Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 934

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

.

Педагог, особенно начинающий, попадая в коллектив профессионалов, где царит атмосфера взаимной добро­желательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам педагогов и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинте­ресованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям про­фессионального идеала. Напротив, отсутствие коллекти­вистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возмож­ностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. Если руководство образователь­ным учреждением не создает членам педагогического кол­лектива условия, при которых каждый из них имел бы воз­можность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами каждого, стремле­ния помочь, то в таком учреждении у работника не появ­ляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посеще­ния музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и те­лепередач, изучения специальной, а также психолого-пе­дагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвы­чайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выде­лить три взаимосвязанных этапа:

♦ самопознание;

♦ самопрограммирование;

♦ самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего педагога по­может курс психологии. Для выявления общей самооцен­ки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и харак­терных для конкретной личности с последующим вычис­лением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с по­мощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для вы­явления уровня направленности на педагогическую про­фессию, области предпочитаемой педагогической деятель­ности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального те­ста «понятийный словарь».


Для выявления уровня общительности (коммуникабель­ности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно быть направлено на выявление уровня сформиро­ванности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональ­ной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображе­ния, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности — не что иное, как материализация собственного прогноза о воз­можном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработ­ка «правил жизни», которые постепенно становятся прин­ципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не от­вечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании по­могало следующее.

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хо­чешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой от­резок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.

Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, бо­лее приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овладе­ние навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, не­обходимо знать свои сильные и слабые стороны, т.е. по­знать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», — превос­ходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя — сравнение с другими.



По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Под­час в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый вступивший на педагогическую стезю выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно раз­нообразны. Учитывая особенности своей личности и кон­кретные условия, каждый человек выбирает их оптималь­ное сочетание.

Особое место в ряду средств самовоспитания занима­ют средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, само­контроль, самовнушение и др.

В последние годы все шире используются методы и при­емы целенаправленного самовнушения с помощью спе­циальных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педа­гогически мыслить и действовать не может быть обеспече­но без специальных упражнений, направленных на разви­тие наблюдательности, воображения как основы предви­дения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мыш­ление выражается в свободном оперировании педагоги­ческими фактами, их разложении на составляющие ком­поненты с целью проникновения в их сущность, установ­лении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого педагог должен научиться классифи­цировать факты и явления, устанавливать причины и вы­являть мотивы поведения и деятельности участников со­циального взаимодействия, решать аналитические, про­гностические и проективные задачи.

Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входит: 4 осознание педагогом норм, правил, модели педагоги­ческой профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;

♦ соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами, идентификация;

оценка себя другими, профессионально референтны­ми людьми;

♦ самооценка, в которой выделяются: а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности; б) эмо­циональный аспект (рис 20).

Структура профессионального педагогического самосознания


Задача будущего педагога заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диаг­ностировать себя на предмет определения степени сфор­мированности их на том или ином этапе профессиональ­ного становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вы­теснения отрицательных.

Чтобы соответствовать высокому званию педагога, сту­дент педагогического вуза, решивший посвятить себя этой профессии, должен развивать в себе готовность к слож­ной и многогранной деятельности на благо общества, уме­ние как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятель­ствами. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не просто для жизни, а прежде всего для профессионально-педагоги­ческой деятельности.

Среди части студентов бытует представление, что пе­дагогические способности, одаренность — это что-то врож­денное, вследствие чего иногда пренебрегается роль само­образования и самовоспитания. В то же время, как отмеча­ет ряд авторов (Д.М. Гришин, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Л. И. Рувинский), запас потенциальных сил у человека настолько велик, что даже студент, который про­являет обычные способности, может всесторонне развить лучшие свойства своей личности и проявить талант в про­фессиональной педагогической деятельности.

А.С.Макаренко, говоря о своем профессиональном ста­новлении на педагогическом поприще, писал: «Я не обла­даю педагогическим талантом и пришел в педагогику слу­чайно, без всякого на то призвания... Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделать­ся каждый, если ему помогут и если он сам будет работать». Можно привести множество примеров из жизни вели­ких людей прошлого, которые именно благодаря работе над собой достигли больших высот в той или иной сфере человеческой цивилизации.

Придя в вуз, студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На место школьной опеки приходит относительная самостоятельность. Не все умеют ею грамот­но распорядиться. Научно-техническая революция вызвала огромный поток информации, которая обрушивается на бу­дущего учителя прежде всего через различные вузовские дисциплины. В этих условиях нужна правильно организовать свою деятельность, необходима активная работа не только на занятиях, но и после них. Лекции, семинары и практи­ческие занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам 40—50% всех знаний студент получает самостоятельно. Поэтому с первых дней обучения перед студентом встают вопросы. Как работать? Как фиксировать лекции? Как правильно распре­делить силы и время? Вот некоторые рекомендации и сове­ты по поводу слушания и восприятия лекций:


♦ усвоение излагаемого материала требует предваритель­ной подготовки. Вновь воспринимаемый материал дол­жен ассоциироваться с имеющимся запасом знаний;

♦ очень важно перед лекцией обращаться к просмотру предыдущего материала. Это способствует более сосре­доточенному и результативному вниманию.

Из чего складывается результативность лекции?

1. Повторение учебного материала предыдущей лекции путем просмотра конспекта.

2. Ознакомление с примерным содержанием предыдущей лекции (по учебнику, программе, пособию).

3. Выяснение вопросов, на которые следует обратить осо­бое внимание.

4. Подготовка основных и вспомогательных материалов для слушания лекции (тетрадь, цветные карандаши, фломастеры и пр.).

5. Определение целевой установки на предстоящую лек­цию и создание на ее основе соответствующей психо­логической настроенности.

Успех лекции зависит не только от умения лектора, но и от умения слушать. Как слушать?

Важнейшим условием эффективного усвоения мате­риала является способность включаться в лекционный про­цесс. Это зависит от максимальной сосредоточенности, внимания. Выделяют три вида внимания:

непроизвольное, когда мы не ставим цель сосредоточиться на том или ином предмете;

произвольное, когда осуществляется сознательное направ­ление и сосредоточенность психической деятельности на данном объекте или предмете;

послепроизвольное, не требующее волевых усилий, посколь­ку имеется увлеченность или сознательный интерес.

В учебном труде важна выработка произвольного вни­мания, его устойчивости. Это осуществляется путем мно­гократных тренировок.

Не менее важным в процессе образования и самообра­зовании является развитие памяти. Память — это функция психики, направленная на запоминание, сохранение и воспроизведение того, что накоплено опытом.

Будущий педагог должен знать, какие виды памяти (слу­ховая, зрительная, моторная, двигательная, словесно-ло­гическая и т.п.) для него являются наиболее характерны­ми, и развивать их.

Процесс подготовки будущего педагога в современных условиях становится все более ориентированным на спо­собности и склонности студента, уровень его начальной подготовки, стремление самостоятельно собирать инфор­мацию, анализировать ее, соотносить с реальным миром. В этой связи значительно повышается роль самообразова­ния и самовоспитания в процессе овладения педагогиче­ской профессией. Студент может строить собственную мо­дель своего саморазвития.