Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1309
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как абсолютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конструктивное отношение к нему, к его безусловному праву свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общечеловеческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в мире.
Гуманистическая направленность личности предполагает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его личностных сфер, предостерегает от односторонней направленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.
Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, противоречит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гуманизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодействие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборности, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.
Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.
Таким образом, гуманистическая направленность личности педагога является ведущим типом направленности, которая предопределяет специфический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении.
Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).
В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие уважительное отношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.
1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев
педагогической науки и практики
Осуществление любой профессиональной деятельности предполагает соответствие тех, кто ею занимается, определенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к представителям разных педагогических профессий.
Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог передает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становления и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педагоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, готовить к непосредственному участию в создании новых материальных и духовных ценностей. Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее социального прогресса и творческого потенциала.
Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понимали выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.
Значение педагогической профессии в обществе занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны (рис 2).
Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...»
В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предназначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель».
Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского ученого, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими проблемами.
1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства? Приведем ряд заповедей педагога советского периода
И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».
1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отношение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведение среди людей будут достойны подражания!
2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и развивайте их человеческое достоинство. С развитием человеческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собственного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.
3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши друзья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имеете больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.
4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобретательными и требовательными в выборе методов воспитания, как и в методах обучения. Избегайте излишней прямолинейности, штампованных нотаций и поучений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.
5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стимуляции, но при общей умеренности будьте более щедрыми на похвалы и более скупыми на наказания. Научитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегайте всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.
6. Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педагога, уменьшает ваши возможности сближения с учениками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.
7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раздраженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам — разумно подчиниться ему.
8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.
9. Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущенным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возможности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с учеником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом. 10.Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, установленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.