Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1272
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
32. Орлов А.А., Агафонова А. С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: учеб.-методич. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. - М., 2004.
33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.
34. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.
35. Педагогический поиск/ Сост. И.И.Баженова. - М., 1990.
36. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. — М., 1999.
37. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1993.
38. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. — М., 2000.
39. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах / Гл. ред. В.В. Давыдов, М., 1993, 1999 гг.
40. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.
41. Сластенин. - М., 2000.
42. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.
43. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч., М., 2002.
44. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
45. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,
46. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989.
47. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 11 т. - М., 1953.
48. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998.
49. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995
50. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., 1997.
51. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию. Курс лекций. — М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПРОГРАММА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика курса «Введение в педагогическую деятельность» определена принципиальной новизной образовательной ситуации, в которой разворачивается деятельность педагога общеобразовательного учреждения. Новый характер взаимоотношений учителя и учащихся основан на переходе российского образования от логики субъект-объектных отношений (педагогическое воздействие) к логике субъект-субъектных отношений (педагогическое взаимодействие) в образовательном процессе. Он предполагает:
♦ формирование иной системы ценностных ориентации и воспитательно-образовательных целей;
♦ изменения и в структуре системы образования, и в характере социально-экономических связей, в рамках которых функционирует общеобразовательное учреждение;
♦ существенное изменение характера подходов к профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов, обусловленное требованиями Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования второго поколения.
Вместе с тем необходимы переоценка и освоение опыта и традиций подготовки педагогических кадров предшествующих лет.
В современной образовательной ситуации задача формирования у студента системы профессионально-педагогических знаний и умений является необходимым, но недостаточным условием его готовности к практической педагогической деятельности. Во всей актуальности встает задача воспитания, образования и развития специалиста как «высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности, предприимчивой в условиях рыночных отношений».
Успешность реализации этой задачи в рамках отдельных педагогических дисциплин во многом зависит от того, насколько целесообразно будут отобраны содержание, формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов, от успешности внедрения новых педагогических технологий, позволяющих диагностировать цели и результаты деятельности вузовских преподавателей по формированию педагогического профессионализма студентов. Именно с этих позиций разрабатывалась данная программа курса «Введение в педагогическую деятельность». Курс «Введение в педагогическую деятельность» открывает цикл педагогических дисциплин, осваиваемых студентами в вузе. По своей сути он является вводным в системе вузовских педагогических курсов. Оттого, насколько качественно будут решены образовательные, развивающие и воспитательные задачи данного этапа обучения, во многом зависит успешность реализации задач профессионально-педагогической подготовки в целом.
Спецификой предлагаемой учебной программы является ее ориентированность не только на формирование у студентов спектра базовых понятий в ходе аудиторных занятий, но и на организацию активного их включения в разнообразные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в результате которой будущие педагоги разработают индивидуализированные модели собственного профессионального облика и программы личностного профессионального становления.
Такой подход позволяет конкретно реализовать идею личностно ориентированной педагогической подготовки посредствам разработки системы мер и перспектив продвижения студента к высшему уровню педагогического образования под руководством преподавателя.
Содержательное своеобразие тем аудиторных занятий характеризуется междисциплинарным характером учебной информации, предъявляемой студентам в рамках данного курса, что предполагает привлечение значительного массива сведений из психологии, философии, этики, управления и права.
При формировании системы базовых понятий курса и содержания тем аудиторных занятий автор исходил из понимания стартового уровня осведомленности студентов с педагогической проблематикой и терминологией. Кроме того, необходимо учитывать, что данный курс, имея пропедевтическую направленность, занимает сравнительно небольшой объем в учебном плане вуза, что в значительной мере осложняет задачу преподавателя данной дисциплины. Один из путей реализации этой сложной задачи автор видит в комплексном подходе к структурированию педагогической учебной информации, исключающем бессодержательные, бесструктурные рассуждения и дающем возможность «извлечения из смежных наук о человеке сведений, легко отыскиваемых и включаемых в систему педагогической информации».
Структурное своеобразие предлагаемой программы состоит в том, что в качестве вариативной части, расширяющей содержание, государственного образовательного стандарта по педагогическому образованию, в нее включены подходы к разработке авторских программ профессионально-педагогического становления и развития студентов. Авторская программа представляет собой обобщенную и систематизированную информацию об индивидуальном профессиональном облике студента, его достоинствах и недостатках, уровне готовности к освоению педагогической профессии и разработанных на основе этих данных задачах профессионально-педагогического развития и способах их реализации. Алгоритмизированная последовательность действий преподавателя и студентов позволяет включать студентов в непрерывное профессиональное саморазвитие, а также актуализировать теоретические знания по курсу. Студентам предлагается выполнить ряд творческих заданий (ретроспективный анализ фактов школьной действительности, самодиагностика ПЗЛК, разработка профессионально-педагогической позиции, конструирование индивидуализированных моделей профессионального облика, разработка и мотивировка задач собственного профессионального развития и способов их достижения и др.). Реализацию данного подхода предполагается осуществлять через организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной работы на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.
В программу включены контрольные вопросы для зачета, вопросы и задания для самообразования студентов, список литературы.
Автор считает, что преподаватели, исходя из специфики учебных планов факультетов и других условий организации учебного процесса в конкретном вузе, самостоятельно решат вопрос о том, использовать ли результаты деятельности студентов по разработке авторских программ как основной критерий оценки их успешности в усвоении курса или как составляющий в совокупности с результатами проведения традиционного зачета.
Основные задачи курса
1. Формирование у студентов педвуза комплексного представления о своей будущей профессии.
2. Приобщение студентов-первокурсников к наиболее актуальной проблематике современной педагогической науки и практики.
3. Формирование у студентов потребности, умений и начального опыта профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования.
4. Формирование у первокурсников навыков вузовской познавательной деятельности.
5. Содействие формированию гуманистической направленности личности и гуманистического характера деятельности будущего учителя.
6. Формирование мотивации непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего (час) | Аудиторные занятия (час) | |
лекции | семинары | |||
1. | Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития | 4 | 4 | |
2. | Личность педагога и его профессионально значимые качества | 2 | 0 | 2 |
3. | Профессиональная деятельность педагога | 6 | 4 | 2 |
4. | Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь | 6 | 4 | 2 |
5. | Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога | 6 | 4 | 2 |
6. | Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития. Защита авторских программ | 4 | 2 | 2 |
| Всего: | 28 | 18 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематика лекционных занятий
Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
Базовые понятия темы: педагогическая профессия, педагогическая специальность, педагогическая квалификация, педагогическая направленность личности, гуманистическая направленность личности педагога, профессионально значимые качества личности педагога, взаимоотношения педагога и ребенка, ответственность, права и обязанности участников образовательного процесса, педагогическая позиция.
Общее представление о профессии. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. Личность педагога: общая характеристика. Направленность личности педагога. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики. Профессионально значимые качества личности педагога. Личностные и правовые аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.
Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России.
Вопросы и задания для самообразования
1. Назовите основные этапы возникновения и развития педагогической профессии.
2. Назовите выдающихся педагогов разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
3. Раскройте содержание понятия «гуманистическая направленность личности педагога».
4. Охарактеризуйте различные типы профессиональной педагогической направленности.
5. Какими нормативными документами должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности?
6. Охарактеризуйте «ответственность» как профессионально значимое качество личности и как правовое понятие.
7. Напишите микросочинение на тему: «Как я представляю себя в мире педагогической профессии».
Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
Базовые понятия темы: педагогическая деятельность, педагогическая мотивация, цель профессиональной деятельности педагога, содержание педагогической деятельности учителя, преподавание, воспитательная работа, функции педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, педагогическая компетентность, педагогические умения, психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза, профессионально- педагогическая ошибка.