Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 928

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Особо выделим группу так называемых запредельно-эти­ческих ошибок. В строгом смысле это даже не ошибки, а реали­зованные педагогические противопоказания, т.е. факты, случаи, явления, заведомо приводящие к отрицательному ре­зультату, о чем педагогу, безусловно, известно.

Термин «запредельно-этические ошибки» использует­ся нами для обозначения грубых антипедагогических форм поведения педагогов в образовательном процессе по при­чине их невоспитанности. Бестактность, игнорирование правовых норм человеческого взаимодействия имеют ме­сто в ситуации иллюзии безнаказанности, поскольку дети не имеют возможности в полной мере защитить свои пра­ва в образовательном процессе. К таким педагогическим правонарушениям с полным основанием можно отнести оскорбления учителями учеников и их родителей, рукоп­рикладство (любые формы проявления физической агрес­сии), насмешки, бестактные замечания по поводу вне­шности и личной жизни учеников и их родителей, дур­ные привычки и пристрастия «педагогов».

З апредельно-этические ошибки совершаются далеко не большей частью педагогов, но тот факт, что они встре­чаются в реальной педагогической действительности, не дает права их замалчивать, а серьезность их последствий диктует необходимость формирования к ним нетерпимо­го отношения со стороны как общественности (прежде всего родителей), так и администрации образовательного учреждения.

Существуют специфические причины совершения педа­гогических ошибок, обусловленные самим характером педагогической деятельности (рис. 15).
К ним могут быть отнесены следующие явления. Длительное пребывание педагога в роли главной фигу­ры организации жизнедеятельности детей формирует привычку поучать и иллюзию владения абсолютным знанием о том, что правильно, а что нет. Это притуп­ляет критичность в оценке собственных позиций и дей­ствий, формирует у педагога ложное представление о собственной непогрешимости, восприятие себя, своих поступков как единственно верных. У учителя может сформироваться ложное представление о Потере авторитета в случае признания ошибки, отсю­да — отказ от коррекции своей деятельности. Боязнь по­казаться некомпетентным приводит к самообману по по­воду правильности действий в ошибочной ситуации.


3. Может возникнуть боязнь самих ошибок, которая происхо­дит из ложного представления об ошибке как проступке. Вполне естественно не любить собственные ошибки. Педагоги, как и все люди, ищут и находят способы избе­жать столкновений с негативными последствиями соб­ственных действий.

Рассмотрим способы избегания.

1. Баллистическое поведение. Педагог как бы «выстрели­вает» свое решение, как пушечное ядро, и мало забо­тится о месте его приземления (поскольку после выст­рела на ядро уже нельзя повлиять). Представление о необходимости принять решение как таковое в этом случае — главная задача. Приняв решение, можно считать, что проблема решена, и убедить себя в том, что это решение верное. Подобное поведение дает пе­дагогу возможность сохранить иллюзию собственной компетентности за счет того, что он не учитывает по­следствия собственных действий.

2. Атрибутирование своих ошибок другим людям или обсто­ятельствам, нежелание признавать их своими. «Я хотел как лучше, но обстоятельства помешали». Педагог начи­нает искать и как бы находит эти обстоятельства. «Не я плохо учу - ученики не способны хорошо учиться».

3. Превращение «плохо» в «хорошо» и приписывание оши­бочному решению или действию важной роли. «Не было ошибкой предложить детям нечетко сформулирован­ное домашнее задание. Это было сделано в целях фор­мирования у них умения ориентироваться в ситуации неполной информированности, которое весьма приго­дится в жизни».

Завершая разговор о педагогических ошибках как спе­цифическом компоненте педагогической деятельности, следует остановиться на общих рекомендациях по их про­филактике.

1. Проводите систематический анализ собственных дей­ствий в процессе профессиональной деятельности с по­зиции «подвергаю сомнению правильность содеян­ного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в про­цессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.

2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений, поступков.

3. Тщательно изучайте все дисциплины учебного курса, в особенности педагогику и психологию. Не переоцени­вайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.

4. «Коллекционируйте» свои ошибки. Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволя­ет не «наступать на грабли» многократно.



5. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, форми­руйте новые привычки мышления. Страх не предупре­дит совершение оплошности.

6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируй­те готовность проанализировать альтернативные пути ее решения.

7. Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на се­минарское занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»).

8. Избегайте подражания. Не принимайте на веру умоза­ключения других людей, даже ваших наставников-пе­дагогов. Будьте в меру критичны и самокритичны! Не формируйте свое отношение к другим людям (возмож­но, будущим коллегам) на основании чужих выводов.

9. Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона».

10.Не принимайте негативные реакции людей, их неадек­ватное поведение как желание причинить вам неудоб­ство. В основе такого поведения лежат собственные про­блемы людей и неумение их конструктивно разрешать. Добросовестного педагога характеризует стремление све­сти к минимуму вероятность совершения ошибки. Как субъект педагогической деятельности он постоянно решает разнообразные по содержанию и степени сложности педа­гогические задачи. Научить никогда не ошибаться в их ре­шении нельзя. Но можно и должно формировать представ­ления и умения эффективного поведения педагога в ситуа­циях реальной педагогической действительности.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение и раскройте сущность педагогической де­ятельности.

2. Охарактеризуйте специфику педагогической деятельности.

3. В чем состоят особенности деятельности учителя сельской школы?

4. Что такое педагогическая мотивация и каковы ее разновид­ности?

5. Назовите виды педагогической деятельности и дайте их крат­кую характеристику.

6. Перечислите функции педагогической деятельности. Раскройте содержание одной из них (по выбору).

7. Дайте определение понятия «стиль педагогической деятель­ности». Охарактеризуйте один из стилей (по выбору).

8. Назовите и охарактеризуйте педагогические умения.

9. В чем заключается профессиональная компетентность педа­гога? Раскройте ее структуру.

10. Дайте определение понятия «профессиональная педагогиче­ская ошибка». Каково место педагогической ошибки в струк­туре профессиональной деятельности педагога?


11. Используя типологию профессиональных педагогических ошибок, приведите пример подобных явлений в своей школь­ной жизни.
Литература для самостоятельного изучения

1. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. - Ярославль, 1994.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

3. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. — М., 1990.-С. 151.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.— Ростов-н/Д, 1997.

5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимо­сти от типологических свойств нервной, системы. - Казань, 1989.

6. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. — М., 1955.

7. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв. В 2-х т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 156.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998.

10. Словарь-справочник по педагогике. Автор-сост. В.А Мижери-ков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.

11. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию. Курс лекций. — М., 2002.


ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА:
СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Термин «культура» (cultura) — латинского происхож­дения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В Дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении.

В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру: как универсаль­ный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, О.Г. Дробнйцкий); как совокупность матери­альных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефи­мов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Каган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как ме­тод творческой самореализации личности в различных сфе­рах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как сте­пень возвышения человека над своей естественной био­логической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоот­ношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от био­логических форм жизни, так и на качественное своеобра­зие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особен­ностей сознания, поведения и деятельности людей в кон­кретных сферах жизни (культура труда, в том числе и пе­дагогического, общения, питания и т.д.).

В более узком смысле культура выступает как сфера ду­ховной жизни людей, способ осуществления ими профес­сиональной и иной деятельности.

Классиками марксизма была высказана мысль о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми