Файл: Экономика культуры Учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры и массовых коммуникаций рф

Глава 1. От натурального хозяйства к рынку

Глава 2 Рыночная система с использованием наемного труда

Глава 3 Государство в смешанной экономике

Пример 3.1

Пример 3.2

Пример 3.3

Пример 3.4

Пример 3.5

Раздел II Экономическая теория культурной деятельности

Глава 4 Общественные товары

Глава 5 Дискуссия вокруг мериторики

Глава 6 Экономическая социодинамика

Глава 7 Рынок культурных благ

На производство культурных благ

Глава 8 Особенности факторных рынков в сфере культуры

Часть 2

Глава 9 Правовые основы экономики культуры

Пример 9.1

Глава 10

Пример 10.1

Пример 10.2

Пример 10.3

Раздел IV

Введение

Глава 11

В культуре и промышленности (Российская Федерация)7

Пример 11.1

Глава 12 Принципы, формы и система оплаты труда

Раздел V Финансовые отношения в сфере культуры

Глава 13 Государственные расходы на культуру

В общей сумме доходов*

По состоянию на начало 2005 г.

Показатели их измерения

Глава 14 Налоговые правоотношения государства и культуры

Глава 15 Внебюджетные источники финансирования

Однако изменение состава участников рыночной модели в результате добавления к ним государства нуждается в отражении данного факта в стандартном экономическом описании. Иначе говоря, мы сталкиваемся с необходимостью учета государственной активности в рыночных сделках. Новая «точка обзора» требует коррекции известного условия равновесия — равенства предельных издержек предельной полезности, поиска его обобщенной формы с учетом социальных интересов общества. При этом мы исходим из того, что социальная полезность товаров и услуг отражает общественные преференции, которые не выявляются рыночным путем и которые экономическая теория благосостояния относит к так называемым ценностным суждениям (Werturtett).

Оставляя в стороне известную дискуссию на тему правомерности включения в экономический анализ «ценностных суждений» и рассматривая не выявляемые рыночным путем общественные предпочтения в качестве одной из составляющих экономического равновесия, обратим внимание на другой теоретический сюжет. Дело в том, что появление государства в числе субъектов рынка ставит вопрос о нахождении корректного способа учета его автономного интереса, не растворенного в предпочтениях индивидуумов. По своему содержанию это соответствует задаче построения некой обобщенной функции благосостояния В = F(U1, U2, ..., UK, US), где U- - предпочтения k-го индивидуума, a US- «ценностные суждения», постулируемые в границах и посредством механизмов политической системы, существующей в данном обществе и в данное время. Поиск такой функции общественного благосостояния, собственно, и есть доминанта указанного сюжета. Здесь существуют три основных подхода.

Первый подход продиктован принципом свободы от ценностных суждений. Заметим, что данный принцип главенствовал в экономической теории в течение многих лет и обуславливал игнорирование преференций Us, не выявляемых рыночным путем. В этом простом, в сущности, вырожденном случае (нет интереса US- нет и проблемы) все сводится к различным агрегатам индивидуальных полезностей: от бентамовского «суммарного счастья» (В = U1+U2+...+UK) до минимаксовских моделей, включая ролсианскую функцию максимизации благосостояния индивидуумов, оказавшихся в худшем положении [В = min (UK)].

Второй подход, связанный с отменой «табу» на ценностные суждения, был предложен в классической работе Абрама Бергсона, который ввел в экономический анализ индивидуальные предпочтения альтернативных состояний общества. Указанный результат лег в основу известной модели Бергсона-Самуэльсона, где общественный интерес Us был представлен в виде индивидуальных преференций в отношении разных состояний общества U1S, U2S,…, UKS. Таким образом, базовой нормой в данной модели — подчеркнем это особо - оставалось требование индивидуализации общественного интереса (парадигма сводимости). При этом в конструкции функции общественного благосостояния был использован стандартный прием: общественные преференции U1s,U2s,…,UKs были просуммированы с помощью некого множителя с индивидуальными предпочтениями U1, U2,….., UK, т. е. сведены к весовым множителям «ранжирующие различные комбинации индивидуальных полезностей».


Назовем здесь и работу Ховарда Марголиса, предложившего свою модификацию функции общественного благосостояния, учитывающую уже в явном виде социальный интерес Us, присущий совокупности индивидуумов как целому. Принципиальный характер конструкции Марголиса состоит в том, что признание автономного общественного интереса указывает на возможность его неполного растворения в предпочтениях индивидуумов, выявляемых рыночным путем. Возникающий в этом случае «остаток», собственно, и демонстрирует социальную составляющую Us в функции общественного благосостояния В. Однако, оставаясь адептом принципа нормативного индивидуализма, Марголис постарался избавиться от этого «социального довеска». Придав социальному интересу соответствующий вес Аi, он присовокупил его к предпочтениям индивидуумов и определил функцию общественного благосостояния в виде:

В =F[(U 1+AUS), (U 2+AUS), ..., (U K+AU5)}.

В этом смысле модель Марголиса не очень сильно отличается от модели Бергсона - Самуэльсона. И в той и в другой конструкции не выявляемый рыночным путем общественный интерес US суммируется с помощью весовой функции с индивидуальными интересами U, Главное, что сам процесс такого суммирования опирается на предположение об однородности этих интересов. Причем, когда интерес US строго предписывается индивидуумам (парадигма сводимости), предположение это выглядит даже логичным. Если же исходить из невозможности индивидуализации несводимых социальных интересов, из того, что ценностные суждения нельзя «приклеивать» к предпочтениям индивидуумов, то неоднородность преференций Uk и US становится очевидной. Использование весовой функции здесь ничего не меняет и никак не уменьшает сомнений в корректности суммирования этих интересов.

Третий подход основан на принципах экономической социодинамики и в некотором смысле продолжает линию Марголиса в отношении существования интереса, присущего обществу в целом. Однако в отличие от модели Марголиса базовой нормой в данном случае является несводимость социального интереса US, его несоизмеримость с индивидуальными предпочтениями UK, не допускающая их традиционного суммирования.

Для большей наглядности изложения этих подходов упростим ситуацию до двух обобщенных игроков. Пусть, как и в предыдущей главе, индивидуальные интересы Робинзона и Пятницы, трансформируемые механизмом невидимой руки в агрегированный общественный интерес U1,, представляет игрок под именем Мегаиндивидуум. И пусть другой игрок - Меритор является носителем ценностных суждений, постулируемых в виде несводимого общественного интереса Us. Рассмотрим теперь рисунок 6.3, на котором представлены интересы Мегаиндивидуума и Меритора по поводу производства и потребления некого блага G.


Иллюстрируя первый подход, допустим, что любые интересы сводимы и ценностные суждения в отношении блага G отсутствуют или просто игнорируются. В этой стандартной ситуации точка пересечения кривых предложения S и совокупного спроса индивидуумов - спроса Мегаиндивидуума U1 =f(U 1, U2,….,UK) является точкой равновесия А, в которой производство блага в объеме GА и его продажа по цене РА оказываются приемлемы для Мегаиндивидуума.

При рассмотрении двух других подходов будем исходить из того, что островитяне сформулировали в отношении блага G некоторые ценностные суждения и решили, что их игнорировать не следует. Допустим, что именно так и проявился невыявленный рыночным механизмом социальный интерес, скажем, в отношении увеличения объема производства и потребления блага G. В возникшей ситуации кроме сформировавшихся рыночным путем предпочтений Мегаиндивидуума U1 появились еще и преференции Меритора US, стремящегося к увеличению потребления блага G, причем теми же островитянами, интересы которых представлял раньше лишь один Мегаиндивидуум. В этих обстоятельствах точка А перестает быть точкой равновесия. Для того чтобы в изменившихся условиях найти новое положение равновесия, необходимо построить обобщенную кривую совокупного спроса, учитывающую предпочтения Мегаиндивидуума и Меритора..

Рис. 6.3. Равновесие в экономической социодинамике

Иллюстрируя второй подход, будем опираться на традиционные представления об однородности интересов Мегаиндивидуума и Меритора. В этом случае Меритор с интересом US может рассматриваться в качестве такого же субъекта рынка, как и другие его участники, обладающие предпочтениями U1, U2,…,Uk. В подобных обстоятельствах совокупный спрос уже нового Мегаиндивидуума – II формируется по известному закону: в поток индивидуальных предпочтении U1, U2,…,Uk вливаются и общественные преференции US,, т. е. В =F(U1,U2, ....,UK,US.) Следует подчеркнуть, что в подобной конструкции все участники рынка, включая Меритора, приобретают разные объемы блага G по единой для всех цене, равной предельной полезности этого блага.


Комментируя данный подход, выскажем еще раз свои сомнения в корректности конструкции, основанной на агрегировании сводимых и несводимых интересов на уровне индивидуумов. В основе этих сомнений лежит один примечательный факт. Дело в том, что возникновение несводимого интереса Us, в дополнение к сводимому интересу U1=f(U1,U2.,..,UK) в отношении блага G, и появление отвечающих за эти интересы пары игроков - Меритора и Мегаиндивидуума, сопровождается трансформацией самого блага G. Внимательный читатель должен заметить появление в данном благе признаков общественного товара. В этом нетрудно убедиться, если обратить внимание на характер потребления Мегаиндивидуумом и Меритором блага G: как это ни покажется удивительным, но для указанной пары игроков оно может быть только совместным и равным. Последнее утверждение требует некоторых пояснений.

Начнем с того, что в основе несводимого социального интереса US лежит не сам феномен потребления блага G отдельным индивидуумом, а «ценностные суждения» по поводу желательности потребления этого блага на заданном уровне всей их совокупностью. Примером служит заинтересованность общества в увеличении масштабов потребления культурных благ, в расширении образования и т. п. Процесс потребления блага G в этом случае приводит к двум результатам: наряду с удовольствием отдельных индивидуумов имеет место удовлетворенность их совокупности в целом общим уровнем потребления данного блага. Иначе говоря, благо G входит одновременно в обе функции полезности: Мегаиндивидуума и Меритора. Причем без потребления блага G индивидуумами не может удовлетворяться интерес общества; и чем больше достается индивидуумам, тем в большей степени реализуется и общественный интерес. Указанные свойства, собственно, и превращают благо G в общественный товар, который Мегаиндивидуум и Меритор потребляют только совместно и в равном количестве.

Сформулируем общий теоретический вывод. В композиции, где индивидуумы имеют предпочтения U1 , U2, ..,UK в отношении частного блага G, и их агрегированный посредством рынка совокупный интерес U1=f(U1,U2.,..,UK) дополняют ценностные суждения US, само благо G приобретает некую двойственность. С позиций индивидуальных предпочтений оно остается частным благом, для пары интересов U1 и US, оно выступает в качестве общественного товара. В этой ситуации эффективное равновесие по Парето для рассматриваемой пары игроков — Мегаиндивидуума и Меритора, имеющих свои персональные интересы в отношении общественного блага G, реализуется, как уже отмечалось ранее, лишь в форме равновесия Линдаля. И, по свидетельству теории, суммарный спрос в указанном случае определяется путем вертикального суммирования кривых спроса Мегаиндивидуума и Меритора.


Подчеркнем особо, что в равновесии Линдаля все его участники потребляют общественное благо в равном количестве, но по разным ценам. Эти персонифицированные цены — «цены Линдаля», обеспечивающие эффективное равновесие по Парето, собственно, и выявляют неоднородность интересов Мегаиндивидуума и Меритора. Мы имеем в виду лишь тот факт, что интерес Меритора, сформированный на основе ценностных суждений, не может вливаться в общий поток индивидуальных предпочтений, выразителем которых является Мегаиндивидуум. Поэтому и кажутся нам не вполне корректными любые формы индивидуализации общественных преференций Us посредством их агрегирования с каждым из индивидуальных интересов UK в отдельности.

Проиллюстрируем теперь третий подход, основанный на процедуре вертикального суммирования агрегата индивидуальных предпочтений U1 и социального интереса US. Его содержанием является построение обобщенной кривой совокупного спроса. Для этого вновь вернемся к рисунку 6.3, где искомая кривая спроса представлена линией U. Понятно, что в этом случае равновесие Линдаля ревизуется в точке L, где пересекаются кривые предложения S и совокупного спроса U. В этой точке и Мегаиндивидуум и Меритор потребляют одинаковое количество блага GL, по цене PL, равной сумме персонифицированных цен РL и Ps. При том Мегаиндивидуум предъявляет спрос на благо G в объеме P1GL, а Меритор - в объеме PSGL. Иначе говоря, в точке равновесия выполняется равенство S(GL) =P1GL+ PSGL.

Проинтерпретируем теперь «цены Линдаля». Напомним, что в авторской трактовке речь идет о совокупности граждан, предъявляющих спрос на одинаковое количество общественного блага посредством заданного распределения общего налогового бремени D. При этом налоговые доли D1, D2, ..., DH, собственно, и выполняют функцию цен равновесия. В предложенной же конструкции, где благо G одновременно выступает как частное благо и как общественный товар, цены Линдаля имеют иную и, главное, разную природу. В основе персонифицированной цены Мегаиндивидуума Р1 лежит предельная индивидуальная полезность частного блага G; цена, оплачиваемая Меритором PS, также соответствует предельной, но уже социальной полезности общественного блага G и отражает ту часть бюджетных ресурсов государства (в том числе налоговых доходов), которая расходуется на реализацию социального интереса US..