Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 898

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



В этой связи требования, предъявляемые обществом к личности педагога, отражают обновленные содержание и структуру его профессиональной деятельности.

Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым, всегда но­вым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе педагога нельзя буквально повторить однажды достигнутый успех. Только избавленная от шаблона мысль диктует педагогу творческие решения. Каждый педагог имеет право на индивидуальный стиль, на инициативу, на свой собственный педагогический почерк, и это становится воз­можным, если у него всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразова­нию профессиональной деятельности.

Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и, чтобы на высоком уровне выполнять свои профессиональные фун­кции, педагог должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной интересной творческой жизнью, стремится к созиданию. Современ­ный педагог во все более возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе экспериментато­ра, теоретика и практика, тонкого психолога и мудрого воспитателя. Такому специалисту по силам не только об­служивать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы твор­чества в широком смысле.

Обращаясь к решению множества не только типовых, но и оригинальных педагогических задач, педагог так же, как и исследователь, строит свою деятельность в соответ­ствии с общими правилами эвристического поиска. Уме­ние самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения в сложных динамичных ситуациях — характерная черта профессионального облика современного педагога. Постоянная направленность мыслительных процессов на решение проблемных задач, актуализация комплексов зна­ний, стратегия и тактика профессионального поведения и деятельности педагога придают его мышлению своеоб­разный неспецифический для других профессий характер.

Главное в становлении и развитии педагога — выявить и использовать его личностные возможности для созда­ния собственной, уникальной и эффективной педагоги­ческой системы. Профессионально-педагогическое разви­тие предполагает восхождение от овладения отдельными педагогическими функциями, приемами и методами к их системе, составляющей личностно-ориентированную пе­дагогическую технологию. В этом аспекте деятельность пе­дагога-профессионала выступает как неповторимое соче­тание объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации.


Противоречивый ход развития современного россий­ского общества порождает ситуацию, при которой далеко не все педагоги оказываются соответствующими своему высокому статусу. Одной из причин этого является расхо­жее представление о педагоге как рядовом служащем, ис­полнителе воли директора образовательного учреждения, что подкрепляется в сознании родителей учащихся блед­ностью и невыразительностью облика работника образова­тельного учреждения, неспособного соответствовать вея­ниям и велениям современности. К примеру, далеко не в каждом доме педагога имеется персональный компьютер, способный не только существенно помочь ему в подготов­ке к занятиям, но и в опережающем порядке предлагать учащимся свежую информацию, иллюстрирующую тот или иной учебный материал. Драматизм этой ситуации усугуб­ляется тем, что при современном уровне психологической и информационной нагрузки на педагога происходит от­чуждение его от подлинной культуры, от школы, от во­спитанника. Педагог только тогда оправдывает социальные ожидания, когда его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отноше­нию к культуре основной массы населения.

Сфера профессионального труда педагога — арена пре­одоления многих противоречий. Это противоречия между:

♦ динамикой профессиональных задач и внутренней го­товностью педагога к их осуществлению;

♦ между динамикой образовательной политики и стрем­лением педагога занимать четкую и последовательную позицию;

♦ между личностной потребностью педагога в творчес­кой самореализации и возможностью ее удовлетворе­ния;

♦ между растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и пе­редачи, доступными педагогу;

♦ между потребностью общества в образовательных ус­лугах и сокращением резервов рабочего времени педа­гога, а также уменьшением численности и низким ма­териальным уровнем педагогических кадров;

♦ между возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональ­ных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей педагогических про­фессий и др.

Эта объективная социальная ситуация отражается в про­тиворечиях субъективного отношения педагогов к своему труду. Так, большинство из них высоко оценивает свой профессиональный уровень, что не мешает им быть не­удовлетворенными своей работой в сфере образования. С явлениями неупорядоченности в сфере педагогического труда непосредственно связана сохраняющаяся текучесть педагогических кадров.



Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне цело­стного и профессионально реализующегося педагога, осоз­нающего себя полноправным субъектом этого процесса. Формирование такого педагога — задача профессиональ­но-педагогического образования. Многие проблемы педа­гогов обусловлены консервативными системами профес­сиональной подготовки, тиражирующими укоренившиеся в педагогической практике инструментально-нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность пе­дагога духовно-нравственных оснований.

Отрадно, что вместо технократического подхода сегод­ня утверждается гуманистическая парадигма педагогического образования и профессионального совершенство­вания, реализация которой выдвигает ряд взаимосвязан­ных задач.

Первая задача состоит в том, чтобы предложить буду­щему педагогу системное знание о закономерных взаимо­связях природы, культуры, общества, государства, о про­цессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях.

Вторая задача, состоит в том, чтобы с учетом личностно ориентированной парадигмы современной подготовки пе­дагога ее фундамент составляя комплекс знаний о челове­ке, о формирующих личность биолого-психологических и социокультурных процессах.

Третья задача — обеспечить становление личностной и профессиональной культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в профес­сиональной деятельности.

Четвертая задача — дать будущему педагогу систему фун­даментальных знаний в избранной предметной области.

По своему содержанию подготовка профессионально­го педагога становится непрерывным образованием, в цен­тре которого — комплексное человекознание, находящее практическое применение.

При массовом характере педагогической профессии го­сударство и общество объективно заинтересованы в со­здании надлежащих условий для подготовки педагога, для его полноценной профессиональной реализации. От ус­пешности педагогической деятельности зависит будущее каждой нации и, в конечном счете, судьбы мировой ци­вилизации. Престиж педагога, как правило, высок в об­щественном сознании. Но по различным, главным обра­зом социально-экономическим причинам это высокое общественное признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота о нем — одна из важнейших сфер социальной политики каждого госу­дарства, способная инициировать и соответствующие встречные общественные инициативы.


Не выходя за рамки жанра учебного пособия, мы тем не менее стремились всесторонне рассмотреть проблему подготовки студента к эффективной педагогической дея­тельности в современном образовательном учреждении.

Надеемся, что эта книга помогла вам прикоснуться к профессии педагога и заинтересоваться ею, устремиться к ее освоению. Наша книга прежде всего ориентирована на студентов, уже выбравших педагогическую профессию и приступивших к изучению ее основ. Однако полагаем, что она будет полезна и тем, кто еще не сделал оконча­тельный профессиональный выбор. Если после прочтения пособия у вас возникло настороженное отношение к про­фессии педагога, то мы тоже будем удовлетворены хотя бы тем, что, может быть, уберегли вас от ложного выбо­ра. Если же, наоборот, вы укрепились в своем решении избрать это поприще, мы рады вдвойне. В добрый путь!

ГЛОССАРИЙ


Педагогическая профессия — вид трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготов­ленных в педагогических учебных заведениях людей, содержа­нием и целью которой является создание условий для станов­ления и развития личности другого человека, управление про­цессом его разностороннего развития педагогическими средства­ми в специально организованных образовательных формах.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рам­ках данной профессиональной группы, характеризующийся со­вокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и ре­шение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация — это уровень и вид про­фессионально-педагогической подготовленности, характери­зующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая направленность личности характеризу­ется наличием у субъекта педагогической деятельности ин­тереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интересом к личности самих учащихся, творческим подхо­дом к решению разнообразных педагогических задач и, в слу­чае осуществления педагогической деятельности как про­фессиональной, в заинтересованности в самой педагогиче­ской профессии, склонности ею заниматься, уровнем про­фессионального самосознания.

Позиция педагога — система тех интеллектуальных, воле­вых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагоги­ческой действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности.

Гуманистическая направленность личности педагога - ве­дущий тип направленности, который предопределяет специ­фический характер профессиональной деятельности, выра­жающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их инди­видуально-личностном развитии и становлении.