Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1286

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Профессионально значимые качества личности педагога — характеристики умственной и эмоционально-волевой сто­рон личности, влияющие на продуктивность профессиональ­но-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

Взаимоотношения педагога и ребенка - это тип меж­личностных отношений, сущность которых состоит во вза­имном эмоциональном контакте, совместных действиях, по­веденческой связи, существующей между непосредственными участниками педагогического процесса в процессе решения задач образования, воспитания и развития.

Педагогическая деятельность — особый вид социальной дея­тельности взрослых, направленный на передачу от старших по­колений младшим накопленных человечеством культуры и опы­та, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая мотивация: 1) процесс действия мотивов педагогической деятельности;

2) совокупность стойких мотивов педагогической дея­тельности при наличии доминирующего, выражающая направ­ленность, ценностные ориентации личности учителя, воспи­тателя и определяющая его деятельность.

Цель профессиональной деятельности педагога — цель воспи­тания, т.е. формирование общей культуры личности, ее адапта­ция к жизни в обществе, помощь в осознанном выборе профессии.

Содержание педагогической деятельности учителя — про­цесс организации учебной деятельности обучающихся, направ­ленной на освоение ими предметного социокультурного опы­та как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности.

Преподавание — такой вид специальной деятельности педагога, который направлен на управление преимуществен­но познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и уп­равление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.


Функция педагогической деятельности — обязанность, круг деятельности, назначение, роль педагога в образовательном процессе.

Стиль педагогической деятельности - устойчивая систе­ма способов, приемов деятельности и общения педагога, про­являющаяся в разных педагогических ситуациях. Он обуслов­ливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями педагога.

Педагогическая компетентность педагога — единство его теоретической и практической готовности к осуществле­нию своей профессиональной деятельности.

Педагогические умения — совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с фун­кциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учи­теля (преподавателя).

Психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза — наличие знаний методологических основ и катего­рий педагогики, закономерностей социализации и развития личности, сущности, целей и технологий воспитания и обуче­ния, законов возрастного анатомо-физиологического и пси­хического развития детей, подростков, юношества.

Профессионально-педагогическая ошибка — непреднамерен­ная неправильность конкретных процедур образования, прояв­ляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности.

Общая (базовая) культура педагога — совокупность зрело­сти и развитости социально значимых личностных характе­ристик, реализованных в профессиональной деятельности.

Педагогическая культура: 1) часть общечеловеческой куль­туры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись ду­ховные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса сме­ны поколений, социализации личности;

2) уровень овладения педагогической теорией и практи­кой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности;



3) системное образование, выступающее как сущност­ная характеристика личности в сфере профессиональной деятельности.

Система педагогического образования России: совокуп­ность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогичес­кого образования; сеть взаимодействуюших между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагоги­ческого образования; федерально-региональная система управления педагогичес­ким образованием.

Непрерывное педагогическое образование — последова­тельное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельнос­ти; реализация индивидуальных образовательных траекто­рий конкретной личностью с целью удовлетворения ее обра­зовательных потребностей.

Профессиональная ориентация на педагогическую профес­сию — система деятельности, направленная на сознатель­ный выбор профессии педагога и включающая себя следую­щие компоненты:

♦ профессиональное просвещение (профинформацию);

♦ профессиографию;

♦ профессиональную консультацию;

♦ профессиональный отбор;

♦ профессиональную адаптацию.

Государственный стандарт высшего педагогического об­разования — базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образова­ния и создающий основу для обеспечения необходимого каче­ства обучения, сохранения единого образовательного простран­ства на всей территории России.

Профессиональное самовоспитание педагога — сознатель­ная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодо­ление негативных.

Самообразование педагога — компонент самовоспитатель­ной работы, целенаправленная, определенным образом осуществ­ляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными
умениями и навыками, необходи­мыми для совершенствования образовательного процесса.

Квалификационная характеристика педагога — основной нормативный документ, фиксирующий требования к различ­ным категориям педагогических работников.

ЛИТЕРАТУРА


1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в си­стеме высшего педагогического образования. — М., 1984.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

3. Бондаревская Е.В, Кульневич СВ. Педагогика. - М.; Ростов-на/Дону, 1999.

4. Введение в педагогическую деятельность: Программа / Автор-сост. Т.А. Юзефавичус. — М., 2004.

5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леон­тьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой, — М., 2002.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

7. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. —.М., 1990.

8. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Введение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. — М., 2001.

9. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. — М., 1990.

10. Деятельность. Хрестоматия. Сост. Е.В. Ощепкова, — М.; Усть-Илимск, 2002.

11. Джуринский А.Н. Педагогика: историяжедагогических идей: Учебное пособие. - М., 2000.

12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М, 1985.

13. Закон Российской Федерации «Об образовании». — 6-е изд. — М., 2003.

14. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.

15. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. Учебное пособие. — М., 2002.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ро-стов-н/Д, 1997.

17. Инновации в российском образовании: высшее профессио­нальное образование, 2001. — М., 2001.

18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

19. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.

20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 1969.

21. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образо­вании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998.

22. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант Учителя. — М., 1995.

23. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990 24.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989.

25. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х т. - М., 1983.

26. Макаренко А. С. Соч.: в 7 т, М., 1958. Т. 4.

27. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. -М, 1993.

28. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

29. Немов Р.С. Психология образования. - М. 1994.

30. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубе­же тысячелетий. - М., 2000.

31.0 программе развития системы непрерывного педагогичес­кого образования в России на 2001- 2010 годы: Бюллетень Министерства образования Российской Федерации.