Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1275

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

1.3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА

2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры

3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ

4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5



Наряду с позитивной составляющей личности педаго­га существуют и негативы, которые также надо знать, что­бы ясно представлять, против чего должна быть направ­лена самовоспитательная деятельность молодого учителя.

Для каждой профессии существуют те или иные проти­вопоказания (дальтонизм - водителям, слабое здоровье — летчикам и т.д.). Есть они и для педагогов:

1) низкий уровень идеалов и убеждений;

2 ) корыстно-эгоистическая направленность личности;

3) равнодушное отношение к детям;

4) низкий интеллектуальный уровень;

5) безволие, отсутствие целеустремленности, собранно­сти, инициативы, находчивости, выдержки;

6) наличие некоторых психических заболеваний (шизоф­рения, эпилепсия);

7) серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата;

8) выраженные дефекты речи и слуха (рис.3).

Знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной дея­тельности способствует стремлению каждого специалиста к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к положительным изменениям в учебно-воспитатель­ной работе с детьми.

1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка


Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых со­стоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между не­посредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формально­го (регламентированного) и неформального (свободно­го) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда за­метную сторону педагогического взаимодействия, отра­жая потребностно-мотивационную сферу личности педа­гога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребен­ка рассматривались многими исследователями, среди ко­торых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и дет­ский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психоло­га на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контек­сте общения учителя с учащимися.


1. Взаимно положительные отношения являются безуслов­но оптимальным вариантом, обеспечивая психологи­ческую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как вза­имно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю не­обходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоот­ношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы пре­дотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на оби­дах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опус­каясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаи­моотношениях, когда очевидны колебания между симпа­тией и антипатией, имеется объективная психологичес­кая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отноше­ния не исключают согласия и конструктивности совме­стных действий. Однако педагогу важно усилить поло­жительную позицию учащихся, найти способы сбли­жения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенци­ально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения явля­ются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном рав­нодушии, но и провоцируют немотивированные вспыш­ки агрессии учащихся.

Для осознания особенностей взаимоотношений педа­гога и ребенка в современных условиях необходимо учи­тывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.

Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаи­модействия между людьми, социальными группами, об­щественными объединениями и государствами, т.е. уме­ние вести диалог,

успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым прису­щи именно такие качества.

Представляется уместным обозначить следующие под­ходы во взаимоотношениях педагога и воспитанников.

1. Дети должны быть услышаны.

Педагогу необходимо создавать условия для того, чтобы у его воспитанников была реальная возможность говорить о своих правах и отстаивать их в образовательном процессе.

В последнее время появились «школьные парламенты», участвуя в которых, дети стали выполнять посильные для них задачи, связанные как с работой учебных заведений, так и с жизнью социума, окружающего школу. «Стажиру­ясь во власти» в различных формах детского самоуправле­ния, дети учатся понимать, что они подотчетны тем, кто их избрал, и несут перед ними ответственность, усваива­ют, что выборная должность налагает определенные обя­зательства и требует исполнения обещаний и соответству­ющих обязанностей.

2. Дети должны быть участниками весьма широкого спектра видов деятельности: познавательной, творческой, информационной, коммуникативной, аналитической, спортивной и пр.

Участие детей предполагает, что активность педагогов будет направлена на инициирование и поддержку актив­ности детей в большей степени, чем на реализацию соб­ственных, т.е. «взрослых», представлений о том, как обу­строить социальное пространство для жизнедеятельности детей. В любом возрасте дети способны на большее, чем принято считать, и, как правило, они справляются с по­ставленными перед ними задачами, если взрослые так­тично, ненавязчиво, но заинтересованно и со знанием дела им помогают.

3. Дети должны проявлять активность в образователь­ном процессе.

В мировом педагогическом сообществе расширяется практика преподавания, которая способствует активиза­ции участия детей в процессе их собственного образова­ния, стимулирует их интерес к самообразованию.

Педагог должен обязательно учитывать, что приори­тетное значение для развивающегося ребенка имеют игры, досуг, свободное общение со сверстниками и взрослыми, причем на все это ребенок имеет неотъемлемое право, а сами игры, досуг и общение таят в себе огромные воз­можности и для собственного развития детей, и для из­менения их жизни к лучшему, и для активного обучения. Педагоги в своих взаимоотношениях и взаимодействии с детьми должны учитывать наличие таких факторов, форм и средств проявления детской активности:


♦ детское движение, наличие, характер которого в обще­стве характеризует степень демократического развития самого общества;

♦ ценности и идеалы детства, детская субкультура;

♦ права ребенка во всей их совокупности, зафиксиро­ванные в Конвенции ООН «О правах ребенка»;

♦ детский отдых в различных формах;

♦ детская игра;

♦ детская дружба;

♦ детский романтизм;

♦ символика и атрибутика детских сообществ;

♦ коллективы детей как модели общественной жизни взрослых;

♦ опыт и практика деятельности детских сообществ;

♦ детское законотворчество (уставы, правила, торжествен­ные обещания детских организаций и пр.);

♦ социально значимая деятельность ребенка и детских сообществ;

♦ нравственно-правовое пространство ребенка и детства. Дети нуждаются в педагогической поддержке их иници­атив. В этом отношении велика, естественно, роль лично­сти педагога - лидера и организатора их жизнедеятельно­сти. Если он будет носителем позитивных ценностей, то за счет своих лидерских качеств и организаторских способ­ностей в значительной мере будет влиять как на оздоров­ление ситуации внутри детского сообщества, так и на про­цесс формирования позитивного отношения к детскому миру с его субкультурой в мире взрослых. Как показывает практика, ценностные ориентации педагогов весьма раз­нообразны, но в этом разнообразии они должны быть под­чинены общечеловеческим ценностям, в противном слу­чае неминуемы серьезные личностные деформации как у педагогов, так и у вверенных их заботам воспитанников.

Ответственность за детей, их жизнь, здоровье, физическое, психическое и социальное развитие - не только аксиома гуманистической педагогики, не только правовой прин­цип организации взаимоотношений педагогов и воспитан­ников, но и одно из профессионально значимых качеств личности педагога.

Создание условий для формирования ценностного про­странства ребенка не только реализует личностные по­требности детей, но и является приоритетной сферой ин­тересов всех участников образовательного процесса, реа­лизующих задачи социализации и воспитания личности.

Педагогу необходимо очень хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, для того, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, для того, чтобы понимать и прощать его, быть требователь­ным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.


Важной личностной характеристикой профессиональ­ного педагога является педагогический интерес, предпо­лагающий тонкое прикосновение к нравственному миру ребенка, умение видеть его проблемы не только и не столько с позиции взрослого, сколько с позиции самого ребенка.

Педагог должен замечать, задумываться и находить от­веты на вопросы, почему ваш воспитанник в гневе, агрес­сивен (ругается или дерется), впал в истерику, испытыва­ет радость или негодует, жалуется, ябедничает, вечно или иногда чего-то просит, чего-то боится. Обидчивость, а тем более мстительность педагога в ответ на неадекватные, слишком эмоциональные реакции воспитанников — при­знак его профессиональной несостоятельности.

Нравственный мир детства представлен разнообразным спектром моральных чувств детей. Они индивидуально-личностно относятся к злу и добру, справедливости и неспра­ведливости, предательству и верности. Дети по-разному по­нимают эти категории и в соответствии с пониманием по-разному строят свои отношения и совершают поступки.

В этом виртуальном мире детства бушует бездонный океан их фантазии. (Не путать со лживостью, хотя дет­ские фантазии иногда для взрослого неотличимы от лжи. Кто забыл, как это выглядит, советуем перечитать «Денискины рассказы» Драгунского). Детям в условиях мо­рального хаоса и неразберихи, царящих на телеэкранах и в их неокрепших душах, очень нужен внимательный, чут­кий и мудрый педагог, понимающий и способный при­нять детские фантазии не как ложь, а как один из спосо­бов их внутреннего миросозидания и миропознавания.

В детском мире есть такая область, как религиозность. Педагог должен уважительно относиться к этой важной стороне жизни потому, что есть такая демократическая категория, как свобода совести. Нельзя допускать даже ненароком оскорбления религиозных чувств.

В последние годы в отечественной педагогике сформи­ровался сравнительно новый раздел — религиозная педа­гогика, в котором представлены такие особые направле­ния, как христианская педагогика, педагогика ислама и т.д. Религия и церковь долгое время аккумулировали на­родную мудрость и этнопедагогические знания. Педагогу стоит открыть для себя этот, возможно, новый для него пласт человеческой культуры, для чего рекомендуем оз­накомиться с интересным, необычным словарем, собрав­шим категории, которыми мыслят верующие дети-хрис­тиане, и многие из которых было бы полезно усвоить не­верующим детям.

Важным требованием к личности педагога является знание и умение по крайней мере нейтрализовать угрозы детству со стороны окружающего мира, поскольку он да­леко не безоблачен, умение оказать своевременную и дей­ственную помощь и поддержку ребенку, попавшему в слож­ную ситуацию, среди которых: