Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие №1

Практическое занятие №2

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Практическое занятие № 16

ЗАЧЁТ

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие №15

Практическое занятие №16

Практическое занятие №17

Практическое занятие №18

Практическое занятие №19

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Методика исследования и семиотика поражений органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей

Принципы рационального питания.

Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические

свойства женского молока.

Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей

HGB: 66 г/л

HCT: 30/4%

ЦП: 0,7

Цвет: мясных помоев

Лейкоциты: 4000 в 1 мл

Цвет: светло - желтый

Соли: оксалаты умеренное количество

Билирубин: 24,0 мкмоль/л

Билирубин: 12,6 мкмоль/л

Практическое занятие № 4




Тема: Семиотика поражений органов дыхания у детей



Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
1. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при осмотре: семиотика кашля, осиплость голоса, афония, аденоидный тип лица, изменение формы грудной клетки, экскурсия ее половин, клинические признаки одышки, виды одышки.

2. Признаки поражения органов дыхания у детей первого года жизни, выявляемые при осмотре: пенка на губах, раздувание крыльев носа, цианоз носогубного треугольника, апноэ, участие вспомогательных мышц в акте дыхания, типы одышки (экспираторная, инспираторная, смешанная), особенности кашля.

3. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при пальпации: локальная болезненность грудной клетки, изменение голосового дрожания (усиление, ослабление).

4. Семиотика изменений перкуторного звука (тупость, укорочение, тимпанит, коробочный оттенок).

5 Изменение границ легких, экскурсии легких.

6. Симптомы увеличения внутригрудных лимфатических узлов: симптом Филатова, симптом «чаши Философова», симптом Кораньи, симптом Аркавина.

7. Семиотика изменений дыхательных шумов у детей (ослабленное дыхание, усиленное, жесткое, бронхиальное дыхание, хрипы и их виды, механизм образования, крепитанция, шум трения плевры).

8. Основные синдромы поражения органов дыхания: синдром поражения верхних дыхательных путей, синдром крупа, синдром бронхиальной обструкции, инфильтрации легочной ткани, синдромы скопления жидкости и воздуха в плевральной полости, синдром полости в легком, синдром дыхательной недостаточности (ДН). Степени тяжести ДН.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию


  • Работа с литературой

  • Работа с тестовыми заданиями и ситуационными задачами для контроля качества подготовки к занятию

  • Подготовка рефератов и реферативных сообщений на темы:

«Синдром бронхиальной обструкции у детей»

«Синдром дыхательной недостаточности у детей»

Тестовые задания для контроля знаний по теме

«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
Выберите правильные ответы

1. Основные признаки одышки:


1) кашель, насморк

2) учащение дыхания

3) цианоз носогубного треугольника

4) аускультативно - бронхиальное дыхание

5) участие в дыхании вспомогательной мускулатуры

6) стонущее дыхание, кивательные движения головы в такт дыхания

7) поверхностное дыхание с респираторными паузами (апноэ)

2. Инспираторная одышка клинически проявляется:

1) затрудненным выдохом

2) затрудненным вдохом

3) втяжением межреберий, подложечного пространства

4) грудная клетка слабо участвует в акте дыхания

5) всеми перечисленными признаками

3. Дыхание с громкими, слышными на расстоянии вдохом и выдохом называется:

1) инспираторной одышкой 2) экспираторной одышкой

3) одышкой смешанного типа 4) стенотическим дыханием

4. Экспираторная одышка клинически проявляется:

1) затрудненным вдохом

2) затрудненным удлиненным выдохом

3) втяжением межреберных и подключичных пространств

4) грудная клетка приподнята кверху и не участвует в акте дыхания

5) всеми перечисленными признаками

5. Экспираторная одышка наблюдается при:

1) бронхиальной астме 2) бронхите

3) пневмонии 4) плеврите 5) сдавлении крупных бронхов извне

6. Ослабление голосового дрожания отмечается при:

1) пневмонии 2) выпотном плеврите

3) пневмотораксе 4) бронхите 5) опухоли

7. Усиление голосового дрожания отмечается при:

1) бронхите 2) гидротораксе

3) пневмонии 4) пневмотораксе 5) частичном ателектазе

8. Инспираторная одышка наблюдается при:

1) инородном теле в верхних дыхательных путях 2) бронхиальной астме

3) врожденном сужении гортани 4) пневмонии

5) бронхите

9. Коробочный оттенок легочного звука отмечается при:

1) бронхите 2) эмфиземе 3) экссудативном плеврите 4) ателектазе

10. Укорочение перкуторного звука отмечается при:

1) эмфиземе 2) пневмонии

3) полости в легких 4) ателектазе

5) жидкости в плевральной полости 6) пневмосклерозе

11. Тимпанический оттенок перкуторного звука отмечается при:

1) пневмотораксе 2) очаге воспаления в легких

3) ателектазе 4) плеврите

12. При перкуссии легких здорового ребенка тимпанический тон получают:

1) над ключицами 2) под лопатками

3) над сердцем 4) над пространством Траубе 5) над позвонками

13. Укорочение перкуторного тона над легкими отмечается при:



1) инфильтрации и отеке альвеол и межальвеолярных перегородок

2) ателектазе 3) сухом плеврите 4) эмфиземе

5) кровоизлиянии в легочную ткань

14. Симптом Кораньи определяется:

1) перкуторно у рукоятки грудины

2) перкуторно паравертебрально

3) перкуторно в аксиллярных отделах

4) аускультативно на остистых отростках позвонков

5) перкуторно на остистых отростках позвонков

15. Симптом Филатова определяется:

1) перкуторно паравертебрально

2) перкуторно в области рукоятки грудины

3) перкуторно в подмышечных областях

4) аускультативно на остистых отростках позвонков

5) перкуторно на остистых отростках позвонков

16. При увеличении внутригрудных лимфатических узлов отмечаются следующие симптомы, кроме:

1) симптома чаши Философова 2) симптома Кораньи

3) симптома Аркавина 4) симптома Кернига

5) симптом Филатова 6) симптома д” Эспина

17. Бронхофония у детей наблюдается при:

1) уплотнении легкого 2) ателектазе

3) бронхиальной астме 4) открытом пневмотораксе

5) бронхите

18. Шум трения плевры может наблюдаться при:

1) ателектазе 2) фибринозном воспалении плевры

3) обезвоживании 4) увеличении печени

5) диафрагмальной грыже

19. Ослабленное дыхание над легкими выслушивается при:

1) пневмонии 2) эксудативном плеврите

3) бронхите 4) сухом плеврите

5) у тучных детей 6) ателектазе

20. Дыхательная недостаточность I степени у детей ясельного возраста характеризуется:

1) одышкой в состоянии покоя

2) одышкой при нагрузке

3) тахикардией в состоянии покоя

4) наличием цианоза носогубного треугольника при нагрузке

5) брадикардией

Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме

«Семиотика поражений органов дыхания у детей»


1.

2, 3, 5, 6, 7

12.

4







2.

2, 3

13.

1, 2, 5







3.

4

14.

5







4.

2, 4

15.

2







5.

1, 5

16.

4







6.

2, 3, 5

17.

1, 2, 4







7.

3, 5

18.

2, 3







8.

1, 3

19.

1, 2, 5, 6







9.

2

20.

2, 4







10.

2, 4, 5, 6













11.

1















Ситуационные задачи по теме

«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
Задача № 1

Саша А. 10 месяцев доставлен в стационар «скорой помощью» в связи с повышением температуры до 37,80 С и затрудненным дыханием. Заболел 3 дня назад: появился насморк, сухой кашель. После применения медового компресса на грудную клетку состояние ребенка ухудшилось: усилился кашель, мальчик стал тяжело дышать, температура повысилась до 37,50 С.

Анамнез жизни: ребенок от первой беременности, 1 срочных родов, родился с массой 3200,0 кг, длиной тела 51 см. Находился на естественном вскармливании до 2 месяцев, затем на искусственном из-за гипогалактии у матери. При приеме в пищу желтка и лимонного сока у мальчика отмечается папулезная зудящая сыпь на коже. Отец ребенка страдает поллинозом, бабушка по линии матери - бронхиальной астмой.

Объективные данные: при поступлении в стационар состояние ребенка ближе к тяжелому: лихорадит, вялый, кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника, ЧД - 52 в 1 минуту. Беспокоит частый надсадный кашель, зев ярко гиперемирован, из носа слизистое отделяемое. Отмечается втяжение межреберий, покачивание головой при дыхании. Над легкими перкуторно легочный звук с коробочным оттенком, аускультативно жесткое дыхание, сухие свистящие и влажные хрипы с обеих сторон, выдох затруднен и удлинен. Тоны сердца ритмичные, средней громкости, ЧСС - 146 в минуту. Живот мягкий, печень на 2,0 см выступает из-под реберной дуги.
Вопросы: 1. Оцените анамнез жизни ребенка.

2. Оцените ЧСС и АД.

3. Укажите систему поражения.

4. Выделите основные синдромы поражения.
Задача № 2

Мать Ани Д. 7 лет, обратилась к врачу с жалобами на кашель, насморк, повышение температуры до 38 - 38,50 С у девочки. Ребенок болел в течение 7 дней, появился насморк, сухой кашель, першение в горле, субфебрильная температура (37,40 С - 37,50 С), недомогание. Лечились тепловыми процедурами, отваром трав, кашель стал более влажным, глубоким, но последние 3 дня девочка лихорадила до 38,60С - 390 С.

При осмотре врачом выявлено: кожные покровы умеренно бледные, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. ЧД - 30 мин. Над легкими перкуторно легочный звук, справа ниже угла лопатки укорочение легочного звука. Аускультативно здесь же крепитация. Тоны сердца ритмичные, громкие, ЧСС 100 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень у края реберной дуги.

Вопросы: 1. Оцените ЧД и ЧСС.

2. Укажите систему поражения.

3. Выделите основные синдромы поражения.

4. Какое заболевание можно предположить?

5. Какие дополнительные методы исследования целесообразно провести для подтверждения Вашего предположения?

Задача № 3

Витя Н. 7 месяцев доставлен в стационар «скорой помощью» в связи с затруднением дыхания, повышением температуры до 38 С0, с грубым сухим кашлем. Болел 3 дня. Появилась осиплость голоса, насморк, лающий кашель, затем затруднение дыхания, которое последние 4 часа нарастает.

Объективно: мальчик бледный, беспокойный, дыхание шумное. Цианоз носогубного треугольника, ЧД - 48 в минуту, отмечается втяжение подложечной области, межреберий при дыхании, затруднен вдох. В зеве умеренная гиперемия. Над легкими перкуторно легочный звук, аускультативно - жесткое дыхание, хрипов нет. Сердечные тоны ритмичные, громкие, ЧСС - 136 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень на 2,5 см выступает из-под реберной дуги. Стул однократно кашицеобразный.
Вопросы: 1. Выделите синдромы поражения.

2. О каком заболевании можно подумать?

Задача № 4

Саша А. 7 месяцев. Заболел остро. Заболевание началось после переохлаждения с появления кашля, насморка, повышения температуры до 37,50 С, недомогания. У мальчика отмечалось снижение аппетита, беспокойный сон. Дыхание с частотой 36 в минуту при кормлении и плаче увеличивается до 42 в минуту.

При объективном обследовании: зев гиперемирован, миндалины разрыхлены. Перкуторно - над легкими легочный звук, при аускультации - дыхание жесткое, влажные разнокалиберные хрипы с обеих сторон. Тоны сердца средней громкости, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены, стул и мочеиспускание не нарушены.
Вопросы:

1. Поражение какой системы имеет место у ребенка?

2. Выделите синдромы поражения.

3. Какое заболевание можно предположить?

4. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?
Эталоны ответов к ситуационным задачам по теме

«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
Эталон к задаче № 1

1. Анамнез жизни неблагоприятный, факторы “риска”: раннее искусственное вскармливание, пищевая аллергия, наследственная отягощенность по аллергическим заболеваниям.

2. Тахикардия, тахипноэ Д : Р = 52 : 146 = 1 : 2,8 - признак одышки

3. Поражена дыхательная система.

4. Синдромы: бронхиальной обструкции, ДН II степени.