Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 902

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



11. Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, уме­ния, навыки), но не привлекайте к себе особого вни­мания. Помните о своих коллегах. Скромность педаго­га высоко ценится как в учительском, так и в учени­ческом коллективах.

12. Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете по­терять доверие всего класса.

13. Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.

Анкетирование студентов педагогических вузов позво­лило выявить, каким, по их мнению, должен быть совре­менный педагог:

♦ корректным, гибким, любознательным, не консервато­ром, с чувством юмора, неординарным, не замешан­ным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизнен­ный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергич­ным, уметь передавать положительную энергию дру­гим, человечным, профессионально владеть речью, т.е. грамотно и просто изъясняться, чтобы его было прият­но слушать, отличаться четкостью дикции, выразитель­ностью изложения мысли;

♦ обладать большой работоспособностью, выдерживать длительное действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего вре­мени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;

♦ быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравнове­шенность, собранность, стабильность чувств;

♦ приступать к решению поставленных задач «без рас­качки», быстро переключаться с одного вида деятель­ности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контак­ты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнако­мых и малознакомых людей.

1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога


Независимо от выбора своей будущей профессии люди должны стремиться к выработке в себе таких личностных качеств, которые позволили бы им не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм чело­веческой морали, но и качественно решать задачи про­фессиональной деятельности. Трудно представить какое-либо позитивное человеческое качество, которое было бы лишним в перечне качеств, присущих педагогу. Однако каждая профессия предъявляет специфические требова­ния к личностным качествам работника. Естественно, пе­дагогическая профессия не является исключением.


Под профессионально значимыми качествами личности педагога понимаются характеристики умственной и эмо­ционально-волевой сторон личности, влияющие на продук­тивность профессионально-педагогической деятельности пе­дагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

В педагогической науке существует ряд мнений отно­сительно набора личностных качеств педагога, трактуе­мых как профессионально значимые. Остановимся на наи­более характерных.

Ф.Н. Гоноболин выделил как профессионально значи­мые следующий ряд качеств личности учителя: педагоги­ческий такт, способность «реконструировать» учебный материал, доступно излагать его, способность убеждать лю­дей и организовывать их, способность к творческой рабо­те, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к препо­даваемому предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Он также выделяет такие личностные каче­ства, призванные обеспечивать эффективность педагоги­ческой деятельности, как: убежденность, целенаправлен­ность, настойчивость, выдержка, находчивость.

Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию про­фессионально значимых личностных качеств, в которой он объединил выделенные им качества в три группы: лич­ностные, связанные с учебной деятельностью, связанные с воспитательной работой.

Исходя из положения о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин выделяет три группы качеств личности учителя, а именно: способность понимать внут­ренний мир ребенка, способность к активному воздействию на ученика, эмоциональную устойчивость.

К.М. Левитан предлагает следующую шкалу основных про­фессионально значимых личностных качеств: высокий уро­вень владения предметом, умение передавать знания и навы­ки, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелатель­ность, педагогический такт, умение организовать интерес­ный урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, любовь к детям, справедливость, стремле­ние к совершенствованию, чувство юмора, принципиаль­ность, общительность, хорошая дикция, музыкальные спо­собности, эмоциональность, умение организовать внекласс­ную работу, добросовестность, умение использовать ТСО.

Т.Н. Мальковская выделяет качества, затрудняющие вза­имодействие учителя с учащимися: вспыльчивость, прямо­линейность, торопливость, резкость, обостренное самолю­бие, самоуверенность, упрямство, отсутствие чувства юмо­ра, излишняя мягкость, нерешительность, простодушие, обидчивость, сухость, медлительность, неорганизованность. Я.Л. Коломинский добавляет к этому перечню непони­мание учащихся, несправедливость, раздражительность, ма­лую или излишнюю требовательность, педантизм, навязы­вание своего мнения, противоречие между словами и дела­ми, нечестность, недостатки в преподавании.



В научно-педагогической литературе встречаются, хотя и довольно редко, попытки создания типологии личнос­ти педагога. Обычно выделяют «логотропов» — учителей, направленных на преподаваемый предмет, и «педотропов», учителей, ориентированных на взаимодействие с детьми. Ряд зарубежных исследователей выделяют три типа учи­телей.

Первый тип - учителя, стремящиеся прежде всего раз­вить личность ребенка, опираясь на эмоциональный и социальный факторы. Такой учитель придерживается гиб­кой программы, не замыкается на содержании изучаемо­го предмета, ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход к ученикам, дру­жеский тон. Его антипод — отчужденный, эгоцентричный, дистанцированный учитель.

Учитель второго типа заинтересован только в умствен­ном развитии учащегося, строго придерживается изучае­мого материала, работает по последовательно и подробно разработанной программе. Он предъявляет высокие тре­бования к усвоению учениками учебного материала. Его антипод - неорганизованный, небрежный учитель.

Третий тип учителя характеризуется творческой, изоб­ретательской жилкой. Он старается увлечь хотя бы отдель­ных учеников, пробудить в них силу и способность пол­ностью раскрыть свои творческие потенции (возможнос­ти). Такой учитель не заботится о развитии умственных спо­собностей учеников в ограниченном, традиционном смысле, к ученикам часто относится субъективно. Его антипод — су­хой, скучный, слишком традиционный учитель.

Любые из указанных типов личности педагогов редко встречаются в «чистом» виде, правомерно говорить толь­ко о доминирующих качествах, обязательно присутствую­щих у хороших учителей.

Дж.Б. Керрол считает, что на одном «полюсе» существу­ют учителя — консерваторы-традиционалисты, которые уверены в том, что они все делают совершенным образом, и не желают менять старые, проверенные приемы деятель­ности на новшества. На другом «полюсе» находятся «впе­чатлительные авантюристы», которые поддаются любой моде и перепробуют все на свете. Как подтип таких учите­лей Керрол выделяет «любителя технических усовершен­ствований». Основная же масса учителей располагается меж­ду этими двумя «полюсами».

В.Н. Сорока-Росинский выделял четыре основные «по­роды» учителей: педагоги-теоретисты, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.

Таким образом, различные авторы дают различные клас­сификации профессионально значимых качеств в личности учителя. Однако в настоящее время нет общепринятого мнения ни относительно того, какие качества характеризу­ют педагогов высшего профессионального уровня, ни того, каковы предпосылки их успешного формирования, ни от­носительно того, каковы методы их выявления.


Обилие информации о профессиональных качествах личности учителя создает необходимость выявления ус­тойчивых комбинаций этих качеств характеризующих раз­ные уровни успешности работы. Кроме того возникает потребность в проверке значимости ранее описанных в педагогической литературе личностных качеств педагогов с позиции настоящего времени.

Контент-анализ приведенных выше позиций ученых по­зволил автору данных строк создать классификацию профес­сионально значимых качеств личности с точки зрения степе­ни их значимости, согласно которой было выделено четыре группы качеств: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые (противопоказания).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуще­ствления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятель­ности, однако способствуют ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эф­фективности педагогического труда, а профессионально недо­пустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств под­робнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность и способность содей­ствовать решению общественных проблем в сфере про­фессионально-педагогической деятельности.

2. Целеустремленность — умение направлять и использо­вать все качества своей личности для достижения по­ставленных педагогических задач.

3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками - получение ду­ховного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагоги­ческие решения и действовать в соответствии с ними.

6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса:

7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.

8. Справедливость — способность действовать бесприст­растно.

9. Современность - осознание учителем собственной при­надлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифи­цированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.


11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубоки­ми познаниями в области преподаваемого предмета.

12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особен­ностей.

13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его спо­собности.

Периферийные качества

1. Доброжелательность.

2. Приветливость.

3. Чувство юмора.

4. Артистичность.

5. Мудрость (наличие жизненного опыта).

6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества

1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «лю­бимчиков» и «постылых», публичное выражение сим­патий и антипатий по отношению к воспитанникам.

2. Неуравновешенность — неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.

3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.

4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания

1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

2. Нравственная нечистоплотность.

3. Рукоприкладство.

4. Грубость.

5. Беспринципность.

6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспи­тания.

7. Безответственность.

Индивидуальный стиль работы педагога определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а не­повторимое многообразие их комбинаций.

Можно выделить следующие типы комбинаций про­фессионально значимых качеств личности педагога во вза­имосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности.

Первый тип — «положительный, без предосудительно­го» — соответствует высокому уровню работы педагога.

Второй тип — «положительный с предосудительным, но извинительным» — характеризуется преобладанием по­ложительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и изви­нительным.

Третий тип — «позитив, нейтрализуемый негативом» - соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для педагогов этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических спо­собностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.