Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1309

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как аб­солютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конст­руктивное отношение к нему, к его безусловному праву сво­бодно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценност­ных ориентации и установок получает значение общечело­веческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и об­щения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в мире.

Гуманистическая направленность личности предпола­гает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его лич­ностных сфер, предостерегает от односторонней направ­ленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.

Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, про­тиворечит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гу­манизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэто­му гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодей­ствие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборно­сти, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие чело­веку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистическая направленность лич­ности педагога является ведущим типом направленности, ко­торая предопределяет специфический характер профессио­нальной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи вос­питанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении.
Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — спе­цифических социальных определений объектов окружаю­щего мира, выявляющих их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают про­грессивные концепции, утверждающие уважительное от­ношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демокра­тические принципы его воспитания и образования. Буду­щему учителю необходимо с самых первых шагов в овла­дении профессией активно включаться в процесс форми­рования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев
педагогической науки и практики


Осуществление любой профессиональной деятельнос­ти предполагает соответствие тех, кто ею занимается, оп­ределенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие ба­зовые требования, какими являются высокий профессио­нализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к пред­ставителям разных педагогических профессий.

Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог пе­редает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становле­ния и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педа­гоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способ­ствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, го­товить к непосредственному участию в создании новых ма­териальных и духовных ценностей. Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее со­циального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понима­ли выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.

Значение педагогической профессии в обществе зани­мало важное место в работах великих педагогов, пи­сателей, общественных деятелей нашей страны (рис 2).
Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чув­ствует себя живым, деятельным членом организма, бо­рющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высоко­го в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между про­шедшим и будущим...»

В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном пред­назначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образова­ния. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Гово­ря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — со­вершенный учитель».


Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского уче­ного, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими пробле­мами.

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, кото­рый учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к это­му миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неро­левые взаимоотношения с моими учениками, отноше­ния, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интен­сивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим ин­дивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой ин­терес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внут­ренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любоз­нательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождаю­щиеся и в первый момент несовершенные идеи и твор­ческие задумки моих учеников, этих посланников бу­дущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стан­дартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным челове­ком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства? Приведем ряд заповедей педагога советского периода

И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».

1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помни­те, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отно­шение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведе­ние среди людей будут достойны подражания!


2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и разви­вайте их человеческое достоинство. С развитием чело­веческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собствен­ного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.

3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши дру­зья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имее­те больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.

4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учени­ками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобре­тательными и требовательными в выборе методов вос­питания, как и в методах обучения. Избегайте излиш­ней прямолинейности, штампованных нотаций и по­учений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.

5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стиму­ляции, но при общей умеренности будьте более щед­рыми на похвалы и более скупыми на наказания. На­учитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегай­те всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.

6. Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педаго­га, уменьшает ваши возможности сближения с учени­ками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.

7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раз­драженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам — разумно подчиниться ему.

8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.

9. Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущен­ным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возмож­ности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с уче­ником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом. 10.Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, уста­новленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.