимает её в воздух – при этом муза прогибается в спине, свешиваясь через плечо партнёра, - и опускает на землю. Она встаёт на пуанты и принимает грациозную позу. После стремительных и отточенных пируэтов в объятиях Аполлона Терпсихора припадает к нему всем телом. Под мажорную мелодию они разбегаются в игривом танце, затем вновь сближаются и встают на колени. Аполлон кладёт голову на ладони Терпсихоры. Она ложится поперёк спины Аполлона, а тот в награду за прекрасный танец даёт музе краткий урок плавания. Руки Терпсихоры движутся в воздухе так, словно раздвигают воду. Когда Аполлон выпрямляется, Терпсихора обвивается вокруг него.

Выбежавшие на сцену Каллиопа и Полигимния включаются в весёлую коду. Музы демонстрируют Аполлону вновь обретённую радость движений. Молодой бог протягивает двум девушкам руки и кружит их в воздухе. Живость и грацию муз подчёркивает энергичный, изменчивый ритм музыки, которая убыстряется по мере приближения финала. Схватив муз за руки, Аполлон увлекает их за собой, стремительно пробегая по сцене, точно на состязании колесниц. Когда музыка обрывается, Аполлон застывает на сцене. Три девушки одновременно подходят к нему и хлопают в ладоши. Аполлон приникает к ним, положив голову на подставленные ладони муз…

С вершины Олимпа доносится звучный голос Зевса – он зовёт сына домой. Аполлон стоит неподвижно, будто зачарованный, и вслушивается в зов. Три музы садятся на землю. Аполлон медленно обходит вокруг них. Он останавливается позади девушек, вытягивает перед собой руку, и музы делают взмах ногами, стараясь коснуться её. Величественным жестом Аполлон благословляет муз. Они тянутся к нему, Аполлон помогает им встать на ноги. На мгновение руки четырёх танцовщиков сплетаются, а затем три музы застывают в арабеске рядом с Аполлоном. Эта живая картина символизирует единство Аполлона и муз.


Взяв муз за руки, Аполлон увлекает их за собой через всю сцену. Он подводит девушек к подножию высокой скалы и начинает взбираться на вершину, указывая путь к Олимпу. Музы следуют за ним. На фоне неба вырисовываются четыре силуэта – это бог и музы, простирающие руки к солнцу. Лето, мать Аполлона, в прощальном движении тянется к сыну и обессилено падает на руки прислужниц.

(С-5) Но вскоре Георгий Баланчивадзе становится жителем США, сменив имя на Джорджа Баланчина.

Балет «Серенада» в 1934 году стал первой постановкой Баланчина в США. Вскоре после прибытия в Америку вместе с Линкольном Керстайном и Эдуардом М.М. Уорбургом Баланчин открыл в Нью-Йорке «Школу американского балета». Баланчин включил в программу вечерний класс сценического мастерства, чтобы показать ученикам, как выступление на сцене отличается от работы в классе. «Серенада» стала результатом уроков, которые давал Баланчин.

Балет «Серенада», получивший название в соответствии с музыкальным произведением – серенадой до-мажор для струнных инструментов Чайковского, - излагает сюжет музыкальными и хореографическими средствами, избегая ненужных побочных линий. Несмотря на то что пьеса Чайковского не была предназначена для балета, танцевальный характер её четырёх частей предполагает наличие различных эмоций и ситуаций, поэтому создаётся впечатление, что балет имеет свою сюжетную основу: внешне «чистый» танец образует своего рода повествование. И каждый зритель вправе увидеть и различить в нём свою музыку и свой танец.

Большинство людей наверняка согласятся, что непрограммному музыкальному произведению незачем иметь сюжет, чтобы доставить истинное удовольствие: симфониями Чайковского и Моцарта мы наслаждаемся ничуть не меньше, чем сюжетный симфонией «Пастораль» Бетховена. «Серенада» программна настолько, насколько это прописано в партитуре.

Постановка балета – способ балетмейстера средствами хореографии выразить своё понимание музыкальной пьесы. Четыре части пьесы Чайковского в балете исполняются одна за другой в следующем порядке: 1) Пьеса в форме сонатины: Andante non troppo, Allegro, 2) Вальс, 3) Русская тема: Andante, Allegro con spirito, 4) Элегия. Этот балет исполняют двадцать восемь танцовщиц в голубых костюмах на фоне синего задника.



«Серенада» (с-6)

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Звучат мощные и широкие вступительные аккорды краткого анданте, которые повторяются перед тем, как поднимется занавес. На сцене находится группа девушек, выстроившихся пересекающимися линиями. Время действия – ночь. На танцовщиц падает приглушённый свет. Поначалу они стоят неподвижно, а затем начинают двигаться под музыку. Свет становится ярче, слышится мелодичное аллегро.

Девушки танцуют небольшими группками, словно рисуя узоры на сцене. Одна из них исполняет соло, вращаясь, застывая в позах и совершая прыжки среди остальных. Другие танцовщицы подражают ей, а затем начинают вращаться всё быстрее, встав в широкий круг. Внезапно все девушки застывают на месте, образовав ту же картину, которой открылся балет; вновь звучат уже знакомые аккорды вступительного анданте.

Одна из девушек явно опоздала. Она выбегает на сцену и становится на своё место. В глубине сцены появляется юноша. Когда он направляется к девушке, её подруги покидают сцену.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

Под звуки начинающегося вальса юноша устремляется к девушке. Они танцуют вдвоём; девушка то удаляется от партнёра, то вновь сближается с ним. Когда на сцену выходят её подруги, девушка весело танцует среди них, затем она и её партнёр возглавляют общий танец. Юноша высоко поднимает балерину, стоя на фоне ансамбля. Вальс заканчивается медленно и тихо, ансамбль расходится в темпе заключительных фраз музыки.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ (четвёртая часть пьесы)

На сцене остаются пять девушек. Они садятся на пол лицом друг к другу. При первых же звуках жизнерадостной русской мелодии они вскакивают и танцуют, не скрывая веселья. Выбежавший на сцену юноша присоединяется к ним, а когда весь ансамбль с завершением музыки убегает со сцены, одна из девушек лежит на полу, закрыв лицо руками. Она осталась в одиночестве.

ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ

Другая девушка приводит к подругу юношу. Стоя у него за спиной, танцовщица подталкивает его вперёд, словно проверяя, как он выполнит её желание. Подойдя к лежащей девушке, юноша помогает ей подняться и танцует с двумя партнёршами то вместе, то поочерёдно. Наконец наступает момент, когда он должен сделать выбор. Девушка, которая вывела его на сцену, требует безраздельного внимания, и юноша остаётся с ней. Брошенная героиня падает, на миг приподнимается и затем вновь поникает. Трое юношей поднимают её вытянутое тело на своих плечах. Девушка медленно изгибается, широко раскинув руки; юноши несут её, словно участники процессии.