Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
Практическое занятие № 4
Тема: Семиотика поражений органов дыхания у детей
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
1. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при осмотре: семиотика кашля, осиплость голоса, афония, аденоидный тип лица, изменение формы грудной клетки, экскурсия ее половин, клинические признаки одышки, виды одышки.
2. Признаки поражения органов дыхания у детей первого года жизни, выявляемые при осмотре: пенка на губах, раздувание крыльев носа, цианоз носогубного треугольника, апноэ, участие вспомогательных мышц в акте дыхания, типы одышки (экспираторная, инспираторная, смешанная), особенности кашля.
3. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при пальпации: локальная болезненность грудной клетки, изменение голосового дрожания (усиление, ослабление).
4. Семиотика изменений перкуторного звука (тупость, укорочение, тимпанит, коробочный оттенок).
5 Изменение границ легких, экскурсии легких.
6. Симптомы увеличения внутригрудных лимфатических узлов: симптом Филатова, симптом «чаши Философова», симптом Кораньи, симптом Аркавина.
7. Семиотика изменений дыхательных шумов у детей (ослабленное дыхание, усиленное, жесткое, бронхиальное дыхание, хрипы и их виды, механизм образования, крепитанция, шум трения плевры).
8. Основные синдромы поражения органов дыхания: синдром поражения верхних дыхательных путей, синдром крупа, синдром бронхиальной обструкции, инфильтрации легочной ткани, синдромы скопления жидкости и воздуха в плевральной полости, синдром полости в легком, синдром дыхательной недостаточности (ДН). Степени тяжести ДН.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями и ситуационными задачами для контроля качества подготовки к занятию -
Подготовка рефератов и реферативных сообщений на темы:
«Синдром бронхиальной обструкции у детей»
«Синдром дыхательной недостаточности у детей»
Тестовые задания для контроля знаний по теме
«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
Выберите правильные ответы
1. Основные признаки одышки:
1) кашель, насморк
2) учащение дыхания
3) цианоз носогубного треугольника
4) аускультативно - бронхиальное дыхание
5) участие в дыхании вспомогательной мускулатуры
6) стонущее дыхание, кивательные движения головы в такт дыхания
7) поверхностное дыхание с респираторными паузами (апноэ)
2. Инспираторная одышка клинически проявляется:
1) затрудненным выдохом
2) затрудненным вдохом
3) втяжением межреберий, подложечного пространства
4) грудная клетка слабо участвует в акте дыхания
5) всеми перечисленными признаками
3. Дыхание с громкими, слышными на расстоянии вдохом и выдохом называется:
1) инспираторной одышкой 2) экспираторной одышкой
3) одышкой смешанного типа 4) стенотическим дыханием
4. Экспираторная одышка клинически проявляется:
1) затрудненным вдохом
2) затрудненным удлиненным выдохом
3) втяжением межреберных и подключичных пространств
4) грудная клетка приподнята кверху и не участвует в акте дыхания
5) всеми перечисленными признаками
5. Экспираторная одышка наблюдается при:
1) бронхиальной астме 2) бронхите
3) пневмонии 4) плеврите 5) сдавлении крупных бронхов извне
6. Ослабление голосового дрожания отмечается при:
1) пневмонии 2) выпотном плеврите
3) пневмотораксе 4) бронхите 5) опухоли
7. Усиление голосового дрожания отмечается при:
1) бронхите 2) гидротораксе
3) пневмонии 4) пневмотораксе 5) частичном ателектазе
8. Инспираторная одышка наблюдается при:
1) инородном теле в верхних дыхательных путях 2) бронхиальной астме
3) врожденном сужении гортани 4) пневмонии
5) бронхите
9. Коробочный оттенок легочного звука отмечается при:
1) бронхите 2) эмфиземе 3) экссудативном плеврите 4) ателектазе
10. Укорочение перкуторного звука отмечается при:
1) эмфиземе 2) пневмонии
3) полости в легких 4) ателектазе
5) жидкости в плевральной полости 6) пневмосклерозе
11. Тимпанический оттенок перкуторного звука отмечается при:
1) пневмотораксе 2) очаге воспаления в легких
3) ателектазе 4) плеврите
12. При перкуссии легких здорового ребенка тимпанический тон получают:
1) над ключицами 2) под лопатками
3) над сердцем 4) над пространством Траубе 5) над позвонками
13. Укорочение перкуторного тона над легкими отмечается при:
1) инфильтрации и отеке альвеол и межальвеолярных перегородок
2) ателектазе 3) сухом плеврите 4) эмфиземе
5) кровоизлиянии в легочную ткань
14. Симптом Кораньи определяется:
1) перкуторно у рукоятки грудины
2) перкуторно паравертебрально
3) перкуторно в аксиллярных отделах
4) аускультативно на остистых отростках позвонков
5) перкуторно на остистых отростках позвонков
15. Симптом Филатова определяется:
1) перкуторно паравертебрально
2) перкуторно в области рукоятки грудины
3) перкуторно в подмышечных областях
4) аускультативно на остистых отростках позвонков
5) перкуторно на остистых отростках позвонков
16. При увеличении внутригрудных лимфатических узлов отмечаются следующие симптомы, кроме:
1) симптома чаши Философова 2) симптома Кораньи
3) симптома Аркавина 4) симптома Кернига
5) симптом Филатова 6) симптома д” Эспина
17. Бронхофония у детей наблюдается при:
1) уплотнении легкого 2) ателектазе
3) бронхиальной астме 4) открытом пневмотораксе
5) бронхите
18. Шум трения плевры может наблюдаться при:
1) ателектазе 2) фибринозном воспалении плевры
3) обезвоживании 4) увеличении печени
5) диафрагмальной грыже
19. Ослабленное дыхание над легкими выслушивается при:
1) пневмонии 2) эксудативном плеврите
3) бронхите 4) сухом плеврите
5) у тучных детей 6) ателектазе
20. Дыхательная недостаточность I степени у детей ясельного возраста характеризуется:
1) одышкой в состоянии покоя
2) одышкой при нагрузке
3) тахикардией в состоянии покоя
4) наличием цианоза носогубного треугольника при нагрузке
5) брадикардией
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме
«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
1. | 2, 3, 5, 6, 7 | 12. | 4 | | |
2. | 2, 3 | 13. | 1, 2, 5 | | |
3. | 4 | 14. | 5 | | |
4. | 2, 4 | 15. | 2 | | |
5. | 1, 5 | 16. | 4 | | |
6. | 2, 3, 5 | 17. | 1, 2, 4 | | |
7. | 3, 5 | 18. | 2, 3 | | |
8. | 1, 3 | 19. | 1, 2, 5, 6 | | |
9. | 2 | 20. | 2, 4 | | |
10. | 2, 4, 5, 6 | | | | |
11. | 1 | | | | |
Ситуационные задачи по теме
«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
Задача № 1
Саша А. 10 месяцев доставлен в стационар «скорой помощью» в связи с повышением температуры до 37,80 С и затрудненным дыханием. Заболел 3 дня назад: появился насморк, сухой кашель. После применения медового компресса на грудную клетку состояние ребенка ухудшилось: усилился кашель, мальчик стал тяжело дышать, температура повысилась до 37,50 С.
Анамнез жизни: ребенок от первой беременности, 1 срочных родов, родился с массой 3200,0 кг, длиной тела 51 см. Находился на естественном вскармливании до 2 месяцев, затем на искусственном из-за гипогалактии у матери. При приеме в пищу желтка и лимонного сока у мальчика отмечается папулезная зудящая сыпь на коже. Отец ребенка страдает поллинозом, бабушка по линии матери - бронхиальной астмой.
Объективные данные: при поступлении в стационар состояние ребенка ближе к тяжелому: лихорадит, вялый, кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника, ЧД - 52 в 1 минуту. Беспокоит частый надсадный кашель, зев ярко гиперемирован, из носа слизистое отделяемое. Отмечается втяжение межреберий, покачивание головой при дыхании. Над легкими перкуторно легочный звук с коробочным оттенком, аускультативно жесткое дыхание, сухие свистящие и влажные хрипы с обеих сторон, выдох затруднен и удлинен. Тоны сердца ритмичные, средней громкости, ЧСС - 146 в минуту. Живот мягкий, печень на 2,0 см выступает из-под реберной дуги.
Вопросы: 1. Оцените анамнез жизни ребенка.
2. Оцените ЧСС и АД.
3. Укажите систему поражения.
4. Выделите основные синдромы поражения.
Задача № 2
Мать Ани Д. 7 лет, обратилась к врачу с жалобами на кашель, насморк, повышение температуры до 38 - 38,50 С у девочки. Ребенок болел в течение 7 дней, появился насморк, сухой кашель, першение в горле, субфебрильная температура (37,40 С - 37,50 С), недомогание. Лечились тепловыми процедурами, отваром трав, кашель стал более влажным, глубоким, но последние 3 дня девочка лихорадила до 38,60С - 390 С.
При осмотре врачом выявлено: кожные покровы умеренно бледные, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. ЧД - 30 мин. Над легкими перкуторно легочный звук, справа ниже угла лопатки укорочение легочного звука. Аускультативно здесь же крепитация. Тоны сердца ритмичные, громкие, ЧСС 100 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень у края реберной дуги.
Вопросы: 1. Оцените ЧД и ЧСС.
2. Укажите систему поражения.
3. Выделите основные синдромы поражения.
4. Какое заболевание можно предположить?
5. Какие дополнительные методы исследования целесообразно провести для подтверждения Вашего предположения?
Задача № 3
Витя Н. 7 месяцев доставлен в стационар «скорой помощью» в связи с затруднением дыхания, повышением температуры до 38 С0, с грубым сухим кашлем. Болел 3 дня. Появилась осиплость голоса, насморк, лающий кашель, затем затруднение дыхания, которое последние 4 часа нарастает.
Объективно: мальчик бледный, беспокойный, дыхание шумное. Цианоз носогубного треугольника, ЧД - 48 в минуту, отмечается втяжение подложечной области, межреберий при дыхании, затруднен вдох. В зеве умеренная гиперемия. Над легкими перкуторно легочный звук, аускультативно - жесткое дыхание, хрипов нет. Сердечные тоны ритмичные, громкие, ЧСС - 136 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень на 2,5 см выступает из-под реберной дуги. Стул однократно кашицеобразный.
Вопросы: 1. Выделите синдромы поражения.
2. О каком заболевании можно подумать?
Задача № 4
Саша А. 7 месяцев. Заболел остро. Заболевание началось после переохлаждения с появления кашля, насморка, повышения температуры до 37,50 С, недомогания. У мальчика отмечалось снижение аппетита, беспокойный сон. Дыхание с частотой 36 в минуту при кормлении и плаче увеличивается до 42 в минуту.
При объективном обследовании: зев гиперемирован, миндалины разрыхлены. Перкуторно - над легкими легочный звук, при аускультации - дыхание жесткое, влажные разнокалиберные хрипы с обеих сторон. Тоны сердца средней громкости, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены, стул и мочеиспускание не нарушены.
Вопросы:
1. Поражение какой системы имеет место у ребенка?
2. Выделите синдромы поражения.
3. Какое заболевание можно предположить?
4. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?
Эталоны ответов к ситуационным задачам по теме
«Семиотика поражений органов дыхания у детей»
Эталон к задаче № 1
1. Анамнез жизни неблагоприятный, факторы “риска”: раннее искусственное вскармливание, пищевая аллергия, наследственная отягощенность по аллергическим заболеваниям.
2. Тахикардия, тахипноэ Д : Р = 52 : 146 = 1 : 2,8 - признак одышки
3. Поражена дыхательная система.
4. Синдромы: бронхиальной обструкции, ДН II степени.