Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1297
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
В последнее время в педагогической науке разрабатываются личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других образовательных учреждениях. Свободный выбор студентами модели своего профессионального облика может быть реализован посредством разработанных ими авторских программ профессионально-педагогического становления (См. Приложение 6). Особенностью таких программ является то, что они могут выстраиваться самим студентом без привязки к конкретным срокам, то есть тогда, когда студент убеждается, что он «созрел» для разработки такой программы. Однако подготовку к составлению программы желательно начинать буквально с первых дней пребывания в вузе. Гуманистический характер такого подхода заключается в том, что рекомендуемые для разработки программ положения носят не обязательный, а рекомендательный характер. Студентам предлагают те или иные структурные компоненты, которые могут войти в программу. Конкретная же структура и содержание программы, сроки ее реализации определяются самим студентом.
Педагоги различных кафедр, прежде всего психолого-педагогического цикла выступают в качестве консультантов.
В самом общем виде структура такой авторской программы профессионального становления будущего педагога может быть представлена следующим образом.
1. Овладеть вузовскими предметами: а) обязательными; б) по выбору; в) платными — общеуниверситетскими и профильными.
2. Ознакомиться с основными разделами квалификационной характеристики с целью последующей индивидуализации их в авторской программе.
3. Протестировать свои профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК) и наметить развитие тех, по которым имеются недостатки.
4. Проанализировать и наметить пути преодоления отрицательных личностных качеств.
5. Разработать требования к своему персонально-оптимальному образу жизни: физическому здоровью, интеллектуальному развитию.
6. Изучить новаторский педагогический опыт лучших педагогов, наметить пути его использования в своей будущей работе.
7. Другие разделы авторской программы.
Несколько слов о квалификационной характеристике педагога.
Основным нормативным документом, в котором зафиксированы требования к различным категориям педагогических работников, в том числе и к учителям, является квалификационная характеристика специалиста.
В квалификационных характеристиках содержатся требования, предъявляемые к конкретным должностям.
Каждая группа таких требований состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты».
В разделе «Должностные обязанности» указаны основные функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему ту или иную должность.
Раздел «Должен знать» содержит требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.
Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы.
Квалификационные характеристики утверждаются федеральным органом управления образования и являются основой содержания и подготовки выпускников педагогических вузов и училищ.
На основе раскрытых положений студент педагогического учебного заведения может строить собственную авторскую программу, внося в нее коррективы по мере профессионального становления.
Для проведения диагностики готовности выпускника к самостоятельной педагогической деятельности разработаны соответствующие показатели (См. Приложение 7).
Самого пристального внимания требует работа студентов по самовоспитанию воли и характера, привычек, умственному самовоспитанию. Современные достижения психологии и других наук позволяют строить эту работу высокоэффективно.
Мы остановились лишь на некоторых проблемах работы будущих педагогов по формированию своего педагогического профессионализма путем самообразования и самовоспитания. Они позволяют студентам педагогических учебных заведений задуматься о себе, об особенностях собственного педагогического образования, наметить конкретные варианты его воплощения в практику.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляет собой система непрерывного педагогического образования?
2. В чем состоят цели системы НПО?
3. Что понимается под непрерывным педагогическим образованием? Указать его уровни и дать комментарий к ним.
4. Дайте краткую характеристику структуры системы педагогического образования России (по рис. 18).
5. Почему профессиональная ориентация школьников особенно важна при выборе педагогической профессии?
6. Назовите основные компоненты профессиональной ориентации.
7. Докажите, что в отношении педагогической профессии профессиональная ориентация не заканчивается с поступлением абитуриента в вуз.
8. Какую роль в определении профессиональной пригодности будущего педагога играет вузовский период его профессиональной подготовки?
9. Охарактеризуйте, какие, на ваш взгляд, факторы играют решающую роль в адаптации молодого педагога к новому месту работы.
10. В чем состоит сущность внутривузовской ориентации на педагогическую профессию?
11. Что означает «правильно выбрать профессию»?
12. Перечислите важнейшие факторы, определяющие выбор профессии.
13. Какой из этих факторов определил ваш собственный выбор профессии педагога?
14. Считаете ли вы необходимым организацию в вашем педагогическом учебном заведении работы по дальнейшей профессиональной ориентации на педагогическую профессию? Обоснуйте ваш ответ.
15. В каких документах отражено содержание высшего педагогического образования? Каково оно?
16. Приведите примеры из жизни великих людей прошлого, добившихся признания и успехов в творчестве благодаря работе над собой,
17. Какие вы знаете пути развития воли и характера?
18. Почему зачастую намерения студентов по самовоспитанию не дают должного эффекта в их реализации? Что является барьером в самовоспитании студентов как будущих учителей?
19. Какие требования (правила) должен соблюдать студент во время лекции, чтобы качество усвоения информации было высоким? Изучите опыт педагога-мастера, мысленно «примерьте» его применительно к особенностям своей личности, определите вероятность и возможность заимствования данного опыта в своей предстоящей профессиональной деятельности.
Литература для самостоятельного изучения
-
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.,1984. -
Андреев В. И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века. В кн.: Материалы межд. научно-практич. конф. «Педагогическое образование для XXI века». 12—16 апреля 1994 г. Вып.1. - М., 1994. -
Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование -страницы реформирования. — Волгоград, 1998. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. -
Кан-Капик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. -
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. . -
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990. -
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. -
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. -
Макаренко А. С. Соч. в 7 т. - М., 1958. - Т. 4. -
Педагогическое образование России. Сборник нормативных документов. — М., 1996. -
Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие дли студентов педагогических учебных заведений. — М., 1997. -
Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986. -
Ушинский К.Д. Собр. соч. - Т. 11. - М., 1952.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе развития человеческой цивилизации в структуре общественного разделения труда сформировалась особая социальная функция, которая и породила профессию педагога. Педагог средствами своей профессиональной деятельности осуществляет важное предназначение — готовит подрастающее поколение к жизни на основе его приобщения к ценностям культуры.
Рассматривая педагога как рыцаря истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми, великий русский педагог К.Д. Ушинский считал педагогическую профессию одним из величайших дел в истории. Реальный учитель, как считал В.А. Сухомлинский, не может быть абсолютным воплощением всех мыслимых достоинств, но он имеет свою «неповторимую живинку», способен ярче, полнее других проявить себя в какой-то определенной сфере духовной жизни, которая как раз и характеризует индивидуальность педагога, осуществляющего сложный процесс целенаправленного взаимодействия с учащимися, воспитанниками.
Иногда в обыденном сознании труд педагога воспринимается как нетворческая, механическая, изнурительная, повторяющаяся из года в год ретрансляция знаний. На самом деле — это высокая и ответственная миссия. Дать импульс к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации личности в культуре, к утверждению человека в человеке — как это ответственно и значимо! Именно педагог выступает ключевой фигурой всех реформ и модернизаций в системе образования, ибо невозможно создать чудодейственные педагогические системы без творческой, социально активной личности, способной свободно ориентироваться в динамично изменяющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательных процессах.
Быстро изменяющийся современный мир в значительной мере трансформирует функции педагога, превращая его во все более действенный фактор, активно формирующий личность школьника. Сегодня образование в гораздо большей степени, чем раньше, устремлено не просто на обретение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но и на раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.