Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 935

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



В последнее время в педагогической науке разрабатыва­ются личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других образовательных уч­реждениях. Свободный выбор студентами модели своего профессионального облика может быть реализован посред­ством разработанных ими авторских программ профессио­нально-педагогического становления (См. Приложение 6). Особенностью таких программ является то, что они мо­гут выстраиваться самим студентом без привязки к конк­ретным срокам, то есть тогда, когда студент убеждается, что он «созрел» для разработки такой программы. Однако подготовку к составлению программы желательно начи­нать буквально с первых дней пребывания в вузе. Гумани­стический характер такого подхода заключается в том, что рекомендуемые для разработки программ положения но­сят не обязательный, а рекомендательный характер. Сту­дентам предлагают те или иные структурные компонен­ты, которые могут войти в программу. Конкретная же структура и содержание программы, сроки ее реализации определяются самим студентом.

Педагоги различных кафедр, прежде всего психолого-педагогического цикла выступают в качестве консультантов.

В самом общем виде структура такой авторской про­граммы профессионального становления будущего педа­гога может быть представлена следующим образом.

1. Овладеть вузовскими предметами: а) обязательными; б) по выбору; в) платными — общеуниверситетскими и профильными.

2. Ознакомиться с основными разделами квалификаци­онной характеристики с целью последующей индиви­дуализации их в авторской программе.

3. Протестировать свои профессионально значимые лич­ностные качества (ПЗЛК) и наметить развитие тех, по которым имеются недостатки.

4. Проанализировать и наметить пути преодоления отри­цательных личностных качеств.

5. Разработать требования к своему персонально-опти­мальному образу жизни: физическому здоровью, ин­теллектуальному развитию.

6. Изучить новаторский педагогический опыт лучших пе­дагогов, наметить пути его использования в своей бу­дущей работе.

7. Другие разделы авторской программы.

Несколько слов о квалификационной характеристике педагога.

Основным нормативным документом, в котором за­фиксированы требования к различным категориям педа­гогических работников, в том числе и к учителям, являет­ся квалификационная характеристика специалиста.

В квалификационных характеристиках содержатся требо­вания, предъявляемые к конкретным должностям.
Каждая группа таких требований состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалифика­ции по разрядам оплаты».

В разделе «Должностные обязанности» указаны основ­ные функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему ту или иную должность.

Раздел «Должен знать» содержит требования, предъ­являемые к работнику в отношении специальных зна­ний.

Раздел «Требования к квалификации по разрядам опла­ты» содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы.

Квалификационные характеристики утверждаются фе­деральным органом управления образования и являются основой содержания и подготовки выпускников педаго­гических вузов и училищ.

На основе раскрытых положений студент педагогичес­кого учебного заведения может строить собственную ав­торскую программу, внося в нее коррективы по мере про­фессионального становления.

Для проведения диагностики готовности выпускника к самостоятельной педагогической деятельности разработа­ны соответствующие показатели (См. Приложение 7).

Самого пристального внимания требует работа студен­тов по самовоспитанию воли и характера, привычек, ум­ственному самовоспитанию. Современные достижения психологии и других наук позволяют строить эту работу высокоэффективно.

Мы остановились лишь на некоторых проблемах работы будущих педагогов по формированию своего педагогиче­ского профессионализма путем самообразования и само­воспитания. Они позволяют студентам педагогических учеб­ных заведений задуматься о себе, об особенностях собствен­ного педагогического образования, наметить конкретные варианты его воплощения в практику.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой система непрерывного педагогичес­кого образования?

2. В чем состоят цели системы НПО?

3. Что понимается под непрерывным педагогическим образо­ванием? Указать его уровни и дать комментарий к ним.

4. Дайте краткую характеристику структуры системы педагоги­ческого образования России (по рис. 18).

5. Почему профессиональная ориентация школьников особен­но важна при выборе педагогической профессии?

6. Назовите основные компоненты профессиональной ориен­тации.

7. Докажите, что в отношении педагогической профессии про­фессиональная ориентация не заканчивается с поступлени­ем абитуриента в вуз.



8. Какую роль в определении профессиональной пригодности будущего педагога играет вузовский период его профессио­нальной подготовки?

9. Охарактеризуйте, какие, на ваш взгляд, факторы играют ре­шающую роль в адаптации молодого педагога к новому месту работы.

10. В чем состоит сущность внутривузовской ориентации на пе­дагогическую профессию?

11. Что означает «правильно выбрать профессию»?

12. Перечислите важнейшие факторы, определяющие выбор про­фессии.

13. Какой из этих факторов определил ваш собственный выбор профессии педагога?

14. Считаете ли вы необходимым организацию в вашем педаго­гическом учебном заведении работы по дальнейшей профес­сиональной ориентации на педагогическую профессию? Обо­снуйте ваш ответ.

15. В каких документах отражено содержание высшего педаго­гического образования? Каково оно?

16. Приведите примеры из жизни великих людей прошлого, до­бившихся признания и успехов в творчестве благодаря рабо­те над собой,

17. Какие вы знаете пути развития воли и характера?

18. Почему зачастую намерения студентов по самовоспитанию не дают должного эффекта в их реализации? Что является барьером в самовоспитании студентов как будущих учите­лей?

19. Какие требования (правила) должен соблюдать студент во время лекции, чтобы качество усвоения информации было высоким? Изучите опыт педагога-мастера, мысленно «при­мерьте» его применительно к особенностям своей личности, определите вероятность и возможность заимствования дан­ного опыта в своей предстоящей профессиональной деятель­ности.
Литература для самостоятельного изучения

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в си­стеме высшего педагогического образования. - М.,1984.

  2. Андреев В. И. Модель творчески саморазвивающейся личнос­ти учителя XXI века. В кн.: Материалы межд. научно-практич. конф. «Педагогическое образование для XXI века». 12—16 ап­реля 1994 г. Вып.1. - М., 1994.

  3. Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование -страницы реформирования. — Волгоград, 1998. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

  4. Кан-Капик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

  5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. .

  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.

  7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

  8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.

  9. Макаренко А. С. Соч. в 7 т. - М., 1958. - Т. 4.

  10. Педагогическое образование России. Сборник нормативных документов. — М., 1996.

  11. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие дли студен­тов педагогических учебных заведений. — М., 1997.

  12. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986.

  13. Ушинский К.Д. Собр. соч. - Т. 11. - М., 1952.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе развития человеческой цивилизации в структуре общественного разделения труда сформировалась особая социальная функция, которая и породила профессию пе­дагога. Педагог средствами своей профессиональной дея­тельности осуществляет важное предназначение — гото­вит подрастающее поколение к жизни на основе его при­общения к ценностям культуры.

Рассматривая педагога как рыцаря истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколе­ниями новыми, великий русский педагог К.Д. Ушин­ский считал педагогическую профессию одним из величай­ших дел в истории. Реальный учитель, как считал В.А. Сухомлинский, не может быть абсолютным воплощением всех мыслимых достоинств, но он имеет свою «неповторимую живинку», способен ярче, полнее других проявить себя в какой-то определенной сфере духовной жизни, которая как раз и характеризует индивидуальность педагога, осуществ­ляющего сложный процесс целенаправленного взаимодей­ствия с учащимися, воспитанниками.

Иногда в обыденном сознании труд педагога восприни­мается как нетворческая, механическая, изнурительная, по­вторяющаяся из года в год ретрансляция знаний. На самом деле — это высокая и ответственная миссия. Дать импульс к самоопределению, самосовершенствованию и самореали­зации личности в культуре, к утверждению человека в че­ловеке — как это ответственно и значимо! Именно педагог выступает ключевой фигурой всех реформ и модернизаций в системе образования, ибо невозможно создать чудодей­ственные педагогические системы без творческой, соци­ально активной личности, способной свободно ориенти­роваться в динамично изменяющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действо­вать в образовательных процессах.

Быстро изменяющийся современный мир в значитель­ной мере трансформирует функции педагога, превращая его во все более действенный фактор, активно формиру­ющий личность школьника. Сегодня образование в гораз­до большей степени, чем раньше, устремлено не просто на обретение новых знаний, новых целей, новых ценнос­тей и личностных смыслов, но и на раскрытие сущност­ных сил и деятельных способностей растущего человека.