Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1223
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Особо выделим группу так называемых запредельно-этических ошибок. В строгом смысле это даже не ошибки, а реализованные педагогические противопоказания, т.е. факты, случаи, явления, заведомо приводящие к отрицательному результату, о чем педагогу, безусловно, известно.
Термин «запредельно-этические ошибки» используется нами для обозначения грубых антипедагогических форм поведения педагогов в образовательном процессе по причине их невоспитанности. Бестактность, игнорирование правовых норм человеческого взаимодействия имеют место в ситуации иллюзии безнаказанности, поскольку дети не имеют возможности в полной мере защитить свои права в образовательном процессе. К таким педагогическим правонарушениям с полным основанием можно отнести оскорбления учителями учеников и их родителей, рукоприкладство (любые формы проявления физической агрессии), насмешки, бестактные замечания по поводу внешности и личной жизни учеников и их родителей, дурные привычки и пристрастия «педагогов».
З апредельно-этические ошибки совершаются далеко не большей частью педагогов, но тот факт, что они встречаются в реальной педагогической действительности, не дает права их замалчивать, а серьезность их последствий диктует необходимость формирования к ним нетерпимого отношения со стороны как общественности (прежде всего родителей), так и администрации образовательного учреждения.
Существуют специфические причины совершения педагогических ошибок, обусловленные самим характером педагогической деятельности (рис. 15).
К ним могут быть отнесены следующие явления. Длительное пребывание педагога в роли главной фигуры организации жизнедеятельности детей формирует привычку поучать и иллюзию владения абсолютным знанием о том, что правильно, а что нет. Это притупляет критичность в оценке собственных позиций и действий, формирует у педагога ложное представление о собственной непогрешимости, восприятие себя, своих поступков как единственно верных. У учителя может сформироваться ложное представление о Потере авторитета в случае признания ошибки, отсюда — отказ от коррекции своей деятельности. Боязнь показаться некомпетентным приводит к самообману по поводу правильности действий в ошибочной ситуации.
3. Может возникнуть боязнь самих ошибок, которая происходит из ложного представления об ошибке как проступке. Вполне естественно не любить собственные ошибки. Педагоги, как и все люди, ищут и находят способы избежать столкновений с негативными последствиями собственных действий.
Рассмотрим способы избегания.
1. Баллистическое поведение. Педагог как бы «выстреливает» свое решение, как пушечное ядро, и мало заботится о месте его приземления (поскольку после выстрела на ядро уже нельзя повлиять). Представление о необходимости принять решение как таковое в этом случае — главная задача. Приняв решение, можно считать, что проблема решена, и убедить себя в том, что это решение верное. Подобное поведение дает педагогу возможность сохранить иллюзию собственной компетентности за счет того, что он не учитывает последствия собственных действий.
2. Атрибутирование своих ошибок другим людям или обстоятельствам, нежелание признавать их своими. «Я хотел как лучше, но обстоятельства помешали». Педагог начинает искать и как бы находит эти обстоятельства. «Не я плохо учу - ученики не способны хорошо учиться».
3. Превращение «плохо» в «хорошо» и приписывание ошибочному решению или действию важной роли. «Не было ошибкой предложить детям нечетко сформулированное домашнее задание. Это было сделано в целях формирования у них умения ориентироваться в ситуации неполной информированности, которое весьма пригодится в жизни».
Завершая разговор о педагогических ошибках как специфическом компоненте педагогической деятельности, следует остановиться на общих рекомендациях по их профилактике.
1. Проводите систематический анализ собственных действий в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.
2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений, поступков.
3. Тщательно изучайте все дисциплины учебного курса, в особенности педагогику и психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.
4. «Коллекционируйте» свои ошибки. Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволяет не «наступать на грабли» многократно.
5. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, формируйте новые привычки мышления. Страх не предупредит совершение оплошности.
6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируйте готовность проанализировать альтернативные пути ее решения.
7. Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на семинарское занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»).
8. Избегайте подражания. Не принимайте на веру умозаключения других людей, даже ваших наставников-педагогов. Будьте в меру критичны и самокритичны! Не формируйте свое отношение к другим людям (возможно, будущим коллегам) на основании чужих выводов.
9. Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона».
10.Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное поведение как желание причинить вам неудобство. В основе такого поведения лежат собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать. Добросовестного педагога характеризует стремление свести к минимуму вероятность совершения ошибки. Как субъект педагогической деятельности он постоянно решает разнообразные по содержанию и степени сложности педагогические задачи. Научить никогда не ошибаться в их решении нельзя. Но можно и должно формировать представления и умения эффективного поведения педагога в ситуациях реальной педагогической действительности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение и раскройте сущность педагогической деятельности.
2. Охарактеризуйте специфику педагогической деятельности.
3. В чем состоят особенности деятельности учителя сельской школы?
4. Что такое педагогическая мотивация и каковы ее разновидности?
5. Назовите виды педагогической деятельности и дайте их краткую характеристику.
6. Перечислите функции педагогической деятельности. Раскройте содержание одной из них (по выбору).
7. Дайте определение понятия «стиль педагогической деятельности». Охарактеризуйте один из стилей (по выбору).
8. Назовите и охарактеризуйте педагогические умения.
9. В чем заключается профессиональная компетентность педагога? Раскройте ее структуру.
10. Дайте определение понятия «профессиональная педагогическая ошибка». Каково место педагогической ошибки в структуре профессиональной деятельности педагога?
11. Используя типологию профессиональных педагогических ошибок, приведите пример подобных явлений в своей школьной жизни.
Литература для самостоятельного изучения
1. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. - Ярославль, 1994.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
3. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. — М., 1990.-С. 151.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.— Ростов-н/Д, 1997.
5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной, системы. - Казань, 1989.
6. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. — М., 1955.
7. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв. В 2-х т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 156.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998.
10. Словарь-справочник по педагогике. Автор-сост. В.А Мижери-ков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
11. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию. Курс лекций. — М., 2002.
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА:
СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Термин «культура» (cultura) — латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В Дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении.
В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру: как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, О.Г. Дробнйцкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефимов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Каган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).
Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том числе и педагогического, общения, питания и т.д.).
В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.
Классиками марксизма была высказана мысль о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми